Заседание научного общества учащихся "Эврика" (9-й класс)

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 9


Форма мероприятия: открытое заседание Научного общества учащихся «Эврика», 9 а класс.

Цели:

  • обучающая – использование современных информационных технологий, как средство эффективной организации обучения для получение новых знаний, навыков публичного выступления, создания презентаций;
  • развивающая – формирование и развитие навыков исследовательской и проектной деятельности с использованием современных информационных технологий;
  • воспитательная - психологическая поддержка товарищей – формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе личностно-индивидуального подхода, с учетом здоровье - сберегающей программы.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, папки с наработками и работами, презентации учащихся в электронном и печатном виде.

Участники: члены научного общества учащихся «Эврика», гости.

Введение

«Исследовательская деятельность как средство развития одаренности» является одним из элементов системы, которую педагог применяет в своей работе много лет. Она помогает отслеживать индивидуальный творческий рост каждого ребенка в классе.

Выбор темы для исследовательской или проектной работы у каждого ребенка идет с учетом его желаний и увлечений, профессионального интереса, возрастных, физиологических, психологических и индивидуальных особенностей, по самым различным направлениям.

На сегодняшний день применение информационно-коммуникационных технологий - это неотъемлемая часть жизни любого образованного человека, а для школьника вдвойне - участие в дистанционных олимпиадах, Интернет конференциях, поиск в Интернете при работе с творческими заданиями, создание мультфильмов и фильмов о школе, презентаций как индивидуальных, так и групповых, просто общение, поиск новых друзей.

Характеристика класса

Класс, с которым представили заседание, с физико-математическим уклоном. Это, класс в котором работать с одной стороны хорошо – все дети-лидеры, с другой - очень сложно. Они вдвойне требуют к себе особого внимания и отношения, как со стороны учителей, так и по отношению друг к другу. Состав класса достаточно сильный, на что показывают результаты участия в предметных олимпиадах институционального и муниципального уровней.

По данной системе ребята работают пятый год. Начиная, с 5-го класса ребята занимаются решением конкурсных и олимпиадных задач, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах, занимаются во Всероссийской заочной межпредметной школе при Московском Государственном университете им. М. Ломоносова, выполняют творческие задания, а с 7-го класса – непосредственно занимаются проектными и исследовательскими работами.

Карта личностных достижений ученика наглядно показывает рост каждого из членов НОУ (приложение № 1).

На данном заседании представлены выступления двух учащихся на различных стадиях готовности.

Научное общество учащихся

Э

Энергия

В

Великих

Р

Радикальных

И

Изменений

К

Класса

А

Авангардистов, аналитиков, альтруистов

Девиз общества: «Через тернии к звездам».

Заседание ведет председатель научного общества «Эврика» при поддержке научного руководителя.

I. Блок. Вступительное слово ведущей

Здравствуйте! У нас пройдет необычное заседание: на ваш суд представят две работы члена научного общества. У каждого из ребят творческая работа находится на определенной стадии готовности.

«Лестница творчества»

На столе у каждого из учащихся имеется:

  • буклет, который будет путеводной ниточкой по нашему занятию;
  • листы для предложений, рекомендаций и советов докладчикам;
  • стикеры для отзывов (цветовые гаммы ощущений).

Прослушав выступление, вы сможете высказать свое мнение, дать советы и рекомендации для дальнейшего продвижения по «Лестнице успеха»:

«Лестница успеха»

Каждому из докладчиков предоставляется по 5 - 6 минут для защиты и 3 - 4 минуты для обсуждения.

II. Блок. Ведущая (стихи собственного сочинения)

«Глупый мир
Почему весь мир таков?
Из каких он странных снов.
Почему весь мир такой,
Не спасет его герой.
И никто уж не поймет,
За что герой от них уйдет.
Ему наскучил тот один
Этот глупый-глупый мир»

Куда люди сбегают от реальности, когда им кажется, что все вокруг несправедливо, когда им это все надоедает. Сейчас это чаще всего виртуальная реальность – альтернативный аналог жизни.

О проблеме Интернет – зависимости нам расскажет ученик.

Выступление докладчика: «Интернет – зависимость»

Тема работы « Интернет – зависимость».

Все больше людей, которые используют Интернет и становятся зависимыми от него.

Как можно узнать, зависим ли человек, откуда пошла эта проблема и как её решить – обо всем этом можно узнать из моей исследовательской работы.

Актуальность работы в том, что все больше и больше новые технологии охватывают наш мир.

Считается, что человек не может зависеть от того, с чем работает – я в корне не согласен. Стать зависимым можно от всего к чему прикасаешься или что используешь. Просто от некоторых явлений мало зависим, от других – наоборот.

Теряются контакты с окружающим миром, происходит отрыв от социума, появляется агрессия – малейшие из тех признаков, по которым можно определить зависим или нет человек от Интернета.

Объект исследования - сам автор.

Цель работы: узнать, что такое интернет – зависимость, как избавиться от неё и какие последствия бывают, если пренебрежительно относиться к ней.

Методы исследования: наблюдение, тестирование, поисковый, анализ и обобщение.

Тезисы

  • Происхождение проблемы.

Первопричина проблемы – это зависимость человека от информации. Компьютер и интернет являются мощными источниками обработки и поиска информации.

  • История Вопроса:

использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;

использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

  • Интернет-зависимость и официальная медицина.

Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет - зависимости или отрицают вред от этого явления. Но то, что есть зависимость человека от информации – это неоспоримый факт.

  • Интернет - зависимые.

По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4—6 %. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах мира. Например, в Финляндии молодым людям с интернет - зависимостью предоставляют отсрочку от армии.

  • Классификация интернет - зависимости, её причин и симптомов:
    • Навязчивый веб - серфинг
    • Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам
    • Игровая зависимость
    • Навязчивая финансовая потребность
    • Киберсексуальная зависимость
  • Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет - зависимости:
    • Чаты (35%)
    • MMO Games (28%)
    • Телеконференции по сети (15%)
    • E-Mail (15%)
    • Сайты всемирной паутины (7%)
    • Иные сетевые протоколы (ftp, gopher и т.д.) (2%)
  • Пути решения проблемы:

Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, как правило, выводят человека из зависимости. Также если не удается самому выйти из зависимости, можно обратиться в «Центр помощи людям, страдающим интернет – зависимостью».

«Надо спасать тех, кому сейчас два года, и тех, кто еще не родился».

Ведущая: «Докладчик начал исследовать эту проблему сравнительно недавно, реально пережив и ощутив ее на себе. Тема довольно интересная и содержательная. Однако у меня возник такой вопрос: «Как можно определить ту грань, когда человек начинает страдать Интернет – зависимостью, как психическим заболеванием?»

Обсуждение членами НОУ и гостями

III. Блок. Ведущая

Слово предоставляется следующему ученику для демонстрации своего восхождения по «Лестнице творчества».

Выступление докладчика по теме «Мозг. Память».

Тезисы

  1. Наш мозг не помнит только одно: куда он раскидал всю необходимую информацию.
  2. По определению специалистов, память - это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления и опыт. По продолжительности закрепления и сохранения информации она подразделяется на четыре вида.
  3. Законы памяти
  4. Удобные «подсказки»
  5. Механизм работы памяти.
  6. Исследования: 1-ый год (8 – ые классы); 2-ой год (9 – ые классы)
  7. Заключение. С. Л. Рубинштейн сказал: "Не обладая памятью, мы были бы существами на час. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее безвозвратно исчезло бы в прошлом. Человек не смог бы пользоваться знаниями, умениями, навыками и опытом предшественников. Не существовало бы и психической жизни, объединяющей в одно целое сознание личности, и невозможно было бы осуществлять непрерывное обучение, продолжающееся на протяжении всей нашей жизни и делающее из нас то, что мы, в сущности, и представляем собой».

Цель представленной работы, узнать какие виды памяти существуют и их особенности, какой объем информации может вместить человеческий мозг, какие существуют законы памяти и Были поставлены следующие задачи:

  • выявить основные виды памяти;
  • объём информации, который может вместить человеческий мозг;
  • изучение видов памяти, присущих учащимся нашей школы;
  • подбор рекомендаций и упражнений для тренировки памяти;
  • диагностика различных видов памяти у школьников 8-ых классов (физико-математический, гуманитарный, общеобразовательный), а также узнать, как изменилась их память за один год, и попытаться установить закономерность ее изменения;
  • выяснить и проанализировать надежность памяти учащихся.

В ходе работы использовались следующие методы: метод отбора и анализа литературы по данной проблеме; метод тестирования; метод опроса и анкетирования; метод обработки полученных данных; метод анализа и обобщения; метод сравнительного анализа.

Исследовательская работа проводилась в два этапа, в течение двух лет.

I этап - теоретический: изучение литературы по теме с последующим написанием основной части работы, а также подбор упражнений и рекомендаций, направленных на тренировку памяти. Выявлены исторические корни понятия «память», ее виды и критерии классификации. Возник интерес к процессу формирования памяти.

II этап - практический: изучение различных видов памяти у школьников в 8-х, затем в 9-х классах (физико-математический, гуманитарный, общеобразовательный), а также изменения их памяти, и попытаться установить закономерности.

Итогом работы стала не только собранная информация, но и непосредственно сами исследования и рекомендации.

Обсуждение членами НОУ и гостями

Ведущая: «По моему мнению, данная работа очень интересная, рассматриваемая в ней проблема актуальна. Благодаря его исследованиям, которыми он занимается уже не один год, мы смогли узнать каково состояние нашей памяти и что нам сделать, чтобы она улучшилась. Но за время выступления у меня возникло следующее предложение. Дело в том, что есть довольно много произведений, посвященных памяти тех или иных великих людей. Например, даже в моих стихах:

«Когда из их рук хлестала кровь,
Могли ли думать,
Как им вернуть Родины любовь?
Могли ли думать
Простит ли их страна,
Когда за жизнь с ветрами шла борьба.
Должны их помнить, должны знать,
Должны их подвиг почитать!»

IV. Блок. Заключительное слово учителя.

«В завершении хочется поблагодарить докладчиков за полные и серьезные выступления, актуальные до боли и серьезные темы, рекомендации и советы от участников заседания и гостей, а также пожелать всем успехов в дальнейшем их продвижении по «Лестницам творчества» и «Лестнице успеха».

1. «Интернет зависимость» - продолжить исследования, расширив возраст респондентов.

«Лестница творчества»

2. «Мозг. Память» - принять участие в конкурсах на муниципальном и всероссийском уровнях. Для этого необходима рецензия (смотри приложение 4).

«Лестница творчества»

Учитель: Ребята, для представления работы на любой конкурс необходимо иметь рецензию. В дальнейшем, когда вы будете, готовы отправлять свои работы на конкурс попросите своего руководителя написать рецензию (приложение №2) на представляемую работу. Докладчику уже потребуется такая рецензия, т.к. он успешно выступил в прошлом году на институциональной научно-практической конференции «Личность. Наука. Культура». Он готовит свою работу для участия во всероссийском конкурсе «Юность. Наука. Культура».

«Лестница успеха»