Система уроков русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Для успешного решения жизненных проблем, на первое место выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и довести их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Таким образом, приоритет в целях образования сместился в сторону формирования деятельностных способностей детей.
Сочетание деятельностного подхода с информационными технологиями позволяет не только использовать разнообразные виды учебной деятельности, способствующие развитию основных психологических процессов: восприятия, памяти, мышления и речи, но и учитывать индивидуальность учащихся, а также повысить мотивацию учения.
Роль компьютера в процессе обучения — эта высокая степень мотивации, повышенный интерес к обучению, помогает осваивать новые и закреплять сложные понятия, концентрирует внимание. Уроки интереснее и насыщеннее. В них реализуется принцип наглядности, увеличивается объективность оценивания результатов, влияет на качество знаний.

Цели предлагаемых уроков.

  • Научить детей различать особенности написания окончаний имён существительных 3-го склонения.
  • Сформировать умение сравнивать имена существительные разных склонений.
  • Развивать речь, мыслительную деятельность каждого ребёнка.
  • Совершенствовать психологический климат с целью укрепления здоровья детей.
  • Формировать умение работать в содружестве.

Оборудование: учебник «Русский язык» (А.В. Полякова, 3 класс), компьютер, карточки — правила, картинки – телефоны, «Sim-карты», кегли с буквами Е и И, мячи — карточки, перфокарты.

Урок №1. Тема. «3-е склонение имён существительных»

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

 

 

III. Формирование темы урока.

 

 

IV. Создание проблемной ситуации.

Вывод.

 

 

 

 

 

V. Физкльтминутка.

VI. Целеполагание

VII. Первичное закрепление.

 

 

 

VIII. Самостоятельная работа.

 

 

IX. Рефлексия деятельности.

X. Самооценка.

– Продолжаем разговор об именах существительных.

– На мониторе компьютера появляются слова.
Тетрадь, рысь, пень, соль.

– Какое сходство есть в правописании этих слов?
– Дайте характеристику букве мягкий знак.
– Запишите, продолжив закономерность: ЬЬ   Ь   ЬЬЬ   Ь   …

– Исключите из этих слов «Лишнее». Аргументируйте свой ответ.
– Уберем слово пень. Что вы можете сказать про оставшиеся слова?
Учитель записывает на доске тему урока. Прочитаем.
Тема. «Имена существительные 3-го склонения».
На мониторе компьютера появляется вопрос.
Какие падежные окончания у существительных 3-го склонения?

– Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Просклоняем существительное сеть.
И.п.    что?       сеть             
Р.п.     чего?      сети
Д.п.    чему?     сети
 В.п.     что?        сеть
Т.п.      чем?       сетью
П.п.    о чём?  о  сети

– Выделите окончание. Найдите сходство и различие.
– Попробуйте составить текст-правило.
– Проверим по учебнику. (с.97).
Имена существительные 3-го склонения в Р.п., Д.п., П.п. Имеют в единственном числе окончание -и.

Игра «Волшебный круг» (расскажи друг другу правило наизусть).
Упражнение для глаз.
– Чему будем учиться? (Правильно писать падежные окончания существительных 3-го склонения).

Работа с комментированием. Составить словосочетания, определить падеж, выделить окончание.

  • Случай, из, жизнь.
  • Остановился, в, тень.
  • Крошки, на, скатерть.
  • Ехал, по, степь.
  • Шёл, по, площадь.

1. Игра «Сотовый телефон» в режиме двигательной активности.
Описание игры. Ребята выбирают «sim-карту» с зашифрованным номером в виде слова с пропущенным окончанием. Записать в тетрадь несколько «sim-карт», меняясь друг с другом. Определить падеж, выделить окончание. На доску вывешиваются картинки — телефоны.
– К какому сотовому телефону относится твоя «sim-карта»? Подойди к нему. (У картинок с сотовыми телефонами образуются группы ребят. Происходит взаимопроверка «sim-карт»).
2. Работа по учебнику на с.98, № 474.
– Запиши по выбору 2-3 предложения. Остальные дома. Коллективная проверка.
– Чему учились? Какая особенность у падежных окончаний существительных 3-го склонения единственного числа?
Карточки-правила развешены по всему классу.
– Найдите правило, по которому вы работали.
– Оцените свою работу. Покажите лицо человечка.

Урок №2. «Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже»

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. 

 

 

 

III. Проблемная ситуация для повышения познавательной активности.

Сравнение.

 

 

 

Вывод.

IV. Тема урока

V. Целеполагание

VI. Закрепление

Тренинг. Умение правильно определять окончание имён сущ. в Д.п.

 

 

Самостоятельная работа.

 

 

 

VII. Домашняя работа.

VIII. Рефлексия.

– Продолжаем разговор об именах существительных.
– На мониторе компьютера два столбика слов. Как вы думаете, в какой столбик следует поместить слово морковь?

ласточка            мазь
малина               смелость
картина              жизнь
аллея

– А морковка? А кровать? Кроватка?


На мониторе таблица.

?                     ?
к морковке        к кроватке
к моркови        к кровати

– Можно ли сразу ответить, почему в словах разные окончания?
– Сравни пары слов. Что общего? Чем различаются?
– Можно ли сразу определить, Е или И писать в окончании слов? Почему?
После анализа таблица приобретает следующий вид.

Д.п.   1 скл.       Д.п.    3 скл.
к морковке         к кроватке
к моркови        к кровати

– Какой вывод можно сделать о правописании безударных окончаний имён существительных в Д.п.?
– Назовите тему урока. Чтение с доски хором.
Тема «Правописание безударных окончаний имён существительных в Д.п.».
– Чему будем учиться? 
Физкультминутка. Упражнение для глаз.
Задания для подготовки к восприятию орфографического правила.
1. Упражнение в учебнике с.97, № 473. Взаимопроверка тетрадей. 
2. Определите , какие из данных существительных относятся к 1-му склонению, а какие к 3-му?
К рощ_?_, к пристан_?_, по троп_?_, к проруб_?_.

3. Выбери номер столбика, в котором даны верные ответы. Запиши и узнаешь. Работа в парах.

И.п.    Д.п. 1 скл.   Д.п.  3 скл.

Москва   -е    -е
Капель   -е    -и
Вести    -и    -и
Правда    -е    -е
Гордость   -и   -и
поляна   -и    -е

Проверка.
Творческая работа. Дома придумать перфокарту из словосочетаний в Д.п. 1 скл. и 3 скл. 
– Что нового узнали на уроке? Поблагодарите друг друга за работу.

Урок №3. Тема. «Закрепление знаний об именах существительных»

I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний. Мотивация.

 

 

III. Формирование темы и цели урока.

IV. Закрепление знаний. Отработка действий по правописанию окончаний существительных.
Проверка домашнего задания.

 

 

 

 

 

V. Физкультминутка.

 

VI. Контроль знаний с помощью теста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка.

 

VII. Рефлексия.

– Работаем дружно.
– Вова и Катя считают, что они умеют грамотно писать. Посмотрите, как они написали.

Вова                                      Катя
жить по совести                  жить по совесте
пришить к шинели              пришить к шинеле

– Что вы можете сказать. Кто из них прав? Как узнать?
– Продолжите тему урока. Тема. «Закрепляем знания ___?______, упражняемся в написании ____?__».
– Проверим, готовы ли вы самостоятельно применять знания. Предлагаю вам задания разной сложности.

I. Работаем в группах — взаимопроверка составленных перфокарт. Соотнеси словосочетание с падежом.

сохранить в памят_?_ Р.п.
ехал по степ_?_ Д.п.
нет мудрост_?_ П.п.
запах сирен_?_
подошёл к алле_?_

II. Описание игры «Боулинг». На доске помещаются кегли с буквами Е и И. Соотнести слово с безударной гласной в окончании существительного с буквой на кегле. Если правильно, то кегля сбивается. Выигрывает тот, кто собьёт последнюю кеглю.

Упражнение для глаз.

III. Блиц-вопросы.

1. Найти существительное 3-го склонения.

а) площадь, площадка; б) конь, лошадь; в) ткань, лань;

2. В каких падежах у существительных 3-го склонения окончание  -и?

а) И.п., Д.п., П.п.; б) Р.п., Д.п., П.п.; в) Р.п., Д.п., В.п.;

3. Выбери правильное окончание: улетает с ладон_?_ .

а) -и; б) -е;  в) -ю;

4. Найди словосочетание в Д.п.

а) запах сирени; б) подхожу к сирени; в) щебечет на сирени;

5. Продолжи предложение существительным 3-го склонения. «Самовары делают из ________?__».

а) серебра;  б) чугуна; в) меди.

– Проверка. Пошагово сравнивая свои ответы с эталоном. 

      В       Б       А      Б      В

– Чем интересен был для вас урок?
– Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
– Благодарю за активную работу, за старательность и внимательность.