Обобщающий урок по химии в 8-м классе. Первоначальные химические понятия

Разделы: Химия


  1. Есть возможность для индивидуальной работы и коллективной.
  2. Задания к учебным элементам подбираются максимально разнообразные.
  3. Включение тестовых заданий ориентирует в перспективе на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
  4. Между учебными элементами возможна формулировка выводов, обобщений.
  5. Задания на вычисления, решение задач развивают математические способности.

Общая цель урока: обобщить знания о физических и химических явлениях, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах; закрепить понятия “простое” и “сложное вещество”, автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам.

Оборудование: таблица ПСХЭ

Описание урока: Дорогие друзья, сегодня нам предстоит провести урок– игру, название которого вы сможете узнать, выполнив первое задание.

Задание 1.

Вычеркните те явления, которые не являются химическими:

Д – скисание молока
Р – плавление стекла
Е – сгорание топлива
Т – ржавление железа
О – замерзание воды
Е – гниение органических веществ
Л – растворение поваренной соли в воде
К – горение свечи
Ж – образование снега
Т – получение вина из винограда
С – испарение воды
И – горение древесины
Х – выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой
В – почернение серебра

(Детектив)

Учитель: Сегодня мы с вами будем в роли детективов. Нам предстоит поймать вора, который ограбил банковскую ячейку, в которой хранилось ab кг. драгоценного металла, порядковый номер которого cd. Выполнив задание 2, мы узнаем какой металл и в каком количестве, был похищен.

Задание 2.

  1. Вместо а и b вставьте полученный ответ.
    Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде серы (IV) SO2 (50)
  2. Вычислите массу 12 моль сероводорода SО2. Вместо с вставьте первую цифру ответа, вместо d последнюю цифру ответа. (78 – платина.)

Учитель: нашими сотрудниками был перехвачен следующий шифр, посланный преступником своему сообщнику:

Я нахожусь в городе х, в гостинице y. В номере ef.

Задание 3.

1. Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции. Полученная сумма коэффициентов, будет соответствовать городу х:

Москва – 5
Якутск – 4
Лондон – 6
Zn + HCl = ZnCl2 + H2

2. Выберите лишнее:

CuO – “Колос”
Li – “Космос”
HCl – “Россия”

3. Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 40 гр. углекислого газа. Ответ округлите до целых. (29)

C + O2 = CO2

Вместо е вставьте первую цифру ответа, вместо fпоследнюю цифру ответа.

Учитель: Теперь мы знаем где в данный момент находится вор. Выполнив следующие задания, мы сможем составить фоторобот преступника и его параметры. (Работа в группах.)

Задание 4.

1. Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:

Al2O3 – 10
Na2SO4 – 142
H2O – 18
CuCl2 – 135
FeS – 88
Fe3O4 – 232
P2O5 – 142
KNO3 – 101
MnO2 – 87
MgO – 40
KMnO4 – 158
H2SO4 – 98
CaCO3 – 100
CO2 – 44
Cl2O7 – 183

Вычислив сумму масс вы узнаете рост преступника в мм.

(Сумма масс = 1670)

2. Известно, что содержание кислорода в организме преступника составляет 53,76 кг, что составляет 64% от всей его массы тела. Вычислите массу преступника. (84)

Сумма всех валентностей даст его точный возраст: (43)

Al2O3, P2O5, MnO2, Cl2O7, SO3, CrO3

3. Выполнив верно тестовое задание, вы составите фоторобот преступника.

Форма лица:

Продуктом реакции Al + O2 = ? будет:

а) AlO3 – овальное;

b) Al2O – квадратное;

c) Al2O3 – круглое;

d) Al2O5 – вытянутое.

Цвет глаз:

Валентность лития в оксиде лития Li2O равна:

а) I – зеленые

b) II – карие

c) III – синие

d) IV – черные

Волосы:

Заполните пропуски в тексте соответствующими словами:

Оксид цинка – … …, потому что состоит из разных … …, а именно из цинка и кислорода.

а) “простое вещество” и “простых веществ” – черные прямые

b) “простое вещество” и “химических элементов” – лысый

c) “сложное вещество” и “простых веществ” – черные кудрявые

d) “сложное вещество” и “химических элементов” – каштановые кудрявые

Форма носа:

Исключите лишнее:

а) CuCl2 – прямой длинный

b) MgO – с горбинкой

c) CO2 – картошкой

d) Al2O3 – курносый

Губы:

К химическим свойствам относится:

а) Цвет – бантиком

b) Агрегатное состояние – пухлые

c) Плотность – узкие

d) Окисление – уголки опущены вниз

Особые приметы:

К сложному веществу относится:

а) кислород – пышные светлые усы

b) сульфид железа – черные усики

c) водород – маленькая черная бородка

d) медь – родинка на левой щеке

Подведение итогов.

Задание на дом.