Цели урока:
Образовательная:
- Создать условия для формирования знаний физических и химических свойств воды.
- Начать формировать представления о важнейших классах неорганических соединений: кислотах и основаниях.
- Научить записывать уравнения реакций воды с активными металлами, оксидами металлов и неметаллов.
Воспитательная:
- Создать условия для воспитания навыков сотрудничества, формирования коммуникативных качеств.
- Способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового, расширению кругозора школьников.
Развивающая:
- Создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить существенные признаки понятий.
- Содействовать развитию представлений учащихся о типах химических реакций, умения применять знания полученные ранее.
Основные понятия.
Гидроксид металла, основание, гидроксильная группа, кислоты.Планируемые результаты обучения. Уметь составлять уравнения реакций воды с некоторыми металлами и оксидами металлов и неметаллов.
Демонстрации. Взаимодействие воды с натрием, магнием, оксидом кальция, оксидом фосфора(V).
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBord;
- Приложение 1: презентация PowerPoint “Вода”;
- Приложение 2: презентация Smart Notebook “Свойства воды”;
- Приложение 3: апрель (звуковой файл);
- Наглядно – демонстрационное оборудование.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ИКТ – сопровождение | |
I. | Организационный момент. | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. | |
II. | Целеполагание, планирование деятельности. | Создает условия для формулировки темы, цели урока учащимися и её осознания. Предлагает учащимся, основываясь на текст слайдов, определить тему урока. | Формулируют тему и цели урока. Записывают тему. |
Приложение 1 слайды 1-6, по выходу слайда №1 – переход на гиперссылку – приложение 3 (звуковой файл). |
Организуя беседу, создает условия для
составления плана урока.
|
Предлагают план изучения новой темы, путём переноса ранее изученного материала. | Приложение 1 слайд 7. | ||
III. | Организационно-деятельностный. 1. Изучение физических свойств воды. 2. Изучение химических свойств воды. |
Организует беседу о физических свойствах воды с опорой на знания учащихся и на материалы презентации “Вода” слайды 1- 6. | Участвуют в беседе, делают записи в тетради. | Приложение 1 слайд 8-12. |
1. Предлагает учащимся таблицу для
записи химических свойств воды. В графе
“уравнения реакции” предлагает учащимся делать
запись одного из выполненных уравнений
реакций. 2. Возвращается к плану изучения химических свойств. Организует изучение химических свойств воды и отработку умения составлять химические уравнения, характеризующие её свойства. Координирует деятельность учащихся. Знакомит учащихся с рядом активности металлов. 1. Взаимодействие воды с металлами. а) Взаимодействие воды с активными металлами. Демонстрация (Видеодемонстрация): взаимодействие натрия с водой. Демонстрация (возможна замена на видеодемонстрацию): взаимодействие калия и кальция фосфора с водой. б) Взаимодействие воды с металлами средней активности Демонстрация взаимодействия магния с водой. в) Отношение воды к неактивным металлам. Знакомит учащихся с понятиями: - гидроксогруппа; 2. Взаимодействие воды с оксидами активных металлов. Демонстрация взаимодействия оксида кальция, с водой. 3. Взаимодействие воды с оксидами неметаллов. Демонстрация взаимодействия оксида фосфора (5) с водой (возможна замена на видеодемонстрацию). 4. Разложение воды. |
Знакомятся с таблицей.
Участвуют в изучении материала. Делают выводы о возможности реакций. Выполняют, предлагаемые по ходу изучения материала, задания (используя готовые объекты, составить уравнения реакции – передвигают, составляют). Делают записи в таблице.
Участвуют в изучении материала. Выполняют задания. Делают записи в таблице. Участвуют в изучении материала. Выполняют задания. Делают записи в таблице.
Самостоятельно записывают уравнение реакции. |
Приложение 1 слайд 12, гиперссылка со
слайда на Приложение 2 - стр. 1 . Приложение 2 - стр. 2
.
Приложение 2 стр. 2, гиперссылка на видеофильм, гиперссылка на 3 страницу доски (шторка). Цветом обозначены особенности групп: красный – не взаимодействуют; зелёный – взаимодействуют; жёлтый – будут рассмотрены позже. Приложение 2 стр. 2, гиперссылка на 4 страницу доски.
Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 5 страницу доски. Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 6 страницу доски.
Приложение 2 стр. 3, гиперссылка на 7 страницу доски. |
||
Предлагает сделать вывод о химических свойствах воды. | Участвуют в беседе. | |||
IV. | Рефлексия. | Предлагает задание по закреплению изученного материала. | Выполняют задания с использованием флеш-объектов. | Приложение 2 стр. 8. Задание приготовлено с использованием ресурсов интерактивной доски. |
Организует анализ степени продвижения по теме. | Анализируют степень продвижения по теме (исходя из ранее составленного плана). | Приложение 2 стр. 2. | ||
Создаёт условия для заключительной
рефлексии:
|
Рефлексируют свои знания. | Приложение 3. | ||
V. | Домашнее задание. | Предлагает домашнее задание на следующий урок: прочитать стр.84-85, проработать записи в тетради. Индивидуально: подготовить сообщение об охране водных ресурсов. | Записывают задание в дневник. | Приложение 2 стр. 9. |
Вариант таблицы для учащихся
Химические свойства воды | Уравнение химической реакции | Тип реакции |
1. Взаимодействие воды с ... | ||