Интегрированный урок (литературное чтение + технология) по творчеству А.С. Пушкина ("Сказка о царе Салтане")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с поэтическими сказками А.С.Пушкина.
  • Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
  • Прививать читательский интерес к лирическим произведениям русской классической литературы.
  • Обучить учащихся навыкам конструирования изделий из бумаги.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.
  • Продолжить изучение произведения А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • презентация к уроку,
  • цветная бумага,
  • клей,
  • ножницы,
  • дополнительные украшения.

Продолжительность: 2 часа

Ход урока

I. Повторение ранее изученного (биография великого русского поэта А.С.Пушкина).

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.С.Пушкина.

Кто вспомнит даты жизни и смерти поэта? (1799-1837)

Где родился поэт? (г. Москва)

Где учился юный Пушкин? (Царско-Сельский лицей под С-Петербургом)

Где еще жил А.С.Пушкин? (С-Петербург, Одесса, Крым, Москва)

- За свой творческий путь А.С.Пушкин оставил огромный след в русской литературе. Он создал множество замечательных стихотворений, сказок, баллад, поэм, с некоторыми из них мы уже познакомились. Пушкин-писатель сочинил интересные прозаические произведения и великолепный роман в стихах "Евгений Онегин", которые вам еще предстоит изучать в старших классах школы. Особое место в творческом наследии Александра Сергеевича принадлежит его прекрасным сказкам.

II. Знакомство с новым материалом: "Ах, что за прелесть эти сказки".

- Мы уже беседовали с вами о той роли, которую сыграла в Судьбе Пушкина няня Арина Родионовна. Её народные русские сказки потрясли воображение автора, оставили неизгладимый след в его судьбе, а значит и в творчестве. Вот и появились на свет такие замечательные произведения.

- Кто вспомнит, какие сказки Пушкина в детстве вам читали? (дети перечисляют произведения)

- Ребята, а сегодня мы отправимся в гости к царю Салтану его сыну князю Гвидону и, конечно - же, к царевне Лебедь.

А попасть в эту сказку нам помогут картины, которые нарисованы в замечательной художественной технике - палехской миниатюре. (Иллюстрации к сказкам меняются в зависимости от текста.)

III. Учитель и дети (которые владеют выразительной техникой чтения) начинают читать текст сказки.

IV. Физкультминутка (используется четверостишье)

"Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах"

V. Прочитав отрывок из сказки, ставлю вопросы по прочитанному тексту:

- Вас заинтересовала эта сказка? Почему?

- Охарактеризуйте основных героев сказки.

- Ваше отношение к их поступкам?

- Были ли слова для вас непонятные?

- Встречаем ли мы их сейчас в нашей речи?

(Разбор слов)

  • Молвить - сказать, произнести.
  • Светлица - светлая, парадная комната в доме.
  • Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
  • Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
  • Сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
  • Грамота - в старину: письмо, записка.
  • Хмельной - пьяный.
  • Гулливый - любящий гулять.
  • Лук - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.
  • Очи - глаза.
  • Терем - высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными пристройками.
  • Величавый - исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий доверие к себе.
  • Восвояси - домой, к себе.
  • Свекровь - мать мужа.

VI. Инструктаж по технике безопасности работы с режущим инструментом и клеем.

VII. Вводная беседа о целях и задача урока.

- Ребята на уроке труда мы продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Мы будем делать кукольные фигуры персонажей "Сказки о царе Салтане", которые в дальнейшем будут использованы в классном театре при чтении сказки. Давайте внимательно рассмотрим красочные иллюстрации к сказке А.С.Пушкина.

- Мы с вами уже говорили, что любой народ всегда стремился к красоте, его мечты воплощались в предметах народного быта и конечно в одежде героев былин и сказок.

- Давайте рассмотрим нарядные костюмы героев, изображенные на картинках.

Их платья подчеркивают неземную красоту женщин, делают их похожими на прекрасные цветы.

- Познакомьтесь с одеянием, которое носили в далеком прошлом, обратите внимание на рубахи, сарафаны, душегреи, кокошники. Определите, какие элементы костюма вы будете использовать в своей работе.

VIII. Работа над куклой.

- Выберите себе полюбившегося героя сказки, фигурку которого вы станете делать.

Учитель рассказывает об особенностях конструкции куклы, ее составных частях (для соблюдения соразмерности деталей куклы, раздает шаблоны и заготовки рук, кос и бород).

Первый этап работы.

  1. Свертывание большого конуса - сарафан, платье, шуба.
  2. Выравнивание конуса.
  3. Нанесение орнамента.
  4. Прикрепление рук к конусу.

Второй этап работы.

  1. Свертывание малого конуса - заготовка для головы.
  2. Вырезание нужного контура для головы.
  3. Наклеивание лица.
  4. Приклеивание короны, кокошника, косы, шапки с бородой.
  5. Соединение двух конусов.

В процессе работы детей, учитель читает текст сказки.

IX. Итог урока:

  • Что нового и интересного вы узнали на уроке?
  • Кто из героев сказки вам особенно понравился?
  • Оценка работ учащихся

X. Домашние задание

Выразительное чтение текста сказки, приготовить монолог своего кукольного персонажа.