Урок математики "Умножение на трёхзначное число" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: рефлексия

Цель урока:

1.Сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.

2. Тренировать способность к умножению на трёхзначное число, в разряде десятков которого стоит нуль (0).

3. Повторить и закрепить решение составных уравнений, решение задач на взаимосвязь величин: “скорость”, “время”, “расстояние”, “цена”, “количество”, “стоимость”; отработать навыки вычислений.

Демонстрационный материал:

  • таблицы для этапа актуализации знаний

  • эталон (опорная схема) для этапа актуализации знаний

  1. таблица фиксирования результатов работы класса на доске:

  • карточки целеполагания:

  • алгоритм решения составного уравнения:

  • запись дополнительного задания на доске;
  • запись домашнего задания на доске;
  • портрет Г-Х Андерсена;
  • образец для самостоятельной работы № 1.
  • слайды

Раздаточный материал (каждому ребенку):

  • Конверт, отмеченный красным цветом:

Самостоятельная работа № 1:

  • Конверт, отмеченный желтым цветом:

Эталон самостоятельной работы № 1:

Подробный образец задания, отмеченного звездочкой:

Подробный образец заданий по выбору:

Самостоятельная работа № 2:

  • Конверт, отмеченный зеленым цветом:

  • Конверт с подробным образцом дополнительного задания на столе у учителя:

Подробный образец дополнительных заданий:

  • Вопросы на этапе рефлексии:

  • Алгоритм исправления ошибок:

  • Алгоритм решения составного уравнения:

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель этапа:

1) мотивация учащихся к учебной деятельности;

2) определение содержательных рамок урока.

Организация учебного процесса на этапе 1:

- Что нового вы вчера открыли? (Способ умножения на трёхзначное число, в разряде десятков которого стоят нули (0)).

Учитель вывешивает карточку с темой урока на доску “Умножение на трехзначное число”.

- Чем знаменателен сегодняшний день?

(2 апреля – День детской книги. Празднуется в День рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности (12-15мин.)

Цель этапа:

1) актуализировать учебное содержание: умножение на однозначное число, умножение круглых чисел, умножение на трехзначное число, в разряде десятков которого стоят нули, сложение многозначных чисел, формула пути;

2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия;

3) зафиксировать повторяемые понятия и алгоритмы с помощью эталонов;

4) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;

5) организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 2:

1. Повторение способа умножения на однозначное число, формулы пути.

– Какие сказки этого писателя вы знаете? (…)

- Отгадайте, о какой сказке мы сегодня с Вами поговорим:

Всё вокруг покрыто льдами.
Вот хозяйка перед нами.
Среди льдов там спрятан Кай…
Что за сказка, отгадай. (“Снежная Королева”)

- На чём передвигалась Снежная Королева?

Задача. Скорость саней Снежной Королевы 750 м/мин. Какое расстояние преодолеет Снежная Королева за 7 минут?

Учитель записывает известные данные на доску:

750 м/мин 7 минут

Ученик записывает решение задачи у доски: 750 · 7 = 5 250 (м)

- Какой формулой воспользовались? (Формулой пути)

- Как найти расстояние? (путь = скорость · время, или S = ? · t)

- Какими способами действий воспользуемся? (Умножением круглых чисел и умножением на однозначное число)

(Учитель вывешивает карточки. Ученик комментирует решение выражения, проговаривая правило умножения круглых чисел, и алгоритм умножения многозначного числа на однозначное)

Ответ: за 7 минут Снежная Королева преодолеет 5 250 метров.

2. Повторение способа умножения на трехзначное число, в разряде десятков которого нуль.

- Мальчик Кай в замке у Снежной Королевы занимался тем, что складывал из льдинок слова и различные фигуры. Вот какой красивый цветок у него получился.

Учитель читает задачу: Чтобы создать такой цветок Каю понадобилось 126 льдинок. сколько льдинок понадобится, чтобы построить 205 цветов?

Ученик у доски решает задачу, комментирует умножение:

Ответ: 25 830 льдинок нужно, чтобы построить 205 цветов.

- Каким способом действий воспользуемся? (Умножением на 3-хзначное число, в разряде десятков которого – “0”.)

Учитель указывает на правило (опорная схема).

Что необходимо помнить в записи суммы неполных произведений? Что важно учесть в этом способе действий? (В записи суммы число сотен сдвигают на 2 разряда влево).

Решая эти задачи, какой учебный материал мы с вами повторили? (Повторили способы действий:

Как понять, усвоили вы эту тему?

Учитель указывает на табличку

(Надо выполнить с/р и проверить себя)

- Какую цель поставили перед собой? (Проверим, как научились умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит нуль. Будем тренировать способность находить и исправлять ошибки).

Учитель вывешивает карточку

- А что значит “найти и исправить ошибку”? ( Это определить ГДЕ? – место и ПОЧЕМУ? - причина ошибки).

Учитель вывешивает карточки целеполагания на доску.

- Мы повторили способы действий. Какие из перечисленных на доске необходимо использовать при умножении на трехзначное число, в разряде десятков которого нуль?

(Ученики перечисляют нужные способы действий, учитель их нумерует)

 

- Вы будете выполнять самостоятельную работу № 1

Время ограничено – 5 минут.

- Кто досрочно найдёт значение выражений, может выполнить задание повышенной трудности, обозначенное звездочкой.

3. Выполнение самостоятельной работы № 1 и самопроверка по образцу.

На доске учитель открывает ответы:

-Проверьте по образцу правильность выполнения работы, поставьте “+” рядом с верно выполненным заданием, и “?” рядом с неверно выполненными заданиями в таблице фиксации результатов.

- Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения.

Физ. минутка

3. Локализация затруднений (3-4 мин.)

Цель этапа:

1) тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок, формировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;

2) уточнить индивидуальные цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- У кого совпал ответ в первом выражении?

- Во втором выражении?

(Учитель фиксирует количество ошибок класса во 2 колонку таблицы фиксации результатов.)

- У кого всё верно, что будете делать? (Проверим решение по эталону (в конверте, отмеченным красным цветом)

- А когда закончите и убедитесь, что работа выполнена верно, чем вы можете заняться?

(Выполним дополнительное задание и проверим его по подробному образцу (в конверте на столе у учителя)

На доске запись дополнительного задания:

Учебник: с.39 № 8, 7.

Дети начинают работу.

- Что делать тому, у кого ответ не совпал? Что поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)

- Какова дальнейшая цель вашей работы? (Найти место и причину ошибки, исправить её. Выяснить, где и почему возникло затруднение.)

Построение проекта выхода из затруднений (8-9 мин.)

Цели этапа:

  • формировать способность к коррекции собственной деятельности;
  • организовать построение детьми проекта выхода из затруднения (исправления своих ошибок).

Организация учебного процесса на этапе 4:

– Кто уже определил место и причину ошибки?

- Заполните колонку 3 (Причина ошибки – способ действия)

- Кто не смог определить место и причину ошибки? Как быть (Проверить по эталону.)

- Кто нашёл свою ошибку, проверьте себя. Достаньте эталон из конверта, отмеченного красным цветом.

- В вашей записи подчеркните место ошибки.

- В применении какого способа действия вы зафиксировали ошибку?

Учащиеся называют способ действия.

- Заполните в таблице третью графу.

- Кто допустил ошибку на умножение на однозначное число?

- Кто допустил ошибку на табличное умножение?

- Кто допустил ошибку на запись неполных произведений?

- Кто допустил ошибку на сложение многозначных чисел – неполных произведений?

- Итак, мы вместе постарались определить причины ошибок, как будете исправлять свои ошибки?

( Выполним задание ещё раз. Выпишем пример, в котором была ошибка и решим его.)

- Как ещё потренироваться, чтобы не допускать ошибок в с/р. № 2?

(Выберем подобный пример из заданий по выбору (конверты отмечены красным цветом) Решим и проверим его по подробному образцу (конверты отмечены желтым цветом).

- Работайте сами дальше по схеме исправления ошибок, определите причину ошибок; выберите примеры на свою ошибку из задания по выбору.

- Цель дальнейшей деятельности? (Исправить свои ошибки, потренироваться, проверить правильность выполнения задания по выбору)

5. Обобщение затруднений во внешней речи (2-3 мин.)

Цель этапа:

1) воспроизведение способов действий, вызвавших затруднение, во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Заполним в таблице фиксации результатов колонку 4.

-Кто выполнил задание по выбору верно?

(Учитель тоже фиксирует количество результатов в таблицу.)

- Какие способы действий вызвали затруднения?

- Как правильно умножить на трехзначное число, в разряде десятков которого стоят нули (0).

- Что необходимо помнить в записи суммы произведений?

- Как правильно умножить на однозначное число?

(Ученики проговаривают правило или способ действия)

6. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

  • интериоризация способов действий, вызвавших затруднения;
  • фиксация достижения индивидуальной цели.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Ученики, не допустившие ошибок, проверяют правильность выполнения дополнительных заданий по подробному образцу.

Учитель обращается к детям, допустившим ошибки:

- Какие задания будете выполнять в самостоятельной работе № 2? (Только подобные тем, в которых была ошибка).

- Когда решите только те задания, в которых была ошибка, как себя проверите? (По подробному образцу (конверты отмечены зеленым цветом).

Дети выполняют самостоятельную работу № 2.

После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.

- Заполните последнюю графу 5.

– Кому удалось выполнить с/р № 2 без ошибок?

(Учитель фиксирует результат в общей таблице на доске (Графа 5).

Проверка детей, выполняющих дополнительные задания.

- Что помогало при решении уравнений? (Алгоритм решения составного уравнения)

- Кто не допустил ошибок при решении дополнительного задания?

7. Рефлексия деятельности

Цель этапа:

  • самооценка результатов деятельности;
  • осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок), зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
  • согласование домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 7:

– Какова была цель нашего урока? (Учились находить и исправлять свои ошибки).

- Кто достиг цели, нашёл свою ошибку, определил её причину?

- Дайте анализ своей деятельности. Над чем предстоит ещё работать?

Учащиеся, пользуясь вопросами рефлексии на карточках, дают самооценку результатов своей деятельности.

Дифференцированное домашнее задание:

  1. с.40 № 2 (2 строка, 2 и 4 пример) – при ошибках на способы действий.
  2. с.42 № 9 – всем: примеры на умножение – по желанию.
  3. Решение уравнений с.39 № 8(б) – кто решил дополнительное задание.
  4. Сб. с/р.: с.80 № 4. (простые уравнения)- у кого ошибки в названии компонентов.