Тип урока: рефлексия
Цель урока:
1.Сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
2. Тренировать способность к умножению на трёхзначное число, в разряде десятков которого стоит нуль (0).
3. Повторить и закрепить решение составных уравнений, решение задач на взаимосвязь величин: “скорость”, “время”, “расстояние”, “цена”, “количество”, “стоимость”; отработать навыки вычислений.
Демонстрационный материал:
- таблицы для этапа актуализации знаний
- эталон (опорная схема) для этапа актуализации знаний
- таблица фиксирования результатов работы класса на доске:
- карточки целеполагания:
- алгоритм решения составного уравнения:
- запись дополнительного задания на доске;
- запись домашнего задания на доске;
- портрет Г-Х Андерсена;
- образец для самостоятельной работы № 1.
- слайды
Раздаточный материал (каждому ребенку):
- Конверт, отмеченный красным цветом:
Самостоятельная работа № 1:
- Конверт, отмеченный желтым цветом:
Эталон самостоятельной работы № 1:
Подробный образец задания, отмеченного звездочкой:
Подробный образец заданий по выбору:
Самостоятельная работа № 2:
- Конверт, отмеченный зеленым цветом:
- Конверт с подробным образцом дополнительного задания на столе у учителя:
Подробный образец дополнительных заданий:
- Вопросы на этапе рефлексии:
- Алгоритм исправления ошибок:
- Алгоритм решения составного уравнения:
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности (1-2 мин.)
Цель этапа:
1) мотивация учащихся к учебной деятельности;
2) определение содержательных рамок урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Что нового вы вчера открыли? (Способ умножения на трёхзначное число, в разряде десятков которого стоят нули (0)).
Учитель вывешивает карточку с темой урока на доску “Умножение на трехзначное число”.
- Чем знаменателен сегодняшний день?
(2 апреля – День детской книги. Празднуется в День рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в собственной деятельности (12-15мин.)
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание: умножение на однозначное число, умножение круглых чисел, умножение на трехзначное число, в разряде десятков которого стоят нули, сложение многозначных чисел, формула пути;
2) актуализировать мыслительные операции: анализ, синтез, аналогия;
3) зафиксировать повторяемые понятия и алгоритмы с помощью эталонов;
4) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы № 1;
5) организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 2:
1. Повторение способа умножения на однозначное число, формулы пути.
– Какие сказки этого писателя вы знаете? (…)
- Отгадайте, о какой сказке мы сегодня с Вами поговорим:
Всё вокруг покрыто льдами.
Вот хозяйка перед нами.
Среди льдов там спрятан Кай…
Что за сказка, отгадай. (“Снежная Королева”)
- На чём передвигалась Снежная Королева?
Задача. Скорость саней Снежной Королевы 750 м/мин. Какое расстояние преодолеет Снежная Королева за 7 минут?
Учитель записывает известные данные на доску:
750 м/мин 7 минут
Ученик записывает решение задачи у доски: 750 · 7 = 5 250 (м)
- Какой формулой воспользовались? (Формулой пути)
- Как найти расстояние? (путь = скорость · время, или S = ? · t)
- Какими способами действий воспользуемся? (Умножением круглых чисел и умножением на однозначное число)
(Учитель вывешивает карточки. Ученик комментирует решение выражения, проговаривая правило умножения круглых чисел, и алгоритм умножения многозначного числа на однозначное)
Ответ: за 7 минут Снежная Королева преодолеет 5 250 метров.
2. Повторение способа умножения на трехзначное число, в разряде десятков которого нуль.
- Мальчик Кай в замке у Снежной Королевы занимался тем, что складывал из льдинок слова и различные фигуры. Вот какой красивый цветок у него получился.
Учитель читает задачу: Чтобы создать такой цветок Каю понадобилось 126 льдинок. сколько льдинок понадобится, чтобы построить 205 цветов?
Ученик у доски решает задачу, комментирует умножение:
Ответ: 25 830 льдинок нужно, чтобы построить 205 цветов.
- Каким способом действий воспользуемся? (Умножением на 3-хзначное число, в разряде десятков которого – “0”.)
Учитель указывает на правило (опорная схема).
Что необходимо помнить в записи суммы неполных произведений? Что важно учесть в этом способе действий? (В записи суммы число сотен сдвигают на 2 разряда влево).
Решая эти задачи, какой учебный материал мы с вами повторили? (Повторили способы действий:
Как понять, усвоили вы эту тему?
Учитель указывает на табличку
(Надо выполнить с/р и проверить себя)
- Какую цель поставили перед собой? (Проверим, как научились умножать на трехзначное число, в разряде десятков которого стоит нуль. Будем тренировать способность находить и исправлять ошибки).
Учитель вывешивает карточку
- А что значит “найти и исправить ошибку”? ( Это определить ГДЕ? – место и ПОЧЕМУ? - причина ошибки).
Учитель вывешивает карточки целеполагания на доску.
- Мы повторили способы действий. Какие из перечисленных на доске необходимо использовать при умножении на трехзначное число, в разряде десятков которого нуль?
(Ученики перечисляют нужные способы действий, учитель их нумерует)
- Вы будете выполнять самостоятельную работу № 1
Время ограничено – 5 минут.
- Кто досрочно найдёт значение выражений, может выполнить задание повышенной трудности, обозначенное звездочкой.
3. Выполнение самостоятельной работы № 1 и самопроверка по образцу.
На доске учитель открывает ответы:
-Проверьте по образцу правильность выполнения работы, поставьте “+” рядом с верно выполненным заданием, и “?” рядом с неверно выполненными заданиями в таблице фиксации результатов.
- Проверив работу, вы должны были выяснить, есть ли у вас затруднения.
Физ. минутка
3. Локализация затруднений (3-4 мин.)
Цель этапа:
1) тренировать способность к выполнению действий по алгоритму исправления ошибок, формировать способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности;
2) уточнить индивидуальные цели урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- У кого совпал ответ в первом выражении?
- Во втором выражении?
(Учитель фиксирует количество ошибок класса во 2 колонку таблицы фиксации результатов.)
- У кого всё верно, что будете делать? (Проверим решение по эталону (в конверте, отмеченным красным цветом)
- А когда закончите и убедитесь, что работа выполнена верно, чем вы можете заняться?
(Выполним дополнительное задание и проверим его по подробному образцу (в конверте на столе у учителя)
На доске запись дополнительного задания:
Учебник: с.39 № 8, 7.
Дети начинают работу.
- Что делать тому, у кого ответ не совпал? Что поможет? (Алгоритм исправления ошибок.)
- Какова дальнейшая цель вашей работы? (Найти место и причину ошибки, исправить её. Выяснить, где и почему возникло затруднение.)
Построение проекта выхода из затруднений (8-9 мин.)
Цели этапа:
- формировать способность к коррекции собственной деятельности;
- организовать построение детьми проекта выхода из затруднения (исправления своих ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 4:
– Кто уже определил место и причину ошибки?
- Заполните колонку 3 (Причина ошибки – способ действия)
- Кто не смог определить место и причину ошибки? Как быть (Проверить по эталону.)
- Кто нашёл свою ошибку, проверьте себя. Достаньте эталон из конверта, отмеченного красным цветом.
- В вашей записи подчеркните место ошибки.
- В применении какого способа действия вы зафиксировали ошибку?
Учащиеся называют способ действия.
- Заполните в таблице третью графу.
- Кто допустил ошибку на умножение на однозначное число?
- Кто допустил ошибку на табличное умножение?
- Кто допустил ошибку на запись неполных произведений?
- Кто допустил ошибку на сложение многозначных чисел – неполных произведений?
- Итак, мы вместе постарались определить причины ошибок, как будете исправлять свои ошибки?
( Выполним задание ещё раз. Выпишем пример, в котором была ошибка и решим его.)
- Как ещё потренироваться, чтобы не допускать ошибок в с/р. № 2?
(Выберем подобный пример из заданий по выбору (конверты отмечены красным цветом) Решим и проверим его по подробному образцу (конверты отмечены желтым цветом).
- Работайте сами дальше по схеме исправления ошибок, определите причину ошибок; выберите примеры на свою ошибку из задания по выбору.
- Цель дальнейшей деятельности? (Исправить свои ошибки, потренироваться, проверить правильность выполнения задания по выбору)
5. Обобщение затруднений во внешней речи (2-3 мин.)
Цель этапа:
1) воспроизведение способов действий, вызвавших затруднение, во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Заполним в таблице фиксации результатов колонку 4.
-Кто выполнил задание по выбору верно?
(Учитель тоже фиксирует количество результатов в таблицу.)
- Какие способы действий вызвали затруднения?
- Как правильно умножить на трехзначное число, в разряде десятков которого стоят нули (0).
- Что необходимо помнить в записи суммы произведений?
- Как правильно умножить на однозначное число?
(Ученики проговаривают правило или способ действия)
6. Самостоятельная работа № 2 с самопроверкой по эталону
Цель этапа:
- интериоризация способов действий, вызвавших затруднения;
- фиксация достижения индивидуальной цели.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Ученики, не допустившие ошибок, проверяют правильность выполнения дополнительных заданий по подробному образцу.
Учитель обращается к детям, допустившим ошибки:
- Какие задания будете выполнять в самостоятельной работе № 2? (Только подобные тем, в которых была ошибка).
- Когда решите только те задания, в которых была ошибка, как себя проверите? (По подробному образцу (конверты отмечены зеленым цветом).
Дети выполняют самостоятельную работу № 2.
После самостоятельной работы организуется самопроверка по эталону.
- Заполните последнюю графу 5.
– Кому удалось выполнить с/р № 2 без ошибок?
(Учитель фиксирует результат в общей таблице на доске (Графа 5).
Проверка детей, выполняющих дополнительные задания.
- Что помогало при решении уравнений? (Алгоритм решения составного уравнения)
- Кто не допустил ошибок при решении дополнительного задания?
7. Рефлексия деятельности
Цель этапа:
- самооценка результатов деятельности;
- осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок), зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
- согласование домашнего задания.
Организация учебного процесса на этапе 7:
– Какова была цель нашего урока? (Учились находить и исправлять свои ошибки).
- Кто достиг цели, нашёл свою ошибку, определил её причину?
- Дайте анализ своей деятельности. Над чем предстоит ещё работать?
Учащиеся, пользуясь вопросами рефлексии на карточках, дают самооценку результатов своей деятельности.
Дифференцированное домашнее задание:
- с.40 № 2 (2 строка, 2 и 4 пример) – при ошибках на способы действий.
- с.42 № 9 – всем: примеры на умножение – по желанию.
- Решение уравнений с.39 № 8(б) – кто решил дополнительное задание.
- Сб. с/р.: с.80 № 4. (простые уравнения)- у кого ошибки в названии компонентов.