Урок русского языка в 3-м классе по теме "Безударные гласные в корне слова. Закрепление. Зимние картины природы"

Разделы: Начальная школа


Цели: закреплять умение проверять безударные гласные в корне слова, строить речь в определённой композиционной форме, воспитывать самостоятельность, активность, экологическую культуру.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

– Сегодня мы с вами отправимся в удивительный лес, увидим разные диковины

3. Подготовка к путешествию

– Чтобы совершить это путешествие, мы должны вспомнить народные приметы о зиме. Какие зимние приметы вы знаете?

(1. Дым столбом – к морозу.
2. Если ночью был иней, днём снега не выпадет.
3. Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
4. Воробьи дружно чирикают – к  оттепели.)

– Какие пословицы о зиме вы знаете?

(1. Зима лето пугает, да всё равно тает.
2. Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
3. Зимний тулуп всякому люб.)

– Какие правила поведения в лесу вы знаете?

(1. Не шуметь в лесу.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не ловить и не уносить домой детёнышей леса.
4. Не оставлять в лесу мусор.)

4.  Работа по теме урока <Приложение 1, слайд 1>

– Я взмахну волшебной палочкой и вот мы очутились в лесу. Как удивительно здесь и красиво! Над нами холодное голубое небо. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Меж густых ветвей ельника прыгают пушистые белки. Под деревьями на мягком снегу отпечатались следы зверей и птиц. Белым ровным слоем снег покрыл всю землю в лесу. Лесные поляны – как  гладкие страницы большой книги.

Эта снежная страница,
Вот прошла по ней лисица,
Заметая снег хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.

1) Чистописание

Снежинки – алмазы на ветках горят.  <Приложение 1, слайд 2>

Разобрать по членам предложения. К слову «снежинки» подобрать однокоренные слова, разобрать по составу.

Снежинки – снежок, снежный, снег, подснежник

Подобрать синонимы к слову горят.  (сверкают, искрятся)

2) Поляна «Птичья»  <Приложение 1, слайд 3>

– Мы попали на птичью поляну.
– Посмотрите, сколько здесь птиц! Назовите их.
– Какие это птицы? (Зимующие).
– Почему этих птиц назвали именно так?

(1.Снегири прилетают, когда выпадает снег;

Пусть я птичка невеличка,
У меня, друзья, привычка,
Как настанут холода,
Прямо с севера сюда.

2. Синицы –  тёмно-синие пёрышки;

3. Поползни –  главный признак – манера передвигаться по дереву – ползать;

4. Клесты – от слова «клестить», что значит  сжимать, сдавливать клюв крест-накрест, как будто сжат.)

– В названиях каких птиц есть безударные гласные? (Сснегири, синицы, поползни, клесты).

– Назовите безударные гласные и подберите проверочные слова. <Приложение 1, слайд 4>

1. Снегири (снег)
2. Синицы (синий)   
3. Поползни (ползать)
4. Кклесты  (клёст)

– А теперь попробуйте прочитать стихотворение, зашифрованное в этом узоре. <Приложение 1, слайд 5>  (Воробей, снегирь, щегол, мы для вас накрыли стол.) <Приложение 1, слайд 6>
– Почему птицам надо помогать зимой? (Ответы детей)

3) Составление текста. <Приложение 1, cлайд 7>

М . розная, з . ма, н . ступила, л . су, в, нам . ло, сугробы, б . льшие, птицам, и, хол . дно, гол . дно, развесили, р . бята, на, к . рмушки,  д . ревьях.
Птицы, сп . сибо, г . в . рят .     (Проверка)

Помощь (помоги) птицам. <Приложение 1, слайд 8>

Наступила морозная зима. В лесу намело большие сугробы. Птицам холодно и голодно. Ребята развесили кормушки на деревьях. Птицы говорят спасибо (прилетели и стали клевать)

4) Поляна «Хоровод берёз»  <Приложение 1, слайд 9>

Даже как-то посветлело в лесу. Берёза – это символ России.

Письмо по памяти

Белая берёза
Под моим  окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

– Кто написал эти строки?
– Найдите слова с изучаемой орфограммой.

5. Привал. «Физминутка»

5) Поляна знатоков безударных гласных <Приложение 1, слайд10>

– Какие безударные гласные вы знаете? (а, я, о, е, и)
– В какой части слова могут быть безударные гласные?
– Если безударная гласная находится в приставке или в суффиксе, как надо поступить?
– Если в корне?
– Как найти проверочное слово?

Работа по карточкам по теме безударные гласные в корне слова.

6. Итог урока   <Приложение 1, слайд 11>

– Наше путешествие закончилось. Я взмахну волшебной палочкой, и мы вновь окажемся в классе.
– Что запомнилось на уроке?
– Что понравилось?
– Что полезного для себя узнали?

7. Домашнее задание  <Приложение 1, слайд 12>

– Надеюсь, наше путешествие не прошло для вас бесследно. Все свои впечатления вы отразите в своих сочинениях.