Если б только мы умели
Понимать язык зверей,
То услышали б, наверно,
Что щебечет воробей,
…Что в листве поет синица
И зачем защелкал клест,
Почему сове не спится,
…И зачемв тиши лесной
Громко плачет козодой.
К.И. Чуковский «От двух до пяти»
В настоящее время уделяется много внимания проблеме экологической грамотности людей. Для того чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу, понять ее и осознать свое место в ней. Правильное отношение ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения – является главной целью формирования взглядов на окружающую действительность и подготовку детей к дальнейшей жизни.
В нашем детском саду большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей. Работает экологический кружок «Капелька», в котором дети не только занимаются экологической деятельностью, но и тесно общаются с животными. Животный мир нашего детского сада разнообразен. Но особый интерес у детей вызывают именно птицы. Это подтолкнуло педагогов ДОУ к созданию проекта «Зимующие птицы Сибирского региона».
Общение детей с пернатыми, организованное педагогами, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о братьях меньших. Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к птицам, важны не только знания, но и воспитание гуманных чувств, положительного опыта общения с природой.
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период, когда формируются основы мышления, основы гуманистического отношения к природе и окружающим, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, закладываются предпосылки гражданских качеств. И именно сейчас и нужно познакомить детей с природой родного края, с его животным миром, в частности с зимующими птицами.
Насыщенность занимательным материалом вызывает у детей внимание, любознательность и позволяет глубже изучить окружающий животный мир. При выборе различных форм работы учитывается уровень подготовки и развития детей, их знания, умения и навыки.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению мы используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Наша работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Обучающий процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.
Большое значение мы придаем исследовательской деятельности детей – проведению наблюдений, экспериментов.
Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию‚ традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Именно через исследования дети легче усваивают интересную и полезную
информацию, способны почувствовать красоту родной природы, понять и полюбить пернатых. Итак,исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.
Тема проекта “Зимующие птицы Сибирского региона” выбрана не случайно. Наблюдения за детьми во время самостоятельных игр на свежем воздухе показывают, что дети порой жестоко, негуманно относятся к природе. И очень важно учить ребенка с самого раннего детства понимать красоту природы, воспитать доброту, человечность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют сказки и рассказы. Очень важно развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Занятия экологической деятельностью компенсирует недостаточное внимание современной педагогики к эмоциональной сфере личности. Ведь в первую очередь педагоги стремятся дать детям знания, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Что не допустимо.
Ребенок должен уметь видеть, слышать и воспринимать мир природы и эмоционально на него откликаться. Он должен глубоко чувствовать и понимать происходящее вокруг и, в тоже время, должен быть способен к соучастию и сопереживанию.
Несомненно, близкий контакт с животным миром не только вводит ребенка в мир природы, но и, что особенно важно, будят сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, учит радоваться и тревожиться вместе с ним. Недаром ведь еще К. Гельвеций утверждал: « Из всех способов сделать человека гуманным и сострадательным самый верный состоит в том, чтобы приучить его с раннего возраста отождествлять себя с несчастными и видеть себя в них».
В наше время в эпоху технического прогресса, повсеместной компьютеризации, когда дети большинство своего свободного времени проводят за экранами компьютеров и телевизоров, не удивительна потеря интереса к общению со сверстниками, с окружающей действительностью и с миром живой природы. Дети становятся малообщительными, жестокими, агрессивными. Они могут жестоко обращаться со слабыми, проявлять агрессию по отношению к животным.
Ну и что, что современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники несколько лет назад, но зато они значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают. Все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, и поэтому необходимо привлекать ребенка к общению с животным миром.
Цель проекта: Формирование думающего и чувствующего, любящего природу и активного человека, готового к исследовательской деятельности путем приобщения ребенка к изучению птиц родного края.
Задачи:
- Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности зимующих птиц Сибири: особенностях их внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках, приспособлении к среде обитания.
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Активизировать познавательный интерес, внимание и память детей, развивать логическое мышление.
- Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
- Воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру природы.
- Воспитывать осознанно бережное отношение к зимующим птицам.
- Способствовать воспитанию любви, чувства гордости за родной край, своей причастности к его экологической культуре.
Деятельность педагогов
Функциональные обязанности членов коллектива:
Система эколого-эстетического воспитания детей предполагает тесное сотрудничество всех участников педагогического процесса на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в различных видах детской деятельности. С учетом этого определились функциональные обязанности членов коллектива.
Старший воспитатель:
- ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста;
- проведение методических семинаров для членов коллектива;
- определение места экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада, его связей с другими направлениями работы;
- координация работы специалистов и воспитателей, реализация интегративного подхода к экологическому воспитанию детей;
- экологизация предметной развивающей среды;
- работа с родителями;
- участие в диагностики детей и анализ ее результатов;
- обобщение результатов работы;
- распространение опыта работы детского сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);
- выбор программы и методики (совместно с экологом).
Воспитатель-эколог:
- экологизация предметной развивающей среды;
- подбор информации о зимующих птицах Сибирского региона для экологического комплекса;
- оформление «Экологического паспорта дошкольного учреждения», экологического паспорта о зимующих птицах.
- подготовка и проведение занятий с детьми в экологической гостиной, зимнем саду, на экологической тропе, участие в подготовке экологических праздников;
- консультирование педагогов дошкольного учреждения в области экологического воспитания детей;
- подготовка наглядного материала, подбор литературы;
- координация работы специалистов дошкольного учреждения: музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО, воспитателя театральной деятельности и др.;
- координация работы воспитателей: составление рекомендаций по конкретным темам и при необходимости – контроль за их выполнением;
- работа с родителями
- разработка диагностических карт;
- участие в диагностики детей и анализ ее результатов;
- обобщение результатов работы.
Музыкальный руководитель:
- согласование работы с работой воспитателя-эколога, педагога по изобразительной деятельности и т.п.;
- подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе и т.д.) ;
- музыкальное сопровождение экологических игр;
- проведение музыкальных занятий, усиливающих гуманное отношение к пернатым;
- разработка сценариев экологических праздников, подготовка инсценировок и досугов;
- музыкальное сопровождение экологических игр, постановка танцев;
- использование фольклора в целях расширения представлений детей о птицах родного края (народные праздники, потешки, песенки и т.д.).
Преподаватель изобразительной деятельности:
- согласование работы с работой воспитателя-эколога;
- закрепление экологических знаний детей в процессе рисование, аппликации, лепки;
- оказание помощи воспитателю-экологу в оформлении наглядного материала;
- участие в диагностики детей и анализ ее результатов;
- иллюстрирование созданных детьми книг, альбомов;
- оказание помощи экологу в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов и масок к экологическим, праздникам, постановкам;
- проведение занятий вместе с экологом;
- участие в создании выставочных уголков в группах;
- подбор художественных произведений к занятиям эколога;
- использование фольклора в целях ознакомления детей с птицами (народная живопись, глиняные игрушки).
Воспитатель:
- экологизация деятельности детей в группе;
- выполнение заданий воспитателя-эколога: наблюдений на прогулке, фиксация наблюдений в календаре природы, чтение и обсуждение литературных произведений, слушание музыки, проведение игр, рисование, лепка;
- создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий;
- выполнение отдельных экологических проектов;
- работа с родителями (домашние задания детям, оформление стенгазет и т.п.);
- участие в диагностики детей и анализ ее результатов.
Каждый сотрудник детского сада выполняет определенные функции в области экологического воспитания детей. Необходимым условием функционирования предлагаемой модели взаимодействие участников педагогического процесса является осознание всеми членами коллектива экологического воспитания как средства гуманизации процесса воспитания.
Ожидаемые результаты:
- Уметь сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью зимующих птиц.
- Иметь представление об особенностях внешнего вида птиц, их жизненных проявлениях, повадках, приспособлении к среде обитания.
- Быть доброжелательными по отношению к птицам родного края.
- Обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей.
- Иметь представление о роли человека в жизни зимующих птиц.
Приложения:
- Примерное перспективное планирование по ознакомлению с зимующими птицами Сибирского региона – Приложение 1.
- Конспект занятия «Зимующие птицы» – Приложение 2.
- Конспект занятия «Пернатые друзья» – Приложение 3.
- Конспект занятия по изобразительной деятельности. Лепка. «Живые яблоки на ветках» – Приложение 4.
- Конспект занятия по изобразительной деятельности. Рисование. «Снегири на ветках» – Приложение 5.