Начало обучения в школе – один из сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Адаптация ребенка к школе – процесс длительный, связанный со значительным напряжением всех сил организма. Правильно организованная работа по этой проблеме – залог успешного обучения детей в среднем и старшем звене.
Большое количество детей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения. Дети, получившие семейное воспитание, оказываются неготовыми к реальным условиям и требованиям школьного обучения.
Все это привело к созданию в школе подготовительных классов - Малышкиной школы. Работа Малышкиной школы отвечает интересам семьи, интересам школы и самого ребенка. Такие подготовительные классы способствуют быстрейшему формированию у детей желания учиться, поверить в свои силы и личностную значимость. Дети первых классов быстрее и безболезненнее адаптируются к условиям школьного обучения.
Малышкина школа (школа для детей 5 – 6 лет) реализует преемственность между дошкольной подготовкой и начальной школой, дает возможность педагогам и родителям помочь детям подготовиться к обучению в школе.
Цель обучения в Малышкиной школе состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Реализация цели предполагает решение ряда задач.
- Воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям.
- Развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей.
- Развитие у детей стремления к школьному обучению, интереса к школе, новой социальной позиции школьника.
- Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Малышкина школа начинает свою работу с 1 октября по 30 апреля текущего учебного года по 3 занятия в день два раза в неделю. Продолжительность занятий 25 – 30 минут. Наполняемость группы – 10 – 12 человек.
Занятия Малышкиной школы ведутся по учебному плану, утвержденному на методическом совете и согласованном с директором школы.
Программы, использованные для организации занятий, составлены на основе программ дошкольной подготовки по системе «Школа 2100» и включают в себя занятия
- Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
- Математика
- Информатика
- Английский язык
Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. В основе занятий лежит принцип ведущей (игровой) деятельности.
Комплексно – игровой метод организации занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Некоторые варианты организации занятий с использованием:
- сюжетов сказок;
- элементов фольклора;
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
- литературных персонажей;
- известных и придуманных игр;
- элементов сюжетно-дидактических игр;
- сюжетов и героев мультфильмов.
Урок обучения грамоте
Тема: «Звуки [м], [м'],[н], [н'], [п], [п']».
Цели: продолжить знакомство со звуками [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'] буквами М, Н, П; развитие речи, мышления, фонематического слуха.
Ход занятия
1. Орг. момент.
- Знаете ли вы сказки?
- А какие сказки любите?
- О какой сказке идет речь:
«Жила-была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше… Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку. С тех пор девочка всюду ходила в своей новой, нарядной красной шапочке.» (Ш.Перро. Красная)
Я предлагаю рассказать сказку про Красную шапочку, но по-новому. А вы мне будете помогать.
2. Повторение изученного
- Жила была Красная шапочка. Вот в таком домике. Приложение 1*
- Посмотрите на этот домик, какие буквы в нем увидели?
Каждое утро она просыпалась, умывалась и бежала на кухню, посмотреть, что делает мама. А мама все утро работала: мыла, варила, пекла, стряпала, жарила. И Красная шапочка с удовольствием ей помогала. Давайте и мы поможем. Для этого добавьте слог НА (слог записан на доске) вначале слова, посмотрим, что у нас получится:
Учитель: варила – мыла – пекла – стряпала – жарила - |
Дети: наварила намыла Напекла настряпала нажарила |
Предложила мама Красной шапочке навестить бабушку. Девочка с удовольствием согласилась. Взяла она корзинку, а на корзинку буква П.
Значит, взять она может только продукты в которых есть эта буква. (Дети называют слова: пирожки, пирожные, пудинг и т.д.)
Попрощалась Красная шапочка с мамой и пошла по дорожке. Идет, цветочки рассматривает.
Чтение слогов
А на встречу ей
- Что сказал волк девочке? (дети рассказывают часть сказки)
И пошел волк по короткой дороге, а Красная шапочка - по длинной. И мы пройдем по дорожке с Красной шапочкой:
(Чтение слогов)
- Кто помнит, что было дальше? (Дети рассказывают, что волк съел бабушку)
Но ведь у нас сказка по-новому, поэтому все было вот как.
Прибежал волк к домику бабушки. Дверь в дом закрыта. Постучал волк. А бабушка говорит: «Прочитай, что написано на секретном замке, дверь и откроется». Но волк читать не умеет. Повертелся он возле домика и убежал в лес. А Красная шапочка пришла и прочитала, что написано на замке.
Чтение слов:
О | НА | МИ | УМ |
НА | М | НА | НА |
О-НА | НАМ | МИ-НА | УМ-НА |
Вот как хорошо уметь читать.
3. Обобщение
А какие буквы нам помогали?
- Какие звуки они обозначают?
- Почему звуки [п], [п'] в соломенной шляпке?
- Почему звуки [м], [м'], [н], [н'] в шапочке-колокольчике?
- Какие звуки в синих башмачках? Почему?
- А что говорят нам зеленые башмачки?
4. Работа в тетради «Наши прописи» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
С. 15.
4. Итог урока.
Работа с картой города Звуков.
- Закрасьте крыши домиков тех букв, которые нам сегодня помогали.
На какой улице они живут? (На улице согласных)
Тема: Двойной звук [Й, Э], буква Е.
Цель: Познакомить со звуками [Й, Э], буквой Е
Оборудование: пособие для занятий с дошкольниками «По дороге к Азбуке», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р., Тетрадь для дошкольников «Наши прописи», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Знаете ли вы сказку «По щучьему веленью»?
- Я буду ее вам рассказывать, а вы мне будете помогать.
В одной деревне жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Старшие братья работают, а Емеля целый день на печке лежит и ничего не делает.
Вот однажды уехали братья на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
- Неохота...
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну ладно.
Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошёл на речку. Стал рубить лед, а на улице мороз, вода в реке замерзла. Поможем Емеле. Прочитайте слоги и слова, лед и расколется.
Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Хочет Емеля поймать щуку, да не может. Поможем Емеле прочитаем слоги:
Изловчился и ухватил щуку в руку:
- Вот уха будет сладка!
Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:
- Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
А Емеля смеётся:
- На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
Щука взмолилась опять:
- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.
- А что же было дальше? (свободные высказывания детей).
- На чем же научился ездить Емеля? (на печи)
2. Изучение нового.
Вот и наши друзья, Ежик, Лисенок и Сова, возле последнего домика на улице заметили печку. Подойдя ближе, игрушки увидели, что на печи спит паренек. Ежик догадался, что это Емеля. Игрушки стали рассуждать, прилично ли будет разбудить Емелю. Но это делать не пришлось. Емеля сам проснулся. Он очень удивился, что игрушки разговаривают. Познакомившись поближе, Емеля предложил игрушкам прокатиться на печке. Лисенок не мог поверить, что печка сможет сама ехать по улицам.
- А вы ребята, как думаете, это возможно?
Емеля рассказал, что он знает отличное средство, которое лучше мотора, это волшебное заклинание: «По щучьему веленью, по - моему хотенью, прокати нас печка по городу!» И печка поехала, да так быстро, что дух захватило. А Емеля Толька покрикивал: «Е-е-е!».
- Ребята, А вы догадались в домике какого звука жил Емеля? (Звук [Й Э])
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
- Из каких звуков состоит звук [Й Э]?
- Что делают губы, когда произносим этот звук?
Рассмотрите, как выглядит хозяин этого домика. Почему у него башмачки разного цвета? (Зеленый – обозначает мягкий согласный [Й], красный – гласный звук [Э]).
Какие двойные звуки мы знаем?
Решите примеры:
4. Работа по определению места звука [Й Э] в словах.
- Закрасьте красным цветом нужную клетку.
5. Добавьте [Й Э] в начало слов
___меля, ___фим, ___рши, ___сли, ___гор, ___ва, ___рунда, __жи.
6. Бука Е.
- На что похожа буква Е?
- Каким цветом нужно ее заштриховать?
7. Придумайте слова к данным схемам:
8. Кроссворд.
- Посмотрите на рисунок и впишите слова в кроссворд.
(ведро, дым, снег, лёд, пояс)
- Какое слово получилось по вертикали? (Емеля)
9. Работа в прописях, с.30.
- Что рисуют Ежик и лисенок? (ель, ёлку)
- Почему Ежик говорит, что это слово начинается на Е, а Лисенок на Ё?
Обведите буквы Е и Ё.
10. Итог.
- С каким звуком познакомились?
- Какой буквой обозначается?
*Приложение можно получить у автора статьи.