Цели урока:
- Познакомить учащихся с поэтическими сказками А.С.Пушкина.
- Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами.
- Прививать читательский интерес к лирическим произведениям русской классической литературы.
- Обучить учащихся навыкам конструирования изделий из бумаги.
- Развивать воображение и творческие способности детей.
- Продолжить изучение произведения А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане.
Оборудование:
- мультимедийный проектор,
- презентация к уроку,
- цветная бумага,
- клей,
- ножницы,
- дополнительные украшения.
Продолжительность: 2 часа
Ход урока
I. Повторение ранее изученного (биография великого русского поэта А.С.Пушкина).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества А.С.Пушкина.
Кто вспомнит даты жизни и смерти поэта? (1799-1837)
Где родился поэт? (г. Москва)
Где учился юный Пушкин? (Царско-Сельский лицей под С-Петербургом)
Где еще жил А.С.Пушкин? (С-Петербург, Одесса, Крым, Москва)
- За свой творческий путь А.С.Пушкин оставил огромный след в русской литературе. Он создал множество замечательных стихотворений, сказок, баллад, поэм, с некоторыми из них мы уже познакомились. Пушкин-писатель сочинил интересные прозаические произведения и великолепный роман в стихах "Евгений Онегин", которые вам еще предстоит изучать в старших классах школы. Особое место в творческом наследии Александра Сергеевича принадлежит его прекрасным сказкам.
II. Знакомство с новым материалом: "Ах, что за прелесть эти сказки".
- Мы уже беседовали с вами о той роли, которую сыграла в Судьбе Пушкина няня Арина Родионовна. Её народные русские сказки потрясли воображение автора, оставили неизгладимый след в его судьбе, а значит и в творчестве. Вот и появились на свет такие замечательные произведения.
- Кто вспомнит, какие сказки Пушкина в детстве вам читали? (дети перечисляют произведения)
- Ребята, а сегодня мы отправимся в гости к царю Салтану его сыну князю Гвидону и, конечно - же, к царевне Лебедь.
А попасть в эту сказку нам помогут картины, которые нарисованы в замечательной художественной технике - палехской миниатюре. (Иллюстрации к сказкам меняются в зависимости от текста.)
III. Учитель и дети (которые владеют выразительной техникой чтения) начинают читать текст сказки.
IV. Физкультминутка (используется четверостишье)
"Ветер на море гуляет,
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах"
V. Прочитав отрывок из сказки, ставлю вопросы по прочитанному тексту:
- Вас заинтересовала эта сказка? Почему?
- Охарактеризуйте основных героев сказки.
- Ваше отношение к их поступкам?
- Были ли слова для вас непонятные?
- Встречаем ли мы их сейчас в нашей речи?
(Разбор слов)
- Молвить - сказать, произнести.
- Светлица - светлая, парадная комната в доме.
- Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
- Гонец - человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием.
- Сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга.
- Грамота - в старину: письмо, записка.
- Хмельной - пьяный.
- Гулливый - любящий гулять.
- Лук - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой.
- Очи - глаза.
- Терем - высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными пристройками.
- Величавый - исполненный внутреннего достоинства, величия, внушающий доверие к себе.
- Восвояси - домой, к себе.
- Свекровь - мать мужа.
VI. Инструктаж по технике безопасности работы с режущим инструментом и клеем.
VII. Вводная беседа о целях и задача урока.
- Ребята на уроке труда мы продолжим знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Мы будем делать кукольные фигуры персонажей "Сказки о царе Салтане", которые в дальнейшем будут использованы в классном театре при чтении сказки. Давайте внимательно рассмотрим красочные иллюстрации к сказке А.С.Пушкина.
- Мы с вами уже говорили, что любой народ всегда стремился к красоте, его мечты воплощались в предметах народного быта и конечно в одежде героев былин и сказок.
- Давайте рассмотрим нарядные костюмы героев, изображенные на картинках.
Их платья подчеркивают неземную красоту женщин, делают их похожими на прекрасные цветы.
- Познакомьтесь с одеянием, которое носили в далеком прошлом, обратите внимание на рубахи, сарафаны, душегреи, кокошники. Определите, какие элементы костюма вы будете использовать в своей работе.
VIII. Работа над куклой.
- Выберите себе полюбившегося героя сказки, фигурку которого вы станете делать.
Учитель рассказывает об особенностях конструкции куклы, ее составных частях (для соблюдения соразмерности деталей куклы, раздает шаблоны и заготовки рук, кос и бород).
Первый этап работы.
- Свертывание большого конуса - сарафан, платье, шуба.
- Выравнивание конуса.
- Нанесение орнамента.
- Прикрепление рук к конусу.
Второй этап работы.
- Свертывание малого конуса - заготовка для головы.
- Вырезание нужного контура для головы.
- Наклеивание лица.
- Приклеивание короны, кокошника, косы, шапки с бородой.
- Соединение двух конусов.
В процессе работы детей, учитель читает текст сказки.
IX. Итог урока:
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
- Кто из героев сказки вам особенно понравился?
- Оценка работ учащихся
X. Домашние задание
Выразительное чтение текста сказки, приготовить монолог своего кукольного персонажа.