ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Форма урока: урок-практикум
Приёмы: групповая работа, практическая работа
Цель урока: уметь определять тип смеси и практически осуществлять разделение однородной и неоднородной смеси.
Задачи урока:
- Вспомнить и повторить типы смесей;
- Рассмотреть способы разделения однородных и неоднородных смесей;
- Практически осуществить разделение неоднородной смеси.
Оборудование: смесь песка, железных опилок и соли, вода, фильтровальная бумага, спиртовка, фарфоровая чашечка, магнит.
ХОД УРОКА
На столах у каждого члена группы лежит конспект урока, который заполняют по мере выполнения работы, Каждая группа получает химический ящик с оборудованием.
Теоретическая часть.
Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили о чистых веществах и смесях. Давайте ещё раз вспомним .
Вопросы учителя:
- что называется смесями? (смесь – это система, состоящая из нескольких компонентов.)
- какие смеси вы знаете?
- какие смеси называются однородными?
- какие смеси называются неоднородными?
Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание №1 из конспекта.
Слово учителя: Теперь подумаем, а как можно разделить смесь? Оказывается, даже однородные смеси можно легко разделить. Например, смесь воды и сахара или водопроводную воду.
Учащиеся совместно с учителем разбирают способы разделения однородных смесей: выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Записывают понятия в конспект. (задание №2)
Слово учителя: Если смесь неоднородная, то существуют свои способы разделения: отстаивание, фильтрование, действие магнитом.
Учащиеся выполняют задание №3
Вопрос учителя: Предложите, какие смеси можно разделить этими способами?
Учащиеся называют примеры смесей.
Практическая часть:
Слово учителя: А теперь я предлагаю вам самостоятельно определить тип смеси и разделить её известными вам способами.
Прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с химическим оборудованием.
Учащиеся повторяют правила техники безопасности.
Учитель делает вывод о готовности учащихся к выполнению работы.
Слово учителя: давайте посмотрим, что находится в наших лабораторных ящиках и какие опыты мы будем делать с данным оборудованием.
Самостоятельное выполнение опыта учащимися. Учитель направляет работу учащихся. Выполнение задания №4
Слово учителя: вы справились с работой, а сейчас занесите результаты опыта в ваш конспект и выполните задание№5 в конспекте. В конце конспекта есть несколько вопросов, ответьте на них.
Учащиеся заполняют конспект, отвечают на вопросы.
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы рассмотрели способы разделения смесей и с помощью опытов проверили правильность этих способов (отстаивание, фильтрование, действие магнитом).
Инструктаж по домашнему заданию: Дома я прошу вас посмотреть в словарях следующие понятия: хроматография и дистилляция, и записать эти понятия в ваш конспект.
Спасибо за работу!