С самых первых дней обучения ребёнка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению языка, учить языковым наблюдениям и исследования, обобщениям, выводам.
Универсальных приёмов формирования познавательного интереса, который так необходим в познании нового, у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов.
Работая в школе, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс обучения и в процесс творчества на уроках, особенно в период обучения грамоте, является различный занимательный материал, который при умелом и разумном применении поможет учителю в формировании у обучающихся положительных мотивов учения. Занимательный материал влияет на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.
Привлечь внимание детей и вызвать их удивление – это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко, труднее удержать интерес к уроку. Процесс этот сложный, длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства учителя.
Занимательность – не сама цель на уроке, а средство обучения и воспитания. Наиболее существенными вопросами для учителей начальных классов на уроках обучения грамоте являются:
- Определение места занимательного материала в системе других видов деятельности;
- Целесообразное использование его на различных этапах изучения материала;
- Разработка методики проведения занимательности с учётом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся.
Можно использовать следующие виды занимательного материала. Это могут быть игры-беседы, игры-путешествия, игры- поручения, игры-загадки и т. д.
Например, игра “Путешествие в Пишичитайск”. В начале урока учитель сообщает ребятам о том, что все они отправляются в загадочный город. На доске прикрепляется карта, фигурки сказочных персонажей, которые сопровождают учеников в пути. Содержание карты продумывается в зависимости от изучаемой темы. Такого рода уроки могут быть интегрированными: чтение-письмо.
В основе игр-загадок лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, формирует умение рассуждать, делать выводы, умение подбирать рифмы.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад.
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
(Май).
Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой.
Это кто?
(Цыплята).
Загадка может быть использована на уроке, чтобы сосредоточить внимание учащихся на каком-то изучаемом понятии, предмете, слове, букве. Полезным для этого может стать как содержание загадки, так и её отгадка.
Например, чтобы подвести учеников к выделению определённого звука или буквы, учитель может прибегнуть к загадке.
Фрагмент урока:
Учитель: отгадайте загадку:
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
Дети: Это жук.
Учитель: А как вы догадались?
Дети: Автор в загадке использовал такие слова, что, похоже, кто-то жужжит.
Учитель читает загадку ещё раз, дети называют слова со звуком “ж”.
Учитель: А что помогло автору передать жужжание?
Дети: Много слов со звуком “ж”, поэтому всё жужжит.
Учитель: Когда автор использует один и тот же звук, мы можем себе представить “Кто это?” или “Что это?”, такое явление называют звукописью.
Новое понятие вспоминаем и на следующих уроках. В этом помогают стихи. Например, стихотворение И. Токмаковой:
Тише, тише, тише, тише.
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом,
Маршируют шаг за шагом.
Впереди идут старшины,
Распевают гимн мышиный:
“Тише, тише, тише, тише!
Шаг ровней держите, мыши!
Люди сыты, кошки сыты,
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Наступает час мышиный!
Ночью пусть пируют мыши.
Тише, тише, тише, тише!”
Игра “Найди букву”. Учитель даёт установку, что прослушав стихотворение, ребёнок должен в тетради напечатать букву, которая “сбежала” из стиха, сделав его потешным и нелепым. Например:
Землю роет старый кто,
Под землёю он живёт.Нам темно. Попросим папу,
Нам включить поярче лапу.Стужа. Снег. Метут метели.
Тёмной ночью бродят двери.
Игра “Расколдуй слово”. На доске записаны слова с изменённым порядком букв. Задание: расставь буквы в алфавитном порядке.
смтоы, ныбти, угьшл, хоупл, свьоа.
Ответы: мосты, бинты, глушь, лопух, авось.
Игра-предположение “Что было бы…?” создаёт ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность.
Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития ребёнка. Кроссворд – это игра-задача. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна на этапе закрепления.
Можно использовать шарады:
С буквой Х меня на себе носят,
С буквой С в столовой просят.С Т я книга, с С я рыба,
С К бесформенная глыба,
С Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет.С С на дереве расту,
С Ж по дереву ползу.
Скороговорки и чистоговорки помогают ребятам младшего школьного возраста развивать фонематический слух, чётко произносить звуки речи:
Шашки на столе,
Шишки на сосне.Шапкой Саша шишки сшиб.
Шел Егор через двор,
Нес топор чинить забор.Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.Вёз на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Саня, на, кусай, кусай сайку, сайку, сайку.ас-ас-ас – мы купили квас
ос-ос-ос – мы прогнали ос
ис-ис-ис – мы купили рис
ес-ес-ес – мы ходили в лес.
Ещё одним занимательным заданием являются ребусы. Учитель может загадывать ребусы уже с первого класса. Постепенно, в процессе накопления детского опыта, ребусы усложняются. В течение букварного периода дети на практике знакомятся с общепринятыми способами расшифровки ребусов.
Все вышеперечисленные загадки можно объединить общим названием – интеллектуальные игры. При руководстве интеллектуальными играми учитываются индивидуальные особенности учащихся: одни нуждаются в наводящих вопросах, другим надо дать возможность решить логическую задачу самостоятельно. Важно, чтобы дети полюбили интеллектуальные игры. Эмоции занимают большое место в жизни первоклассников, и надо так организовывать игровую деятельность, чтобы она не только формировала мышление и закрепляла навыки чтения, но и доставляла радость.
Следует отличать от игр игровые приёмы. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия напряжения. Игровых приёмов, как и самих игр очень много. Например:
Прилетела к нам сова,
Принесла она слова,
На них дети посмотрите
И на группы разделите…
В начале урока для организации класса на работу можно использовать игровой приём:
Проверь, дружок, ты готов начать урок?
Линейка, ручка и тетрадка,
Книжка, всё уже в порядке?
На любом этапе урока может прийти гость со своим заданием. При знакомстве с буквой “А” – Айболит, “Б” – Буратино, “Д” – Дюймовочка и т. д.
Важно на каждом уроке гармонично сочетать учебную деятельность с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков ребёнка. Это сочетание невозможно без использования игровой деятельности, в том числе и различного занимательного материала, который не должен носить случайный характер.