Открытый урок алгебры в 9-м классе по теме "Примеры комбинаторных задач"

Разделы: Математика


Цели:

  • Учиться обрабатывать и систематизировать информацию;
  • Выявить математические закономерности при группировке задач по способам их решения.

Задачи:

  1. Сформировать и закрепить у учащихся навыки решения комбинаторных задач.
  2. Сформировать и закрепить у учащихся умения и навыки работы с учебной литературой.
  3. Воспитать умение выделять наиболее существенные моменты при выборе способа решения задачи; умения делать логические выводы из сравнения и анализа условий задач.
  4. Продолжать развивать самоконтроль и взаимоконтроль, опыт общения при работе в парах.
  5. Совершенствовать навыки решения комбинаторных задач; продолжать подготовку к экзамену в новой форме в процессе планового урока.

Технические средства обучения: графопроектор.

Наглядные пособия: магнитные фишки к магнитной доске; мобильные телефоны.

Раздаточный материал – бланки с заданиями к самостоятельной работе.

Домашнее задание: п.30, № 720,728, 731(б) из учебного пособия “Алгебра,9 класс”; авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского;изд.,дораб.- М.; Просвещение, 2008.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний.

1) Учащимся предлагается решить две задачи на повторение и объяснить выбор способа решения.

Задача 1. Учащиеся 9 классов изучают 14 предметов. Сколькими способами можно составить расписание уроков из 5 различных предметов на один день.

Ответ: задача решается применением комбинаторного правила умножения.

Решение. Первый урок можно выбрать 14 способами, второй – 13 способами, третий – 12 способами, четвертый – 11 способами, пятый – 10 способами. Значит, расписание на один день можно составить14·13·12·11·10=227040 способами.

Задача 2. Сколькими способами можно выделить двух человек в школьную команду из шести спортсменов класса.

Ответ: из 6 человек первого спортсмена можно выбрать 6 способами, второго – 5 спо-собами .Так как выбирается группа из двух человек, то всего будет способов 6·5:2=15.

2) Учащимся предлагается решить № 719 из учебного пособия.

Решение. Даны цифры 1, 2, 3.

а) Из этих цифр без повторений можно составить следующие числа:

12; 13; 21; 23; 31; 32.

б) Из этих цифр с повторениями можно составить следующие числа:

11; 12; 13; 21; 22; 23; 31, 32; 33.

Как называется способ рассуждений, который применялся для решения задачи № 719?

Ответ: этот способ рассуждений называется способом перебора возможных вариантов.

3) Итак, сколько чисел можно составить из трех различных цифр?

Ответ: без повторений 6 чисел, с повторениями 9 чисел.

Ход рассуждений один из учеников демонстрирует на доске с помощью разноцветных магнитных фишек.

Вывод: можно ответить на вопрос, применив комбинаторное правило умножения.

Записывается алгоритм решения задачи методом комбинаторного умножения.

Устанавливаем:

  1. Сколькими способами можно выбрать первую цифру числа (n1).
  2. Сколькими способами можно выбрать вторую цифру числа (n2).

Получим n1·n2 способов.

Ещё каким способом можно ответить на поставленный вопрос?

Ответ: можно построить дерево возможных вариантов (как строили на предыдущем уроке).

II. Задание на дом (разбор).

Каким способом будете решать задачу № 720?

Ответ: способом перебора возможных вариантов.

На решение какой задачи похоже решение задачи № 720?

Ответ: на решение задачи № 719(а) и примера 2 п.30.

Как будете решать задачу № 728?

Ответ: применим комбинаторное правило умножения.

III. Решение задач с помощью комбинаторного правила умножения.

№ 725, 726, 727.

№ 725. Для решения задачи ученикам предлагается воспользоваться мобильными телефонами как наглядными пособиями.

На какую задачу по содержанию похожа данная задача? (На № 719 б)).

Каким методом удобнее всего решить эту задачу? (Применением комбинаторного правила умножения).

С помощью телефона слабые ученики устанавливают сколькими способами можно выбрать первую цифру кода, затем – вторую.

Вызывается ученик для оформления записи решения задачи на доске.

Например.

Решение. Первую цифру кода можно выбрать 10 способами, вторую цифру кода можно выбрать 10 способами.

Всего существует 10·10 = 100 способов.

Вывод: для 96 квартир кодов хватит.

Ответ: хватит.

Задачи № 726 и № 727 ученики решают самостоятельно в парах.

№ 726. На какой пример п. 30 похожа задача № 726? (На пример 3).

Решение. Первую дорогу можно выбрать 3 способами, вторую – 4 способами.

Всего способов 3·4=12.

Ответ: 12 способами

№ 727.

Решение. Можно выбрать:

I блюдо – 3 способами;
II блюдо – 5 способами;
III блюдо – 2 способами.

Всего 3·5·2=30 способов.

Ответ: 30 способами можно выбрать обед.

Проверяется решение задач (проговариванием этапов решения учениками).

IV Самостоятельная работа. (На выполнение работы отводится 10-12 мин).

Раздаются бланки для выполнения самостоятельной работы. (Тексты работы прилагаются). Проводится инструктаж по оформлению работы.

Бланки подписываются учениками.

Сообщаются нормы оценивания: оценка “3” ставится за верно выполненные задания 3 и 4; “4” - за 2 и 3 или 1 и 2 задания, “5” – за все три верно выполненные задания; “2” – одно и менее одного задания.

Устанавливается, чем похоже оформление решения задач в самостоятельной работе на оформление заданий при сдаче экзамена в новой форме.

V. Проверка работы (бланки с ответами передаются по вариантам учителю).

Проверяется правильность выполнения работы с помощью графопроектора. Учащимся предлагается самим определить оценку за свою работу и на следующем уроке сравнить её с оценкой учителя.

VI. Подводятся итоги.

  1. С какими способами решения комбинаторных задач (в зависимости от их содержания) вы познакомились?
  2. На решение какой задачи из сегодняшних задач похоже решение задачи 3 в самостоятельной работе? (На решение задачи 2).
  3. Комбинаторное правило умножения.
  4. Приведите примеры комбинаторных задач, решаемых с помощью комбинаторного правила умножения.

Приложение 1
Приложение 2