Цель: Формировать нравственно-патриотическое сознание воспитанников.
Задачи:
- Дать знания о Великой Отечественной войне, познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.
- Развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия
Музыкальная заставка. Звучит фонограмма песни “Журавли” (Ян Френкель – Расул Гамзатов) (Слайд 1)
Ведущий (за кулисами):
Зачем на свет приходят дети?
Ведь не затем, чтоб ранней смертью
Ошибки взрослых исправлять,
За то, что столько мы столетий
Не перестанем воевать...
И сколько б век людской не длился,
Будь трижды проклята война
За то, что мы на обелисках
Детей читаем имена…
Ведущий: Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать всех, кто сегодня пришел на наше мероприятие, праздник, приуроченный к шестьдесят пятой годовщине Победы нашего народа над фашистскими захватчиками и посвященный памяти юных героев, детям военной поры, отдавших свои жизни во имя мира на Земле. (Слайд 2)
Ведущий: Течет река времени… Минуло уже более полувека с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Зарыли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Документальные кадры о начале ВОВ (Приложение 2).
Ученик:
Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь… Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.
Ведущий: 22 июня 1941 года в 4 часа утра на нашу Родину напал злой и сильный враг – фашистская Германия (звучит речь Левитана о наступлении войны). (Слайды 3, 4, 5 )
(Звучит фонограмма песни “Священная война” сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова).
Началась самая страшная в истории нашей страны война. (Слайд 7)
Каждый день эшелоны увозили солдат на фронт. Встали все, кто мог держать оружие в руках, кто мог защищать Родину. Вчерашние школьники осаждали военкоматы, просились на фронт, скрывая свой настоящий возраст. И уходили, чтобы не вернуться…
Ученик:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли –
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад.
Ведущий: В те дни, мальчишки и девчонки, ваши ровесники, не играли в войну, они жили по ее суровым законам. Священная любовь к Родине и величайшая ненависть к врагу позвали детей огненных сороковых на защиту Отчизны. (Слайд 9)
Ребята сражались на земле и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен.
(Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика в военной форме изображают “у костра” бойцов на привале, которые пишут “письма”) (Слайд 10)
Ученик 1:
Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далек родимый край.
Но я вернусь к знакомому порогу.
Ученик 2:
По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.
Ученик 3:
На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я еще вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
Ведущий: В эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию. Фашисты объявили нам всеобщую войну и получили от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад. Уже в 10-14 лет они старались ни в чем не уступать взрослым, даже, рискуя своей жизнью. Дети встали со взрослыми плечом к плечу и взяли в руки оружие. Патриотический порыв детей был так высок, что вопреки всем протестам взрослых, пытавшихся оградить их от опасности, они всякими правдами и неправдами присоединялись к воинским частям, становясь сыновьями и дочерьми полков. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, подрывники и медицинские сестры.
Ведущий: Ваши сверстники, по зову своих юных сердец, стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестер, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами в оккупированных районах. Многие из них погибли в боях с врагом, награждены орденами и медалями, удостоены звания Героя Советского Союза. О них нередко писали в газетах, им посвящали книги. И даже улицы в городах нашей великой Родины – России назвали их именами. Сегодня мы вспомним лишь некоторых патриотов, отдавших свои жизни за счастье во всем мире.
Вам, юные защитники, – наша всенародная благодарность и память.
Ученик:
Марат Казей. Когда началась война, Марат Казей должен был пойти в пятый класс. За связь с партизанами фашисты повесили маму Марата. Узнав об этом, мальчик ушел в отряд. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Находясь в разведке, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой. На тот момент ему было всего 14 лет. Награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалями “За отвагу” и “За боевые заслуги”. Удостоен звания Героя Советского Союза.
Ученик:
Валентин Котик – с 12 лет связной партизанского отряда. Подрывник в партизанском отряде – на счету шесть взорванных эшелонов. Валентин Котик дважды был ранен. Погиб в бою с немцами. Удостоен звания Героя Советского Союза.
Ученик: Леня Голиков. Когда началась война, пионеру Лене Голикову не было еще 14 лет. Когда враги оккупировали родную землю, Леня встал в ряды народных мстителей. Не раз ходил в опасные разведки, добывая важные сведения о расположении фашистских частей, вместе с партизанами подрывал вражеские поезда с боеприпасами, разрушал мосты, дороги, уничтожал склады. Однажды, вместе с товарищами, устроил засаду, в которую попала немецкая легковая машина с офицерами. При этом, Леня уничтожил из автомата фашистского генерала и захватил его документы, среди которых было описание новых мин. Юный герой не дожил до того дня, когда в газетах был напечатан Указ о присвоении ему высокого звания Героя Советского Союза. В одном из сражений с гитлеровцами Леня Голиков погиб. За мужество юный партизан награжден орденом Красного Знамени и медалью “За отвагу”.
Ученик: Зина Портнова – в годы войны, ленинградская школьница была членом подпольной комсомольской организации “Юные мстители”. “Мстители” не только распространяли и расклеивали листовки, но добывали для партизан сведения о действиях немцев. Зине удалось устроиться в немецкую столовую для личного состава и отравить пищу ядом. 100 немецких офицеров было похоронено. Подозрение пало на Зину. Ее заставили попробовать отравленный суп. Девочка спокойно зачерпнула суп и сделала большой глоток. Чудом она осталась жива. Позже, фашисты, все-таки, схватили Зину, пытали, мучили, но она молчала. На последнем допросе гестаповцы выкололи ей глаза.
Ее допрашивал четвертый день подряд
Фашистский офицер, увешанный крестами.
Ей руки за спину выкручивал солдат.
Ее хлестала плеть, ее гноили в яме.
Угрюмый офицер сказал, что больше нет
Терпенья у него, что это лишь начало
Жестоких мук, каких не видел свет.
Но желтая, как воск, она молчала.
13 января 1944 года девочку расстреляли. Посмертно, Зине Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Ведущий: Каждый приближал Победу, как мог. Кто-то, равняясь на старших, делал все, чтобы прогнать захватчиков с земли, кто-то заменил на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу. Это они в те годы сеяли, собирали урожай. Разве не злоба и ненависть в сердце, когда видишь сотни ребят, лишенных счастливого детства? В 6 часов они поднимаются с постели и, запахнувшись в ватник, спешат в трескучий мороз, в страшную вьюгу, по колено утопая в снегу, в дождь и осеннюю грязь на далекий завод, работая по 14 часов в день.
Они подставляют по два ящика, чтобы дотянуться до станка, всем телом налегают на рукоятку, чтобы переключить скорость. Но видели бы вы, как они работают! Они устают, очень устают. Но видел кто-нибудь их слезы? Это не героика, это будни нашего тыла…
Легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5 или 10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой на самом деле зависела жизнь и смерть?
Ученик: (Слайд 19)
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
- Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
(Музыка “Аве-Мария”).
Ведущий: После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать питание. (Слайд 21) Рабочим выдавалось всего по 250 г хлеба, а служащим и детям по 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население, и даже дети, которые сражались с голодом, холодом, со смертью.
Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще не совершила никакого геройства, ее подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи.
Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Дневник Тани Савичевой нельзя читать без боли и содрогания. Она сделала всего 9 коротких записей…
Ученик:
Это тонкая тетрадка
Стоит много толстых книг.
Пионерка- ленинградка,
Потрясает твой дневник.
Таня, Савичева Таня,
Ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир твои слова.
(Музыка “Лакримоза”, 9-ая симфония Шостаковича).
Ученик:
“Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. Утра 1941 г.”
“Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.”
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.”
“Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 г.”
“Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.”
“Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 г.”
“Савичевы умерли”.
“Умерли все”.
“Осталась одна Таня”.
Ведущий: Что же было дальше с Таней? Надолго ли пережила она своих родных? Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти ее было уже невозможно. Таня умерла 23 мая 1944 года.
Ученик:
Этот дневник на процессе Нюрбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
“Вновь не должно это все повториться!”
(Слайд 23) Детям блокадной поры Ленинграда воздвигли памятник. Памятник их мужеству, их стойкости.
Ведущий: (Слайд 24) (Музыка “Лакримоза”). 30 миллионов детей погибло на Земле во время Второй мировой войны…27 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.
Проклятая война!
Гори она огнем!
Сердца наполнены тоскою и печалью.
Давайте павших помянем
Минутой скорбного молчанья!
Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни, минутой молчания. Прошу всех встать.
(Ведущий объявляет минуту молчания).
Ученик:
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Обязана чем – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Ведущий: (Слайд 26) 1 Мая 1945 года красное Знамя Победы было водружено над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином. (Слайд 27) В ночь на 9 Мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы.
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война.
Документальные кадры о завершении ВОВ (Приложение 2).
Исполнение педагогами и детьми песни “День Победы” (Слайды 29-34).
Ведущий: (Слайд 35) “Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.
Приложение 2 можно получить у автора статьи.