Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают, это и то, посредством чего учащиеся изучают большинство учебных предметов.
Вопросы актуализации проблем чтения школьников мы рассматриваем с точки зрения воспитательного аспекта, т.к. читательская деятельность и, в частности, урок чтения обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.
В начальной школе на уроках чтения мы можем ставить следующие воспитательные задачи:
- знакомство с культурой семейных взаимоотношений;
- формирование бережного отношения к природе;
- приобщение к русской и кубанской национальной культуре;
- формирование качеств культуры поведения;
- пропаганда здорового образа жизни;
- воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей;
- формирование культуры поведения в отношениях между мальчиками и девочками;
- формирование культуры труда;
- формирование основ экономической культуры.
В прошлом году на базе нашей школы был проведен районный семинар на тему: «Воспитательный аспект на уроках русского языка и литературы». инициаторами его проведения стали методические объединения учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы. При подготовке к семинару мы проводили опрос учащихся. Детям было предложено ответить на вопрос: «Какие качества в тебе воспитывает урок литературного чтения?», проранжировав следующие понятия: культура поведения, уважение к труду других людей, трудолюбие, интерес к предмету, бережное отношение к природе, культура взаимоотношений в семье, в обществе, здоровый образ жизни, любовь к Родине, интерес к русской и кубанской национальной культуре.
Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что, по мнению учащихся, урок чтения воспитывает чувства гражданственности и патриотизма у 45% опрошенных, формирует умение видеть прекрасное и безобразное в жизни людей – у 40% опрошенных, формирует экономическое мышление – у 10 % опрошенных, готовит к семейной жизни, воспитывает культуру взаимоотношений в семье – 3% опрошенных, воспитывает здоровый образ жизни – у 2 % опрошенных.
Благодаря этим данным, мы получили подтверждение тому, что уже в младшем школьном возрасте дети способны к самооценке и самоанализу. Возникла идея провести подобный опрос уже по отношению к конкретным литературным произведениям школьной программы. В начальной школе мы опрашивали детей после прочтения рассказа А.И. Куприна «Слон». На вопрос: «Какие качества в тебе воспитывает рассказ А.И. Куприна «Слон» дети дали такие ответы: культура взаимоотношений в семье и обществе – 40% опрошенных, культура поведения – 20%, интерес к русской культуре – 15%, здоровый образ жизни – 10 %, уважение к труду других людей – 8%, интерес к чтению – 7%.
Проведя подобные опросы после прочтения еще нескольких произведений, мы заметили, дети стали читать более осознанно, вдумчиво, глубже анализируя произведение в целом, поступки и характеры героев, т.о. расширились возможности рефлексии (обратной связи). Кроме этого процент по пункту «интерес к чтению» стал повышаться.
Статистические данные по школе, которые предоставил школьный библиотекарь, говорят о том, что учащиеся начальной школы являются наиболее активными читателями художественной литературы. В среднем звене дети читают только произведения школьной программы и приходят за литературой, необходимой для выполнения домашнего задания. Интерес к чтению как таковому пропадает. Поэтому мы решили продолжить наш эксперимент с нашими учениками, перешедшими в пятый класс, совместно с учителями русского языка и литературы. В настоящее время нами разрабатывается список наиболее значимых произведений, изучаемых на уроках литературного чтения и литературы, по отношению к которым будут проводиться подобные опросы. В будущем учебном году мы предполагаем с помощью этого способа рефлексии научить младших школьников выражать свое отношение к прочитанному не только на уроке, но и во внеурочное время; повысить интерес к чтению художественной литературы у школьников среднего и старшего звена. Безусловно, мы не сможем организовать эту работу без участия школьного библиотекаря. Поэтому считаем целесообразным проведение подобных опросов и среди читателей библиотеки.
В начальной школе подобный опрос можно построить не только в форме анкеты. Обучая по программе «Школа-2100» (1 класс), учитель организует работу в тетради по чтению, где часто предлагается охарактеризовать главного героя с помощью опорных слов. Например, Никита – добрый, фантазер, любит животных, неряха, смелый, трусливый и т.д. (рассказ Е.Чарушина «Никита охотник»). Из перечисленных качеств дети выбирают и соединяют линией с именем героя те, которые, по их мнению, подходят ему. Подобным образом можно строить и опрос. Так уже с первого класса дети привыкнут к тому, что прочитанное произведение, воспитывает в них жизненно необходимые качества личности можно и нужно анализировать и с этой точки зрения.
Таким образом, планируемый нами в будущем учебном году внедренческий этап работы над данной темой позволит нам скорректировать нашу дальнейшую работу и сделать более конкретные выводы, с которыми мы будем готовы поделиться с нашими коллегами.
Чем книга может быть? – Цветком,
Колодцем или ручейком
Величественной богиней
И плодородной пашней.
Она скромна и велика,
Обличий книги много:
Для старика она клюка,
Для юноши – дорога!