Урок русского языка в 6-м классе "Словообразование имен существительных"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок  повторения, закрепления, углубления и творческого применения знаний, умений, навыков.

Цели:

  • обучаю практическому и творческому применению знаний, а именно: умению выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, составлять словообразовательные цепочки, различать морфологические способы образования имён существительных, а также использовать однокоренные слова как средство связи предложений в тексте;
  • развиваю умение  анализировать информацию, применять её,  выражая  в устной и письменной форме  собственные мысли.
  • воспитываю  бережное отношение к живой природе родного края.

Ключевые слова:

  • однокоренные слова;
  • способы образования имён существительных;
  • цепочки однокоренных слов;
  • гнездо однокоренных слов;
  • функция однокоренных слов.

Оборудование: учебники, раздаточный материал, школьные словообразовательные словари, мультимедийный проектор.

На доске:

  1. Образец ответа: «… образовано от … с помощью… Способ образования…»
  2. Небеса, чудеса, колесо, словеса, древесина (малопродуктивный суффикс – -ес-).
  3. «Гнездо»:

журавлик
журавлёнок
журавушка
журавлиный – по-журавлиному

ХОД УРОКА

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку. Оформление записей в тетрадях.

2. Постановка целей урока

(Приложение, слайд 1) «Сегодня урок…

– Что будем делать? –  Практическое применение основных теоретических понятий темы.
– Можете ли назвать эти основные понятия? (В случае затруднения – на доске записаны ключевые слова урока). 

(Приложение, слайд 2)

Разминка:

– А теперь отгадайте загадку. (Приложение, слайд 3)
Леса пустеют и поля, вокруг осенняя земля, поднялись клином от земли сегодня утром… (журавли).
– Гость нашего урока – журавль».

3. Актуализация опорных знаний: повторение, углубление, закрепление, творческое применение.

А) Запишите предложение. Укажите существительное, у которого можно определить способ образования (по образцу):

клин  – клинить  (бессуффиксный)

Б)  (Приложение, слайд 4)

– Прочитайте предложение, запишите его, закончив мысль.

По поднебесью словно верёвочка протянулась: это… (н-р, журавли летят).

– Подберите однокоренные слова;
– Составьте цепочку однокоренных слов, найдя исходное слово: небо – небеса – небесный – поднебесный – поднебесье.
Дополнительная работа (элемент углубления): подбор слов с малопродуктивным суффиксом -ес-. (дополнительная информация на доске)

В) Работа с текстом 1.

– Прочитайте текст:

Текст 1.

С наступлением прохладной погоды и сокращением светового дня многие птицы начинают собираться в путь – дорогу.
Ещё со времён глубокой древности люди наблюдали перелёты журавлей в места зимовок.
Клин летящих журавлей – захватывающее зрелище.

– Из 1,2 – ого абзацев выпишите слова, соответствующие моделям:

Способ образования? Встречалось ли подобное слово? (Кстати, ЕГЭ – 11 класс!)
– проверка (самопроверка) (Приложение, слайд 5).

Г) Работа с текстом 2.

Текст 2.

Каждый год возвращаются журавли из далёких стран на родное болото.
В самых недоступных местах устраивают они свои гнёзда.
Водят весной журавушки весёлые хороводы. Соберутся в кружок на болоте машут крыльями танцуют.
Курлы, курлы, курлы по всему лесу разносятся журавлиные голоса.
Скоро выведутся на болоте неуклюжие журавлята.

Задания к тексту:

– прочитайте текст;
– выпишите только те предложения, в которых речь идёт о журавлях, расставляя знаки препинания;
– взаимопроверка (Приложение, слайд 6);
– найдите однокоренные слова, обозначьте корни:

журавли
журавушки
журавлиные
журавлята;

– составьте словообразовательную цепочку.
Дополнительная работа (элемент углубления) – ситуация затруднения: не получается цепочка. Как быть?
Ввод понятия  «гнездо однокоренных слов». Именно так располагаются словарные статьи в «Словообразовательном словаре». Обращение к «Школьному словообразовательному словарю».

Д) Прочитайте выразительно оставшиеся тексты. В дополнение к выписанным однокоренным словам выберите и допишите оставшиеся однокоренные слова.

Текст 3.

Прощание с журавлём

Отчего мне так грустно – не знаю,
Сама всё гляжу, всё машу я
Ладошкой с холма…
И летят журавли
Над холмом, над селом,
Разрезает вожак небо серым крылом.
Ты в тумане над морем, вожак, не зевай.
О высокие скалы крыла не сломай.
Ты лети, журавлёнок, со всеми в строю, не отстань, не надейся на силу свою.
Курлы, курлы, журавли, до весны!
Журавли! Не забудьте задремавшей земли!

Текст 4.

Из народных песенок

Журавлики по бережку похаживают,
Шёлкову травоньку пощипывают,
Ключевою водицею прихлёбывают,
За реченьку за быструю поглядывают.

Текст 5.

Журавушка

Над пожелтевшей травушкой,
Над рощей тополей
Летит на юг журавушка
Со стаей журавлей.
Журавушка, журавушка,
Счастливого пути!
Журавушка, журавушка,
Весною прилети! (дополнительно: журавлёнок, журавлики)

Е) «В текстах очень часто используются однокоренные слова. Как вы думаете, какова функция однокоренных слов в тексте? (элемент углубления)

Творческое задание: составьте небольшой текст о журавлях с использованием однокоренных слов (4 – 5 предложений)

(!!!) Для тех, кто не хочет как все: ваша цепочка или гнездо однокоренных слов – и ваш текст.

Прослушивание нескольких работ.

4. Домашнее задание: п. 12, ЗСП – 4, 5 предложений со словами (с использованием различных пунктограмм).

5. Итоги. Оценки