Он идёт из детского сада, гордо подняв голову и чеканя шаг, как военный. На голове сделанная им самим будёновка из зелёной плотной бумаги с красной звездой: сегодня они с ребятами скакали на «лошадях», «шли в бой». Он ещё весь в игре. Ещё бы! В ней он учился храбрости, мужеству.
Дома он аккуратно снял будёновку и бережно положил её на стул около постели. А утром... обнаружил, что она надорвана в трёх местах и в ней пять круглых дырок. Слёзы и крик. Вошёл отец. Он спокойно сказал: «Разве бойцы плачут? Ведь ты вчера участвовал в бою, это боевая будёновка и дырки в ней от осколков снарядов и пуль!»
Рисунок № 1.
Слёз как не бывало, сын надел будёновку. Гордым он появляется среди ребят своей группы: у него настоящая, боевая будёновка!
Это пример правильного поведения отца, проявляющего уважение к сыну и его играм, к незамысловатым реликвиям, сделанным детскими руками и потому таким дорогим для ребёнка.
Игрушка - неизменный спутник детей. Она пробуждает мысль, даёт широкие возможности для накопления знаний об окружающей действительности.
Иногда папы и мамы стремятся как можно больше накупить игрушек. Им кажется, что, чем их больше, тем лучше ребёнок станет играть. Но это ошибочное мнение. Перенасыщать игрушками так же вредно, как и пищей. Лучше, если у ребёнка имеются не только готовые игрушки, но и легко трансформирующиеся большие пустотелые кубики и кирпичики, коробки картонные и спичечные, лоскуты ткани и искусственного меха, листы плотной бумаги, дощечки и т.п. Из них ребёнок может самостоятельно делать разнообразные игрушки. Это не только забавляет ребёнка, но и даёт простор его фантазии, благодаря ей он легко включается в любую игру, исполняет самые разные роли. Игрушка тогда удовлетворяет ребёнка, когда она отвечает его потребностям. Ведь с какой лёгкостью он приспосабливает для игр окружающие предметы!
Вот табурет, на нём сидят. А если перевернуть его вверх ногами? Перевернул, забрался внутрь. Тесновато, но... «Это же ракета!» Правда не хватает шлема космонавта. И начинается поиск подходящего материала. На глаза попадается мяч, старый проколотый. Ножницы в руках, срезана часть мяча, другая натянута на голову. И вот шлем готов. Игра началась. Он «космонавт», сильный и смелый, летит в космос - и всё загудело!
Если ребёнок сам может конструировать игрушки, насколько содержательнее, интересней становится игра. Ведь, чем она оснащённее, тем больше увлекает, развивает творческую мысль и фантазию ребёнка. Чтобы он сам мог сделать игрушку, ему необходимы умения и навыки работы с разнообразными конструктивными материалами. И хорошо, если эти умения и навыки он приобретает не только в детском саду, но и дома.
Игрушки - самоделки могут быть разнообразны и по форме, и по материалу, из которого они сделаны, и по технике изготовления.
Возьмём бумагу. Поделки из неё доступны ребятам, начиная с 4 -го года жизни. Самая несложная поделка - альбом для рисования.
Складываются 4-5 листов белой бумаги прямоугольной формы и один немного больший по размеру, цветной - для обложки. Количество листов создаёт возможность повторять одни и те же операции в работе с бумагой. Ребёнок легко усваивает приёмы складывания листа бумаги пополам: от себя, совмещая стороны и углы листа, чётко проглаживая линию сгиба пальцами обеих рук. Листы вкладываются один в другой, последний лист - обложка. Когда всё готово, взрослый делает в сгибе альбома два накола шилом, и ребёнок соединяет листы тесьмой или узкой ленточкой, продевая через отверстия, и завязывает сверху бантиком. Теперь можно наклеить на него какую - либо готовую картинку (дети любят украшать свои изделия ). Когда ребёнок усвоил технологию изготовления альбома, предложите ему сделать палаточный домик. Дайте полоску бумаги одного цвета и прямоугольник более плотной бумаги другого цвета. Спросите его при этом, как надо складывать лист, чтобы получились две равные половины. Пусть он объяснит, как будет делать. Потом скажите, как отрезать прямоугольники - окошки от полоски бумаги и наклеивать их на стороны сложенного листа. Получится палаточный домик.
Ребёнок может по своему замыслу как - то дополнить, украсить поделку. По этому же принципу он может сделать автобус, вагончик, домик с крышей.
Когда ребёнок овладеет навыком чёткого складывания бумаги пополам, можно предложить ему сделать объёмную форму поделки: коробку для пуговиц бабушке или маме, корзиночку, которую он повесит на ёлку, гараж для маленькой машины и т. п. Всё это делается путём складывания квадратного листа бумаги на 16 маленьких квадратиков и надрезания сторон в разных местах.
Такая работа посильна ребёнку 5 лет. Работа по конструированию развивает у детей мышление, память. Здесь не всегда требуется помощь взрослых. Иногда полезнее задать ребёнку вопросы, заставляющие его думать и соображать, вспоминать. Например: «Вспомни, как ты складывал лист бумаги, когда делал альбом. Как ты это будешь делать? Подумай - и тогда получится».
Рисунок № 3.
Полезно применять объяснения без показа. Например, вы говорите: «Теперь поверни лист к себе так, чтобы линии сгиба шли» сверху вниз». Если ребёнок не понимает этого, предложите ему провести в воздухе рукой, сверху вниз и слева направо. Это заставит его соображать, активно мыслить. Но если он затрудняется, подскажите ему последовательность действия. Остальное пусть вспомнит, подумает и сделает самостоятельно.
Ребёнок должен чётко представлять цель работы. И чем поделка для него нужнее, интересней, тем с большим старанием он будет стремиться выполнить её.
К сожалению, иногда мать хвалит своего ребёнка дошкольника за то, что он часами занимается склеиванием, вышиванием, шитьём, рисованием. Она не права: однообразные движения утомляют, нарушают его осанку, создают чрезмерную нагрузку для зрения, рук, позвоночника.
Работа с материалом не должна превышать 30-40 минут для старшего дошкольного возраста и 20 - 30 минут для среднего.
Консультация для родителей «Поделки из бросового материала и папье-маше».
Из предложенного детям следует отобрать только то, что ребёнок может сделать сам. Если работа непосильна, пусть не делает её. Мастеря сам, он испытывает радость от возможности сделать подарок для любимого человека.
Не всегда, конечно, у ребёнка получаются хорошие по технике выполнения поделки. Ведь качество зависит от того, насколько развиты у ребёнка руки. Поэтому если вам не совсем понравился подарок, то не высказывайте этого, пусть ребёнок почувствует гордость за то, что своими руками сделал для вас приятное.
Любой вид конструирования: из песка или снега, из бумаги или природного материала, из строительных наборов или из дерева-активно, всесторонне развивает ребёнка, его конструктивные способности и творческие умения, прививает навыки мышления, умение ориентироваться. Конструируя игрушку или поделку, он определяет пространственное положение деталей предмета -сверху, снизу, справа, слева, в середине. Чем больше ребёнок самостоятельно действует с материалами, тем больше пользы приносит его деятельность.
Процесс творческого конструирования открывает богатейшие возможности для формирования волевых качеств личности: аккуратности, умения доводить дело до конца, что так пригодится в школе. Трудовой процесс в конструировании неотделим и от физического развития. Когда ребёнок сооружает постройки из песка, снега, ему приходится выполнять разнообразные движения, применять физическую силу. Сооружая высокую постройку, он поднимает руки вверх, напрягает мышцы спины или, сооружая низкую постройку, приседает, наклоняется. Движения упражняют мышцы брюшного пресса и плечевой пояс, мышцы спины, рук, ног. Когда ребенок конструирует из дерева, он также прилагает мышечное усилие при сколачивании деталей. Мастеря игрушки из разнообразных материалов: бумаги, природного материала, поролона, глины, проволоки и т. д., он развивает мелкие мышцы рук, движения становятся более уверенными, ловкими, координированными.
Подсолнух - игольница из поролона. Из плотной цветной бумаги ребёнок вырезает по контуру лист подсолнуха. Затем берёт кусочек поролоновой губки 5*5 см, высотой - 1,5 см. Ребёнок ножницами срезает углы у одного кусочка, закругляет, подравнивает, делает выпуклым. Затем форма окрашивается жёлтой акварелью или гуашью. Чтобы губка приобрела нужную окраску, её следует несколько раз подряд сжать, насыщая разведённой в воде краской, После просушки форма прикладывается на подготовленный лист и обводится её контур. По контуру выкладываются и приклеиваются бумажные жёлтые лепестки подсолнуха, на них наклеивается вырезанная форма из поролона - сердцевина, раскрашенная в клеточку коричневой краской.
Можно сделать вазочку для цветов из папье - маше. Для этого нужно мятую газетную бумагу разорвать на мелкие кусочки (прежде срезав у газеты белые полосы с краёв). Затем выбрать для этой цели стеклянную или керамическую форму, хорошо её смазать вазелином и обклеить сначала кусочками белой бумаги, смоченной в воде. Второй слой бумаги (теперь уже более тёмной) наложить с клеем (клей из крахмала). Каждый последующий слой чередуется по цвету и каждый из них надо хорошо обминать по форме. Накладывается четыре - пять слоев, последний слой - из кусочков белой бумаги. Сушить следует подальше от отопительных приборов, чтобы сушка протекала постепенно.
Рисунок № 4.
Затем взрослый берёт изделие и разрезает его по вертикали сверху до половины центра на дне. Лучше всего разрезать лезвием бритвы. Освободив изделие от формы, отдаёт его ребёнку для продолжения работы. Разрез заклеивается полоской бумаги, и изделие покрывается левкасом - разведённым мелом - до густоты жидкой сметаны с добавлением небольшого количества столярного клея. Потом изделие снова просушивается и ребёнок раскрашивает его гуашью (можно покрыть лаком). Поделки из папье - маше можно изготовить и по вылепленной самим ребёнком форме из пластилина. Последовательность и технология изготовления та же.