Задача современного воспитания и обучения не столько дать знания, умения и навыки, сколько создать условия для саморазвития личности через создание благоприятной воспитательной развивающей ситуации.
Одним из направлений начальной школы по созданию условий для саморазвития личности – является художественно-эстетическое воспитание и развитие детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
- Систематическое и целенаправленное развитие восприятия прекрасного, эстетических чувств, представлений детей.
- Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, обучение художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
- Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
- Развитие творческих способностей детей.
Художественно-эстетическое воспитание в МОУ
СОШ № 1 реализуется через учебный план школы
(РБУП, предметы школьного компонента) и через
дополнительное образование.
Дополнительное образование представлено
программами: «студия декоративно-прикладного
творчества», «Декоративно-прикладное искусство:
флористика».
Положительный опыт в работе по этим программам дают инновационные методы обучения – метод проектов и метод творческого дизайна.
Метод проектов формирует активную самостоятельную позицию учащихся в учении, развивает компетенции связанные с опытом применения своих знаний на практике.
Метод творческого дизайна приобщает к разработке удобных и красивых вещей. Учит школьников думать о гармонии природы и человека, о связи человека и среды его обитания. Искусство, природа, быт способствуют этому, вызывают эмоциональную отзывчивость, восхищение, увлеченность, потребность наслаждения вокруг.
На одном из творческих собраний детьми было предложено оформить школу своими руками. В результате этого родился проект «Школа – выставочный зал», который состоит из нескольких малых проектов, реализация которых рассчитана на несколько лет. Выполнялись эти проекты средствами изобразительной, художественно-конструкторской деятельности и средствами декоративно-прикладного искусства.
Самым первым проектом в начальной школе был проект по созданию настенного панно – дуба «У лукоморья дуб зеленый…», из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина). Задуман он был детьми с целью украшения, оформления стены актового зала своими руками. Это уникальное дерево создано в технике бумагопластики. Ребята каждого класса делали листочки из цветной бумаги. Ребята постарше помогали собрать дерево. Эта работа детей превзошла ожидания как их самих, так и взрослых. Совместная работа объединила учащихся, показала новые возможности – каждый школьник, даже маленький может украсить интерьер школы своими руками.
Вторым проектом художественно-конструкторской деятельности в школе был проект «По дорогам сказки». В результате, которого были созданы три панно на обручах в технике плетения нитей – «Золотая рыбка» (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»), «Петушок», «Солнышко» (по мотивам русских народных сказок). Каждый ученик начальной школы увлеченно плел яркие косички. Теперь не только девочки, но и каждый мальчик, мог продемонстрировать свои умения по плетению косичек. Ребята четвертых классов, совместно с педагогами завершали панно. В 2006 году эти панно были отмечены дипломом 1 степени за участие в выставке детского декоративно-прикладного творчества «Надежда». Теперь они украшают актовый зал.
В 2006-2007 учебном году был реализован художественно-творческий проект «Цветочные фантазии». Он продолжает общий проект «Школа – выставочный зал» и направлен на оформление рекреации первого этажа средствами декоративно-прикладного искусства.
Проект выполнялся по этапам:
1. На первом этапе ребята определяли тему, цель
проекта, выбирали название букета.
2. Определив задачи, они разбивались на группы в
соответствии с особенностями работы.
3. На следующем этапе ребята обсуждали собранную
информацию по созданию букета, составляли
технологию изготовления букета, подбирали
материалы.
4. Следующий этап работы практический –
школьники работали в группах, а потом составляли
композиции.
Каждый класс начальной школы, группа детского сада №7 выполняли свою коллективную работу в определенной технике изготовления букета.
Цветы приносят радость. Цветы сопутствуют человеку во всех значительных событиях его жизни. Цветы радуют людей в праздники, дома и на работе, весной и в лютый холод. Без их красоты беднее становится наша жизнь. Цветы необходимы человеку. Для этого мы стремились сохранить их в наших картинах.
Учащиеся 1А выполняли работу в технике объемной флористики. Картина называется «Подсолнухи». 3 Б выполнил работу «Гладиолусы» в технике прессованной флористики.
Эти работы выполнялись на занятиях по авторской программе Л.И.Мартыненко «Декоративно-прикладное искусство: флористика».
Пять классов начальной школы выбрали технику аппликации. Диапазон возможностей этой техники огромен. Каждый материал таит в себе целую историю, дает толчок для творчества. Фантазия наших творцов безгранична, а в соединении с оригинальной изобразительной техникой, она принесла удивительные результаты. Мы с удовольствием откроем вам секреты творческой деятельности на примере работ воспитанников детского сада №7 (по программе преемственности), учащихся первых – третьих классов.
1 Б – «Садовый букет», аппликация из нитяной крошки; 1 В – «Праздничный букет. Розы», аппликация из ткани; 2 Б – «Сирень», аппликация рельефная, салфетки; 3 В – «Розы», аппликация из отрывной бумаги глянцевых журналов; ДОУ №7 – «Весеннее настроение», аппликация из цветной бумаги.
Учащиеся 2А класса свой букет «Пионы» выполнили в технике «Коллаж» и «Бумагопластика». В этой работе они скомбинировали материалы, которые были первоначально не предназначены друг для друга – отрывная аппликация из глянцевых журналов и объемная бумагопластика из гофрированной бумаги нежных пастельных тонов. Их работа получилась нежной и очень реалистичной.
Дети 2В, 4Б, 4В свои работы выполнили в общей скульптурной технике – горельеф. «Цветы с дачи» работа 2В, «Ваза с цветами» работа 4Г– выполнены в технике «Тестопластика». Работа 4Б «Флоксы» выполнена в технике «Пластилинография» и пластилинового горельефа. Следует обратить внимание на различие работ выполненных в технике «Тестопластика». «Цветы с дачи», живописный букет получился путем окрашивания теста гуашью, «Ваза с цветами» выполнена на мешковине, в технике соленое тесто, имитирующей графическую работу. Работа 4Б «Флоксы» выполнена в технике «Пластилинография» и пластилинового горельефа, что помогло создать свою неповторимую композицию.
Творческая группа 3А создала две композиции в технике росписи ткани – батик. Они получили название «Желтые тюльпаны», «Красные лилии».
Ученики 4А класса нашли новое применение вязальным ниткам. Яркий букет «Ромашки» получился в результате слияния техники вышивания, вязания крючком, плетения.
«Летний букет» соткали дети 4В класса. Ткачество известно с далекой древности. Это ремесло возникло на основе плетения стеблей лубяных волокон и кожаных полосок. Освоив основные приемы ручного ткачества, мы смогли из полосок ткани создать сюжетную работу «Летний букет».
Каждая работа получилась, неповторима и интересна.
Завершился проект – презентацией, на котором участники представляли результаты своего труда. На презентацию были приглашены родители, учителя. Каждый ученик начальной школы был горд своей работой, ощущал себя творцом, с готовностью делился особенностями работы по проекту. О том, как осуществлялся проект, сама презентация проекта «Цветочные фантазии» – был снят фильм.
К презентации проекта «Цветочные фантазии» девочки, вместе с педагогами на занятиях по декоративно-прикладному творчеству смастерили замечательные шляпки из гофрокартона и гофрированной бумаги для себя. Так возникло новое направление для нас – «Дизайн и дети». Творческая группа разработала новый проект «Вы, поедете на бал?», идеей которого было создание коллекции бальной одежды для кукол Барби. Шляпки изготовили по знакомой технологии из гофрокартона и гофрированной цветной бумаги, которые украсили сухими цветами, лентами, бусинами. К радости детей, этим проектом увлеклись и некоторые мамы. Они придумывали и воплощали вместе детскую мечту в жизнь. Платья для кукол сделали из цветной гофрированной бумаги. Бал получился незабываемый.
Проект «Моя галерея. Флористика» осуществлялся в 2007-2008 учебном году. Обучение учащихся флористике ведется по авторской программе Л.И.Мартыненко «Декоративно-прикладное искусство: флористика».
Искусство прессованной флористики, основано на использовании природного материала. Портреты, пейзажи, натюрморты создаются без кисти и красок. Природная гамма позволяет без смешивания красок передать сложные, естественные краски окружающего мира.
Используются цветы, листья, травы, кора деревьев, искусно засушенные под прессом и сохранившие благодаря этому свои природные форму и цвет. Результат проекта – 21 картина, выполненные в технике прессованной флористики.
Проектная художественно-творческая деятельность в школе позволила привлечь детей и взрослых к изобразительному искусству, сделать их активными участниками проектов. Созданная творческая атмосфера в детских коллективах, взаимодействие всех участников детей, педагогов, родителей способствовала объединению детей и взрослых, обеспечивала условия для толерантного общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проектов.
Паспорт проекта «Цветочные фантазии»
Данный проект предназначен для осуществления учащимися учебной деятельности на уроках технологии и во внеурочное время (дополнительное образование, на занятиях студии декоративно-прикладного искусства).
1. Тема проекта связана с проектом «Школа – выставочный зал» и направлена на оформление школы средствами декоративно-прикладного искусства.
2. Цели проекта образовательные и воспитательные:
– воспитание у детей интереса к
декоративно-прикладному творчеству;
– формирование у школьников основополагающих
знаний и представлений из области дизайна.
3. Задачи учебно-педагогические:
– приобщение к творческой
проектно-конструкторской деятельности;
– развитие творческих способностей;
– развитие эстетического вкуса;
– формирование навыков по исследовательской
деятельности;
– развитие умений владения техникой лепки,
аппликации, шитья, ковроткачества, росписи
батика, вышивки, изображения объемных и
полуобъемных предметов, основами дизайна,
бумагопластики, составления композиции букета.
4. Возраст учащихся – 6-7 лет (ДОУ № 7), 1-4 классы.
5. Время работы над проектом: 2-30 апреля 2007 г..
6. Режим работы: 24 учебных часа.
7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
– школьная и городская библиотеки;
– библиотека искусств;
– материалы (рамы, 3 подрамника, ДВП, картон,
пластилин, гофрированная бумага, кусочки ткани,
шифон для батика, тесто для тестопластики, нитки
для вязания, салфетки цветные, клей ПВА, клей
«Мастер», глянцевые журналы, мешковина,
природные материалы).
8. Бюджет проекта:
Реализация проекта | Стоимость | Количество | Итого |
Рамы для картин | 240 | 15 | 3600 |
Пластилин | 46 | 4 | 184 |
Шифон белый | 170 | 2 м | 340 |
Краски для батика | 340 | 1 | 340 |
Нитки для вязания | 30 | 8 | 240 |
Салфетки цветные | 25 | 4 | 100 |
Клей ПВА | 70 | 1 | 70 |
Клей-мастер | 80 | 2 | 160 |
Гофрированная бумага | 30 | 10 | 300 |
Итого: | 2094 руб. |
9. Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): работники библиотек, Совет микрорайона, мастер по изготовлению рам, родители
10. ЗУН и общеучебные умения:
– культура и организация труда;
– владение способами обработки материалов,
понимание их декоративно-художественного
смысла;
– создание образа по ассоциации и с целью
передачи отдельной художественно-эстетической
информации, воплощение образа в материале;
– творческое использование декоративных и
конструктивных свойств формы, материала, цвета
для решения проектно-художественной задачи;
– владение техникой аппликации, тестопластики,
бумагопластики, росписи батика, вышивания,
ткачества, флористики плотной и объемной.
11. Мотивация к познанию, работе. Самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащихся, самореализация.
12. Предполагаемые «приращения»: новое содержание и новый взгляд на тему, изучение старых и новых традиций в прикладном искусстве.
13. Новые методические (практические) приемы: посещение библиотек, трансформация природных форм в декоративные, фитодизайн, ткачество.
14. Знания, на получение которых нацелен результат проекта:
– знание построения композиции, пространства;
– знание конструирования;
– знание построения цветовой композиции;
– знание линейной перспективы;
– знание литературного и культурного наследия
народов мира, России.
15. Развитие навыков:
– самостоятельной работы с источниками
(литературными, информационными технологиями);
– мыслительной деятельности при проектировании,
планировании, работе с источниками информации;
– коммуникативности в ролевом взаимодействии,
обмене информации;
– самостоятельного принятия решения;
– самоанализа и рефлексии;
– прикладного творчества: навыков лепки,
конструирования, шитья, ткачества, росписи
батика, аппликации.
Осуществление учебного проекта
Каждый класс начальной школы, группа детского сада выполняли свою коллективную работу в определенной технике.
1 А – Объемная флористика | 3 Б – Флористика плоская |
1 Б – Аппликация из ниток | 3 В – Аппликация из бумаги |
1 В – Аппликация из ткани | 4 А – Вышивка (объемная) |
2 А – Бумагопластика (объемная) | 4 Б – Лепка (пластилин) |
2 Б – Аппликация (объемная), салфетки | 4 В – Тестопластика |
2 В – Тестопластика | 4 Г – Тестопластика (на ткани) |
3 А – Батик | ДОУ № 7 – в выбранной ими технике |
Учебный проект выполняется по этапам в каждом коллективе
1 этап. Подготовка
Беседа о прикладном творчестве, литературном
творчестве. Посещение библиотек, показ
репродукций. Демонстрация работ учителем.
Определение темы и цели проекта.
II этап. Планирование.
Определив задачи, учащиеся разбиваются на группы
в соответствии с особенностями работы.
III этап. Исследование.
Собирается и обсуждается информация по теме.
После совместного обсуждения выбирается базовый
вариант. Учитель помогает составить план
действий. Составляется технология изготовления
проекта, избираются инструменты, материалы,
краски. Учитель корректирует последовательность
технологических операций в каждой группе.
IV этап. Изготовление.
Работа в группах, затем составление единой
композиции.
V этап. Презентация.
Результаты представляются в виде творческой
работы каждым коллективом.
VI этап. Оценка результатов.
Участники проекта делятся мнениями, оценивают
качество, объем работы, качество отчета, учитель
оценивает креативность работы.
Заключение
Разработка данного проекта – путь к
саморазвитию личности, через осознание
собственных потребностей, через самореализацию
в предметной деятельности.
Помимо работы предлагается широкий спектр
личностных коммуникативных связей с ребятами в
группе, с педагогами.
В процессе творческой работы дети получают
полное и глубокое удовлетворение от сделанного,
развивается их творческая активность,
определяется социальная позиция ребенка.
При этом воспитывается любовь к школе, любовь к
труду.