Введение
На современном этапе развития школьного образования одной из важнейших сторон деятельности учителя, педагога является руководство исследовательской деятельностью учащихся. Но это деятельность вызывает определенные трудности, как у начинающих, так и у опытных учителей. Учителя затрудняются во многом – в постановке проблемы и выборе темы исследования, в организации эксперимента и анализе полученных данных, в написании доклада и подготовке к выступлению и т.д.
Актуальность: С 1999-2000 уч. года в МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова сложился определенный опыт по организации научно-исследовательской деятельности школьников. В последнее время каждый год проводятся различные научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские проекты или другие работы. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях могут учитываться и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальной.
Новизна: Рассмотрение научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ как педагогическую технологию.
Практическая значимость: Распространение опыта организации научно-исследовательской деятельности учащихся Алагарской СОШ среди школ Чурапчинского района, республики, России.
Исследовательская деятельность учащихся как объект исследования привлекает многих ученых, педагогов, методистов. В педагогической литературе встречаются различные трактовки понятий «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность», «научно-исследовательская деятельность».
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Основная часть
Классификационные параметры научно-исследовательской деятельности школьников
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: научная.
По ведущему фактору психического развития: биогенная, социогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная, развивающая
По ориентации на личностные структуры: информационная технология (формирование школьных ЗУН), технология саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности – СУМ), операционная (формирование способов умственных действий, мышление – СУД), эвристическая (развитие творческих способностей).
По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: цикличная (с контролем, самоконтролем, взаимоконтролем), направленная (индивидуальная).
По типу организации познавательной деятельности: система «консультант», «программное обучение», современное традиционное обучение, использующее самостоятельную работу с книгой (дидахографию) в сочетании с техническими средствами.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная, гуманно-личностная, технология сотрудничества.
По преобладающему методу: программированное, проблемное, развивающее обучение.
По категории обучаемых: технология продвинутого уровня.
Целевые ориентации НИД школьников
- Гуманно-личностный подход к ребенку.
- Единство обучения и воспитания.
Концептуальные положения
- научность;
- последовательность и систематичность;
- сотрудничество.
Особенности содержания
- личностно-ориентированный подход к ребенку;
- дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Особенности методики
Личностно-ориентированный подход объединяет следующие идеи:
- личностная направленность УВП (личность – цель образовательной системы; каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности: доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.
- демократизация педагогических отношений (право ребенка на свободный выбор; право на ощибку; право на собственную точку зрения; стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять, не управлять, а соуправлять, не принуждать, а убеждать, не командовать, а организовывать, не ограничивать. А предоставлять свободу выбора).
- новая трактовка индивидуального подхода (отказ от ориентировки на среднего ученика; учет особенностей личности; конструирование индивидуальных программ развития).
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс рассматривает следующие идеи:
- содержание обучения рассматривается как средство развития личности;
- обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
- идет объединение, интеграция школьных дисциплин;
- вариативность и дифференциация обучения;
- используется положительная стимуляция ученья.
Цели и задачи НИР МОУ – Алагарская СОШ им. Г.Д. Протодьяконова
Главная задача школы – повышение качества обучения, что непостижимо без развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является организация НИР.
В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся перед педагогами и учащимися ставятся следующие цели:
- выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
- совершенствование знаний учащихся в определенной области науки, учебного предмета;
- приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под руководством педагогов, ученых, других специалистов;
- развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка научно-исследовательской работы в школе;
- развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся социокультурных условиях, отличающейся гуманистическим видением окружающего мира.
Структура управления НИР учащихся
Основные направления НИР
Работа ведется по 3 основным направлениям:
- работа педагогического коллектива;
- работа обучающихся;
- работа родителей, общественных организаций.
Здесь главным, решающим является – работа педагогического коллектива по организации НИР. Для успешной организации работы проведены следующие виды работ с педколлективом:
- теоретические семинары, занятия ПДС по организации НИР;
- практикумы по подготовке докладов НПК, чтений;
- организация внутришкольных чтений, педчтений, Хомутовские чтения;
- заседания методического совета, НМО по вопросам НИР;
- участие учителей в улусных Аспирантских, Портнягинских чтениях, НПК;
- участие в республиканских Алексеевских чтениях;
- участие учителей во Всероссийском дистанционном «Фестивале педагогических идей» (опубликованы в сборнике тезисов фестиваля и СД дисках);
- проведение улусного семинара «Научное образование школьников» (19.01.07 г.);
- получение Гранта Президента РС (Я) по итогам участия школ в конкурсе ПНПО (2007, 2008 гг.);
- получение Гранта Президента РС (Я) учителем математики Варламовой М.М. по итогам конкурса пед. работников учреждений дошкольного, общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей РС (Я);
- учитель математики, информатики Гоголев Г.И. – победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации.
Работа обучающихся:
- работа НОУ «Малая академия»;
- спецкурс «Организация НИР»
- элективные курсы «Основы НИР»;
- школьные НПК: для начальных классов и ДОУ – «Мин эйгэм» (с 2003 г.), для средних и старших классов – «Школьная НПК «Шаг в будущее»;
- 2005 г. – к 60-летию Победы, 95-летию Г.Д. Протодьяконова – Протодьяконовские чтения (заочный тур – 64 доклада, очный тур – 19 докладов).
- 2006 г. – к 75-летию школы «Тропинка школьная моя» - 18 докладов;
- 2006 г. – Всероссийский дистанционный конкурс по психологии «Мой внутренний мир» - доклад Иры Алексеевой – I место;
- 2006 г. – Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» - 10 учащихся и их руководители получили Дипломы от издательского дома «1 сентября» (рук-ль- А.Соловейчик);
- 2006 г. – республиканский конкурс «Моя Родина – Якутия»- 8 учащихся получили Благодарственные письма от Ф.С. Тумусова;
- с 2006 г. – выступления учащихся с докладами перед учащимися, родителями, общественностью;
- организация работы летнего научно-исследовательского лагеря «Силис»;
- участие в летней научно-образовательной экспедиции «Мегапроекты глазами школьников», 2008, 2009 гг. (Гоголев Павел, Лыткин Саня, Копырина Сардана, Титова Ксеня – 10 кл.)
Работа родителей:
- моральная, материальная поддержка учащихся;
- родительские лектории – основы научных знаний;
- участие родителей в различных чтениях: Чиряевских, Хомутовских и т.д.;
- участие родителей в кустовой конференции «Иитэр улэ ситимигэр – баара5ай бырайыактар (20 ноября 2008 г.)
Формы организации научно-исследовательских работ учащихся в школе
- Индивидуальная форма: индивидуальные консультации, занятия в заочных школах;
- Групповая форма: занятия «Малой академии», школьные НПК, чтения;
- Фронтальная форма: спецкурсы, элективные курсы, участие в олимпиадах, интернет-конкурсах, фестивалях, тематические лектории;
- Работа летнего лагеря;
- Участие в различных интернет-конкурсах, конференциях, дистанционных олимпиадах и т.д.
- Выездные консультации.
Основные причины успешности НИР
- Очень работоспособный, профессионально компетентностный педагогический коллектив, который относится к НИР как одному из главных направлений деятельности школы, например:
- учитель якутского языка и литературы, нац. культуры Сокольникова П.Е. подготовила с 2002 года около 30-ти докладов на различные темы;
- НИР занимаются все педработники, начиная от библиотекаря до руководителей дополнительного образования. - Преемственность поколений педагогов: на данный момент в школе работают 3 поколения педагогов.
- Поддержка администрации школы НИР стимулированием лучших учащихся, педагогов по итогам учебного года различными номинациями, премиями.
- Помощь и поддержка со стороны родителей.
- Огромная роль методсовета во главе учебных завучей Оконешниковой В.Г., Максимовой В.Г. и руководителей НМО.
- Связь с молодыми учеными во главе с Мартыновым А.А., преподавателями ЯГУ.
Таблица участия учащихся в НПК, чтениях – Приложение.
Заключение
В настоящее время исследовательскую деятельность можно рассматривать как новую педагогическую технологию. При этом руководство исследовательской деятельностью учащихся должно способствовать реализации следующих принципов:
- принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий);
- принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата);
- принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт).
Результаты научно-исследовательской деятельности школьников Алагарской СОШ
Для учащихся:
- участие в различных чтениях, НПК стало престижным в школе;
- образовалась среда, способствующая к занятию НИР;
- у учащихся развиваются навыки самообразования, повышается мотивация к учению;
- занятие НИР способствует самореализации, самопознанию, серьезному отношению к выбору своей будущей профессии, что можно видеть в наших выпускниках – участниках различных чтений, НПК;
- приобретенные в школе навыки научно-исследовательской работы помогают им в дальнейшей учебе, в дальнейшей жизни.