Цель: Изучить явление “инерция”, экспериментально исследовать это явление, развить навыки самостоятельной работы.
Задачи:
Образовательные:
- Ввести понятие инерции;
- Сформулировать представление о факторах (условиях), при которых она возникает;
- Научить обнаруживать данное явление в окружающем мире.
Развивающие:
- Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).
- Выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитательные:
- Учить видеть практическую пользу знаний.
- Совершенствовать теоретическую базу для дальнейшего изучения выталкивающей силы.
- Продолжить формирование коммуникативных умений.
- Продолжать формирование познавательного интереса к предмету “Физика”.
Главная методическая идея: строить урок на деятельностной основе.
Форма урока: урок- путешествие.
Дидактический тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер и мультимедиа- проектор, штатив с муфтой, желоб, шарик, песок, интерактивная доска, молочная бутылка , кольцо, монетка, указка, тележка с неваляшкой; дидактический материал: тесты, картинки с явлением “инерция”, книжки с выписками из литературных произведений (с явлением “инерция”; треугольники для распределения на группы; лопата, грабли, молоток, черенки для насадки.
Тема урока записана на доске – “Инерция”, на экране презентация “Инерция”.
I.
Учитель: - Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Мы будем путешествовать в автобусе и одновременно изучать тему, которая записана на доске. В путешествие отправятся те, кто сможет купить билет, ответив на вопросы домашнего задания и получив оценку “5”. (Приложение 2). Поиграем в игру “Учитель-ученик”. Ученики первого варианта отвечают на четные номера вопросника, а “учитель”, сосед по парте, его слушает, отмечает “+” в его карточке правильные ответы. Затем меняются ролями. “Учитель” выслушивает ответы на вопросы нечетных номеров. В конце ответов ставят друг другу оценку.
А два ученика пойдут к доске. 1-ый ученик собирает формулы – “учитель” ставит оценку, а затем ученик задает “учителю” вопросы.
Учитель: - Поднимите руки те, кто получил “5”? А кто получил “4”?
Мы возьмем вас с собой в путешествие и дадим возможность доплатить за проезд, отвечая на вопросы, которые нам сегодня встретятся. Итак, в путь. Займите места в автобусе. Мы приближаемся к остановке “Объясни фокус”.
Опыт. Кольцо на бутылке, монетка на кольце…Кольцо резким движением выдергивают, а монетка попадает в бутылку. Попытайтесь объяснить наблюдаемое явление. Возникают трудности с объяснением, и учитель плавно переходит к объяснению нового материала.
Учитель: - Наблюдения и опыты показывают, что скорость тела сама по себе измениться не может. А в результате чего меняется скорость тела? Тележка стоит на столе. Чтобы она двигалась, надо на нее подействовать. Пока на нее не подействуешь, тележка не придет в движение. Пуля покоится в стволе ружья, пока на нее не подействуют пороховые газы.
Вывод: (делают учащиеся) - Т.об., тележка и пуля не меняют свою скорость, пока на них не действуют другие тела.
Тележка, катающаяся по столу, остановится из-за действия силы трения о стол.
Пуля, прошедшая сквозь фанерную мишень уменьшает свою скорость, так как на нее действует мишень.
Вывод: (делают учащиеся) - Изменение скорости тела (величины и направления) происходит в результате действия на него другого тела.
Учитель: - А что будет с телом, если на него ничего действовать не будет?
Проделайте опыт.
Опыт. На столе возьмите желоб, установите его наклонно, под желобом насыпьте кучку песка. Скатите шарик с желоба. Что наблюдаете? Почему?
Ученики: - Шарик остановился, так как на него
подействовал песок.
Учитель: - Выровняйте песок и вновь отпустите
шарик с прежней высоты. Что наблюдаете?
Ученик: - Теперь шарик прошел большее
расстояние, так как песок действовал меньше, и
скорость изменялась медленнее. Движение было
ближе к равномерному.
Учитель: - А если совсем убрать песок?
Ученики: - Шарик до остановки пройдет большее
расстояние, медленнее изменяет свою скорость,
движение еще больше становится похожим на
равномерное.
Вывод (делают учащиеся): - Чем меньше действие
другого тела на шарик, тем дольше сохраняется
скорость его движения, и тем ближе оно к
равномерному.
Учитель: - Как же будет двигаться тело,
если на него совсем не будут действовать другие
тела?
Ученики (выдвигают гипотезу). - Если на тело не
действуют другие тела, то оно покоится или
движется прямолинейно и равномерно.
Учитель: - Можно ли это установить на опыте?
Ученики: - Нет, так как в условиях Земли всегда
есть сила трения и притяжение к земле.
Учитель: - Впервые тщательные опыты были
проведены Галилео Галилеем, которые позволили
ему сделать вывод: (Слайд №2) “Тело,
на которое не действуют другие тела, движется с
постоянной скоростью, т.е. равномерно и
прямолинейно, или покоится”. Именно он ввел в
физику понятие “Инерция”.
Учитель: - Ребята, найдите в учебнике
определение “инерции”.
Ученики: - Явление сохранения скорости
телом при отсутствие на тело других тел
называется инерцией.
Учитель: - Как переводится с латинского
слово “инерция”?
Ученики отвечают.
Учитель: - Таким образом, движение
тела при отсутствии действия на него других тел
называют движение по “инерции”. Может ли
явление инерции в чистом виде наблюдать на земле?
Почему?
Ученики: - Потому что действует сила
трения и сила тяжести к Земле.
Учитель: - Правильно. Поэтому мы
будем явление называть “инерцией” только
приблизительно.
Например, пуля, вылетевшая из ружья горизонтально, двигалась бы так, сохраняя скорость постоянной, если бы на нее не действовали другие тела - воздух и Земля. Вследствие действия этих тел пуля движется по кривой линии с уменьшающейся скоростью. Допуская действие земли и воздуха, мы говорим, что пуля “двигается по инерции”. Велосипедист, перестав крутить педали, еще старается сохранить свою скорость постоянной, то есть движется по инерции.
Учитель: - Итак, что же называется “инерцией”?
Ученики дают определение.
Вывод: - Итак, найдем на стр. 42 ответ на вопрос: как же движется тело, если на него не действуют другие тела?
Ученики отвечают.
II. Закрепление.
Учитель. - Что-то мы с вами засиделись. Быстро в автобус. Нас ждет город “Физикоград”. Пока мы едем, давайте вспомним, что же мы изучили. Я начинаю, а вы продолжаете.
- Инерция – это…..
- Понятие “инерция” ввел в физику…….
А теперь покажите движением тела:
- Автобус резко набирает скорость.
- Наш автобус поворачивает направо.
- Наш автобус поворачивает налево.
- Наш автобус резко тормозит, пристегните ремни!
Молодцы! А зачем в автомобилях страховочные ремни?
(Слайд 3) - Посмотрите в переднее
окно. Впереди нас движется автобус, а у него
надпись “Соблюдай дистанцию”. Зачем она нужна?
Что означает эта надпись?
(Слайд 4) - А теперь у едущего впереди
автомобиля зажглись красные огоньки. Зачем?
(Слайд 5) - А вот за окнами рекламный
плакат. Рекламируют “инерцию”. А ошибок-то? Явно
не физик рисовал. Поможем их исправить?
Учитель: - Наконец остановка- центр города “Физикограда”. Посмотрите здесь и библиотека, и книжный магазин, и мастерская, и выставка детских рисунков. Сейчас мы разделимся на группы, и каждая группа пойдет на экскурсию, получив задание. Задание для групп – посещая книжный магазин, библиотеку, мастерскую, выставку рисунков (см. рисунки), постарайтесь найти случаи проявления “инерции”. Выиграет та группа, которая найдет больше явлений инерции. Получите билетики на посещение - треугольники с буковкой.
Рисунок 1. Лягушка.
Рисунок 2. Рыцарь.
Рисунок 3. Лиса.
Рисунок 4. Падение мальчика.
Рисунок 5. Собака.
Ученики расходятся по пунктам назначения, ищут явления “инерция”,называют их. Учитель подводит итог.
Учитель. - Мы устали, да и время поджимает. Быстро в автобус возвращаемся на
нашу первую остановку. А чтобы вы не грустили, проверим свои знания, выполнив тест. Тест выполняйте в парах. Правильные ответы заносите в табличку. Если вы правильно ответили, то у вас в табличке получится слово. (ответ “УСПЕХ”)
(Учащиеся заполняют тест) (Приложение 1).
Учитель: - Ну, наконец мы прибыли на
остановку, с которой начали свое путешествие -
“Объясни фокус”. Кто же теперь попытается
объяснить фокус? (Ученики объясняют опыт).
Учитель: - Что же называется инерцией и
когда она наблюдается?
(Слайд 6) - Домашнее задание. Параграф 17. Творческая работа - сделать рисунки проявления инерции в быту, придумать опыты или найти предметы, демонстрирующие явление инерции.
(Учащиеся записывают в дневниках).
III. Рефлексия.
Учитель: - Ребята я приготовила листочки трех цветов. Сейчас мы с вами раскрасим “древо познания” листочками разного цвета. Каждый возьмет листочек цвета, соответствующего настроению на уроке:
- Зеленый – вам все понравилось, вы все поняли.
- Желтый – что-то осталось не понятным на уроке.
- Красный – вам было скучно и неинтересно, вы ничего не поняли.
Ученики заполняют древо.
Учитель: - Спасибо за урок. Все могут быть свободны.