Цель урока:
- Способствовать формированию у учащихся представления о третьеиюньской монархии как политической системе, направленной на подавление революционных выступлений и на расширение социальной опоры самодержавия путем столыпинских реформ.
- Развивать логическое мышление, речь, память, навыки работы с документом.
- Воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение:
- Стенд “Столыпин: судьба реформатора в России”
- Тесты “Опыт Российского парламентаризма”
- Схема “Столыпинская аграрная реформа”.
Ход урока
1. Самостоятельная работа.
(Тесты прилагаются.)
2. Вводная беседа:
– Почему роспуск Думы 3июня 1907 года называют государственным переворотом?
– Можно ли расценивать эти события как поражение революции и восстановление позиций самодержавия?
Вывод преподавателя: Разгон Второй Государственной Думы и введение нового избирательного закона, который обеспечивал преимущества на выборах помещикам и буржуазии, позволял правительству конструировать лояльную думу и укрепить пошатнувшиеся позиции самодержавия.
Сложившуюся систему власти называют третьеиюньской монархией. Она характеризуется сочетанием 2-х направлений во внутренней политике: подавление революционных выступлений и созданием социальной опоры самодержавия.
3. Изучение нового материала.
План.
1. Столыпин на посту премьер-министра.
Рассказ преподавателя.
Сообщение учащегося: “Столыпин и его политика”.
Об этом человеке и его проекте земельной реформы продолжали спорить и 50 и 100 лет спустя после его смерти. Немногие государственные деятели заслуживали столь пристальное внимание потомков. Столыпин происходил из знатного дворянского рода. Дед его был другом М. Лермонтова и оставил об их встречах интересные воспоминания. В роду строго хранились традиции дворянской чести. Когда старший брат Петра погиб на дуэли, юноша стрелялся с его убийцей и был ранен в правую руку, которая с тех пор так и осталась почти парализованной. Несмотря на это, он закончил естественный факультет Петербуржского университета в числе первых. Но не стал заниматься наукой, а посвятил свою жизнь государственной службе.
Карьера Столыпина была стремительной. В 1939 лет он стал самым молодым губернатором, сначала в Гродно, а затем в Саратове. Во время революции 1905 года Столыпин проявил себя как жесткий, но достаточно осмотрительный руководитель. Несмотря на то, что он часто использовал войска для подавления беспорядков, он пользовался таким уважением крестьян, что при одном его появлении в деревне, охваченной волнениями, все беспорядки немедленно прекращались. Однако революционеры ненавидели Столыпина и приговорили его к смерти. 26 апреля 1906 года Столыпина вызвали в Петербург, где царь Николай II назначил его министром внутренних дел. В то время это была ключевая должность в российском правительстве. А в июле того же года он стал председателем Совета Министров. Как сказал сам Столыпин, он должен был установить порядок в “ стране окровавленной, потрясенной “. Новый министр сразу же сумел найти общий язык с депутатами Думы. Он гораздо чаще других выступал там с речами о проектах новых законов. Своей главной задачей Столыпин считал проведение земельной реформы. Она должна была создать новый класс – класс мелких собственников. Но его мнению, это смогло бы уберечь Российскую ответственность революции и дать необходимую внутреннюю стабильность. Свою речь 10 мая 1907, обращенную к радикальным силам, Столыпин завершил знаменитыми словами: “Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия ! ”.
Но ему не удалось довести до конца земельную реформу. Он натолкнулся на противодействие крупных землевладельцев и части царского окружения. Его обвиняли в развале традиционного уклада и в том, что он заискивает перед врагами России.Главными внутренними врагами Столыпин считал революционеров, которые, по его мнению, вели страну к катастрофе. Они же, в свою очередь обвиняли его в чрезмерной жестокости при подавлении революционных волнений. Еще в 1906 году на него было организованы первые покушения. В доме, где жил Столыпин, были заложены бомбы. При взрыве он не пострадал, но были ранены его дети. Погибло 27 человек, 100 ранено. Несмотря на то, что покушение не удалось, Столыпин понял, что противники не оставят его в покое. Он торопился осуществить все задуманное, потому что видел, как постепенно начинал терять поддержку и расположение царя. Развязка наступила в Киеве, куда в августе 1911 года. Столыпин прибыл вместе с Николаем 2. После торжественной встречи на вокзале царь демонстративно не пригласил премьера в автомобиль. А на другой день во время представления Н. Римского-Корсакова “ Сказка о царе Салтане” Столыпин был тяжело ранен террористом, оказавшимся секретным агентом охранного отделения. Через четыре дня он умер. Расправа над этим политическим деятелем не была случайной. Он выступал с идеями, которые намного опережали его время.
2. Цели аграрной реформы.
Вопрос учащимся: Вспомните положение в сельском хозяйстве России. Какие пережитки феодализма сохранялись в сельском хозяйстве?
Работа с документом: Охарактеризовать программу Столыпина по аграрному вопросу
представляется гибельною для страны”.
3. Составные части столыпинской аграрной реформы.
Рассказ преподавателя.
Работа со схемой.
4. Итоги реформы
Работа со схемой.
Беседа по вопросам: 1) Каковы последствия реформы? 2) Каковы причины незавершенности реформы?
Вывод преподавателя: Итоги реформы противоречивы. Она имеет впечатляющие результаты: 25% крестьян вышли из общины, 15% земель закреплены в частную собственность, на 1/3 вырос экспорт хлеба, посевные площади выросли на 10%, темпы роста промышленного производства составили 8,8% в год. Но фермерские хозяйства составляли лишь 10,3% всех крестьянских хозяйств, 17% переселенцев вернулись на прежние места проживания. В чем же причины незавершенности реформы?
4. Закрепление.
№ 1. Ниже приведены фрагменты указа, положившего начало осуществлению столыпинской аграрной реформы.
Вместо чисел, заключенных в скобки, вставьте пропущенные слова и словосочетания в подходящей грамматической форме: (общество, домохозяин, надельная земля, личная собственность, общинное право, общинное владение.)
*Каждый(1) , владеющий(2) на (3), может во всякое время требовать за собой в (4) причитающиеся ему части из означенной земли.
*В (5), в коих не было общих переделов в течение 24 лет, предшествующих заявлению отдельных домохозяев о желании перейти от (6) к личному, за каждым таким домохозяином укрепляются в (7) все участки земли, состоящие в его постоянном пользовании.
*Каждый (8), за коим укреплены участки (9), имеет право во всякое время требовать, чтобы (10) выделило ему взамен сих участков соответствующий участок, по возможности к одному месту.
№ 2. Сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или ее провале.
А) За короткое время из общины выделилось ¼ всех хозяев.
Б) Сельская буржуазия стала давать 50% рыночного хлеба.
В) Из Европейской России за Урал переселилось 3млн. домохозяев
Г) 0,5млн. переселенцев вернулись обратно.
Д) Стоимость сельскохозяйственных орудий на двор выросла с 59 до 83 рублей.
Е) Крестьяне скупили через банки 10 млн. десятин помещичьей земли.
Ж) На крестьянский двор приходилось 2–3 десятины пашни при норме 7–8.З) 52% хозяев после реформы не имели плугов.
№ 3. Выберите утверждения, с которыми вы согласны и не согласны.
А) Главная цель проведения столыпинской аграрной реформы – создать социальную опору царской власти в России.
Б) Суть реформы – укрепление частной собственности в деревне.
В) Итоги реформы нельзя оценивать однозначно.
№ 4. Укажите, какие термины соответствуют следующим определениям:
А) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне.
Б) участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок
1) ХУТОР.
2) ОТРУБ.
№ 5. Столыпин был категорически против идеи принудительного отчуждения части помещичьих земель, так как
А) сам был крупным помещиком;
Б) по его мнению, эта идея противоречила нормам правового государства;
В) считал, что реализация этой идеи приведет к бесконечным переделам собственности.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5