Классный час "Кратковременная память"

Разделы: Классное руководство


Принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже;
принимая же его таким, каким он должен быть,
мы заставляем его быть таким, каким он может стать.
Иоганн Вольфганг Гете

Цели классного часа: ознакомить учащихся с понятием память, кратковременная память; провести проверку вех четырех видов кратковременной памяти; установить, какой вид памяти у каждого ученика является доминирующим.

Оборудование:

  1. Плакаты:
    • Эпиграф классного часа
    • Строение человеческого мозга
    • Правила улучшения памяти
    • Чем питается наш мозг?
  2. Часы, книга, ножницы, газета, нитка, очки, свеча, спички, перчатки, сумочка, бейсболка, фотоальбом, стакан, акварели, сувенир, расческа, стол, на котором будут лежат предметы, материал.
  3. Чистые листочки для каждого ученика
  4. Плакат с 12 словами для проверки механической памяти.

Ход классного часа

Давайте разберемся, что же такое ПАМЯТЬ?

Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна.

Память является функцией мозга, и, как всякая его функция, может быть развита и поддается тренировке.


Строение человеческого мозга


Мозг состоит из лобной, теменной, затылочной, височной доли. Лобная доля – информация от всех органов чувств и текущая информация, связанная с двигательными программами (речь, программирование, воля, регуляция, контроль). Теменная доля – тактильные ощущения. Затылочная доля – зрительная зона. Височная доля – процессы памяти, чтение, речь, слуховая зона.

Гигиена мозга

Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы? Для этого нужно соблюдать некоторые правила улучшения вашей памяти:

  1. обеспечить регулярное достаточное насыщение кислородом, т.е. проводить некоторое время на воздухе;
  2. достаточно спать. Это обеспечивает нормальную работу мозга. После хорошего сна мозг работает лучше. Вы, дети, например, должны спать 9-10 часов в сутки;
  3. не курить;
  4. избегать алкоголь;
  5. остерегайтесь некоторых лекарств.

Чем питается наш мозг?

Мозговая деятельность, совсем как физические упражнения, сопровождается обменом и химическими преобразованиями. Многочисленные опыты позволили определить, что нервные и мозговые клетки нуждаются в кальции. Чрезмерное обеднение в кальции вызывает нервные расстройства, ведущие от простой нервозности к бессоннице и судорогам. Известно, что химическая активность сопровождается потерей фосфорной кислоты и солей кальция в мочу. И следует компенсировать эти потери фосфора и кальция предпочтительно питанием: сыр, яйца, ростки зерна, миндаль, орехи, йогурт, творог.

Другой важный элемент для работы памяти – магний. Он содержится в хлебе, зернах пшеницы, шоколаде, зеленых овощах и некоторых минеральных водах.

Следующим важным веществом, замечательным питанием для мозга является глютаминовая кислота. В естественном виде ее находят в печени, молоке, пивных дрожжах. Наконец, витамины группы В стимулируют и облегчают умственную деятельность. Они есть в кефире, пивных дрожжах, орехах, миндале, пшеничных зернах.[2]

Память делится на долговременную и кратковременную. Кратковременная же память бывает четырех видов: слуховая, зрительная, механическая, смысловая. Теперь проверим каждые из этих видов кратковременной памяти.

Упр. 1. Учитель медленно зачитывает учащимся 12 слов.

КАСТРЮЛЯ    РЕКА

МЫЛО      БУКВА

КАРТИНА      РУЧКА

БАНАН      КОВЕР

СТУЛ      САМОЛЕТ

СУМКА      ХЛЕБ

После этого учащиеся должны записать запомнившиеся им слова в течении 2 минут. Тем самым будет проверена кратковременная слуховая память. Если ученик правильно воспроизвел не менее 7 слов, то уровень развития слуховой памяти хороший.

Упр. 2. На столе разложены 16 предметов.

ЧАСЫ, КНИГА, НОЖНИЦЫ, ГАЗЕТА, НИТКА, ОЧКИ, СВЕЧА, СПИЧКИ, ПЕРЧАТКИ, СУМОЧКА, БЕЙСБОЛКА, ФОТОАЛЬБОМ, СТАКАН, АКВАРЕЛИ, СУВЕНИР, РАСЧЕСКА.

Этот набор молча демонстрируется учащимся в течении 1 минуты, а затем закрывается, и учащиеся должны по памяти записать все слова. Если ученик правильно воспроизвел не менее 12 слов, то его кратковременная зрительная память хорошая.

Упр. 3. 12 слов, написанных на плакате, учитель демонстрирует в течении 2 минут, с тем чтобы ученики успели про себя повторить эти слова.

КОШКА    ШКОЛА    ЛИНЕЙКА

ДОМ    ТРАКТОР    МАГНИТОФОН

СЕСТРА    МАТЕМАТИКА    МОЛОКО

ЗАЯЦ    ВРАЧ    ЛЕТО

Затем плакат закрывается, и ученики должны по памяти записать запомнившиеся слова. Если они правильно воспроизведут 10 слов, то механическая память у них хорошая.

Упр. 4. Для проверки четвертого вида памяти – смысловой – можно использовать такую методику. Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь.

ШУМ – ВОДА

СТОЛ – ОБЕД

МОСТ – РЕКА

ПИСЬМО – РУЧКА

ГАЗЕТА – НОВОСТИ

ТЕЛЕВИЗОР – КИНО

СОЛНЦЕ – ТЕПЛО

СТАКАН – СТЕКЛО

ШУБА – ЛИСА

ПОЖАР – ОГОНЬ

После этого учитель читает лишь первое из слов каждой пары, а ученики должны припомнить вторые слова и записать эти пары на листке бумаги.

ГАЗЕТА, МОСТ, СТОЛ, СТАКАН, ТЕЛЕВИЗОР, ШУМ, ПИСЬМО, ШУБА, ПОЖАР, СОЛНЦЕ.

Если ученик правильно воспроизвел 9 – 10 пар слов, то его смысловая (словесно-логическая) память очень хорошая, если воспроизвел менее 6 пар, то этот вид памяти у него пока недостаточно развит.

Проводя проверку всех четырех основных видов кратковременной памяти, можно установить, какой вид памяти у каждого ученика является доминирующим. Для этого на доске делаем таблицу

Имя Слуховая память Зрительная память Механическая память Смысловая память
Коля 5 / - 15 / + 11 / + 7 / +-
Наташа 8 / + 16 / + 12 / + 10 / +
……….        
……….        

Результаты проверки памяти следует в деликатной форме сообщить учащимся и тем, у кого недостаточно развит тот или иной вид памяти, посоветовать потренироваться в этом виде памяти путем неоднократного проведения тех же работ по запоминанию и воспроизведению набора знаков или связного текста, которые использовались при диагностике. 

Использованная литература

  1. Л.М. Фридман. Изучение процесса личностного развития ученика. Изд. 2-е, пер., испр. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 64 с.
  2. 126 эффективных упражнений по развитию памяти. Волгоград: Издательство «Учитель», 1997. – 191 с.