Урок по химии "Способы разделения смесей"

Разделы: Химия


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: урок-практикум

Приёмы: групповая работа, практическая работа

Цель урока: уметь определять тип смеси и практически осуществлять разделение однородной и неоднородной смеси.

Задачи урока:

  1. Вспомнить и повторить типы смесей;
  2. Рассмотреть способы разделения однородных и неоднородных смесей;
  3. Практически осуществить разделение неоднородной смеси.

Оборудование: смесь песка, железных опилок и соли, вода, фильтровальная бумага, спиртовка, фарфоровая чашечка, магнит.

ХОД УРОКА

На столах у каждого члена группы лежит конспект урока, который заполняют по мере выполнения работы, Каждая группа получает химический ящик с оборудованием.

Теоретическая часть.

Слово учителя: На прошлом уроке мы с вами говорили о чистых веществах и смесях. Давайте ещё раз вспомним .

Вопросы учителя:

  1. что называется смесями? (смесь – это система, состоящая из нескольких компонентов.)
  2. какие смеси вы знаете?
  3. какие смеси называются однородными?
  4. какие смеси называются неоднородными?

Учащиеся отвечают на вопросы, выполняют задание №1 из конспекта.

Слово учителя: Теперь подумаем, а как можно разделить смесь? Оказывается, даже однородные смеси можно легко разделить. Например, смесь воды и сахара или водопроводную воду.

Учащиеся совместно с учителем разбирают способы разделения однородных смесей: выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Записывают понятия в конспект. (задание №2)

Слово учителя: Если смесь неоднородная, то существуют свои способы разделения: отстаивание, фильтрование, действие магнитом.

Учащиеся выполняют задание №3

Вопрос учителя: Предложите, какие смеси можно разделить этими способами?

Учащиеся называют примеры смесей.

Практическая часть:

Слово учителя: А теперь я предлагаю вам самостоятельно определить тип смеси и разделить её известными вам способами.

Прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с химическим оборудованием.

Учащиеся повторяют правила техники безопасности.

Учитель делает вывод о готовности учащихся к выполнению работы.

Слово учителя: давайте посмотрим, что находится в наших лабораторных ящиках и какие опыты мы будем делать с данным оборудованием.

Самостоятельное выполнение опыта учащимися. Учитель направляет работу учащихся. Выполнение задания №4

Слово учителя: вы справились с работой, а сейчас занесите результаты опыта в ваш конспект и выполните задание№5 в конспекте. В конце конспекта есть несколько вопросов, ответьте на них.

Учащиеся заполняют конспект, отвечают на вопросы.

Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы рассмотрели способы разделения смесей и с помощью опытов проверили правильность этих способов (отстаивание, фильтрование, действие магнитом).

Инструктаж по домашнему заданию: Дома я прошу вас посмотреть в словарях следующие понятия: хроматография и дистилляция, и записать эти понятия в ваш конспект.

Спасибо за работу!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1