- Есть возможность для индивидуальной работы и коллективной.
- Задания к учебным элементам подбираются максимально разнообразные.
- Включение тестовых заданий ориентирует в перспективе на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ.
- Между учебными элементами возможна формулировка выводов, обобщений.
- Задания на вычисления, решение задач развивают математические способности.
Общая цель урока: обобщить знания о физических и химических явлениях, закрепить умение находить относительную молекулярную массу вещества и массовых долей элементов в этих веществах; закрепить понятия “простое” и “сложное вещество”, автоматизировать умение учащихся определять валентность элементов по химическим формулам.
Оборудование: таблица ПСХЭ
Описание урока: Дорогие друзья, сегодня нам предстоит провести урок– игру, название которого вы сможете узнать, выполнив первое задание.
Задание 1.
Вычеркните те явления, которые не являются химическими:
Д – скисание молока
Р – плавление стекла
Е – сгорание топлива
Т – ржавление железа
О – замерзание воды
Е – гниение органических веществ
Л – растворение поваренной соли в воде
К – горение свечи
Ж – образование снега
Т – получение вина из винограда
С – испарение воды
И – горение древесины
Х – выделение газа из открытой бутылки с минеральной водой
В – почернение серебра
(Детектив)
Учитель: Сегодня мы с вами будем в роли детективов. Нам предстоит поймать вора, который ограбил банковскую ячейку, в которой хранилось ab кг. драгоценного металла, порядковый номер которого cd. Выполнив задание 2, мы узнаем какой металл и в каком количестве, был похищен.
Задание 2.
- Вместо а и b вставьте полученный ответ.
Вычислите содержание кислорода (в %) в оксиде серы (IV) SO2 (50) - Вычислите массу 12 моль сероводорода SО2. Вместо с вставьте первую цифру ответа, вместо d – последнюю цифру ответа. (78 – платина.)
Учитель: нашими сотрудниками был перехвачен следующий шифр, посланный преступником своему сообщнику:
Я нахожусь в городе х, в гостинице y. В номере ef.
Задание 3.
1. Расставьте коэффициенты в уравнении химической реакции. Полученная сумма коэффициентов, будет соответствовать городу х:
Москва – 5
Якутск – 4
Лондон – 6
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
2. Выберите лишнее:
CuO – “Колос”
Li – “Космос”
HCl – “Россия”
3. Рассчитайте массу кислорода, необходимую для получения 40 гр. углекислого газа. Ответ округлите до целых. (29)
C + O2 = CO2
Вместо е вставьте первую цифру ответа, вместо f – последнюю цифру ответа.
Учитель: Теперь мы знаем где в данный момент находится вор. Выполнив следующие задания, мы сможем составить фоторобот преступника и его параметры. (Работа в группах.)
Задание 4.
1. Рассчитайте молекулярную массу следующих веществ:
Al2O3 – 10 Na2SO4 – 142 H2O – 18 CuCl2 – 135 FeS – 88 |
Fe3O4 – 232 P2O5 – 142 KNO3 – 101 MnO2 – 87 MgO – 40 |
KMnO4 – 158 H2SO4 – 98 CaCO3 – 100 CO2 – 44 Cl2O7 – 183 |
Вычислив сумму масс вы узнаете рост преступника в мм.
(Сумма масс = 1670)
2. Известно, что содержание кислорода в организме преступника составляет 53,76 кг, что составляет 64% от всей его массы тела. Вычислите массу преступника. (84)
Сумма всех валентностей даст его точный возраст: (43)
Al2O3, P2O5, MnO2, Cl2O7, SO3, CrO3
3. Выполнив верно тестовое задание, вы составите фоторобот преступника.
Форма лица:
Продуктом реакции Al + O2 = ? будет:
а) AlO3 – овальное;
b) Al2O – квадратное;
c) Al2O3 – круглое;
d) Al2O5 – вытянутое.
Цвет глаз:
Валентность лития в оксиде лития Li2O равна:
а) I – зеленые
b) II – карие
c) III – синие
d) IV – черные
Волосы:
Заполните пропуски в тексте соответствующими словами:
Оксид цинка – … …, потому что состоит из разных … …, а именно из цинка и кислорода.
а) “простое вещество” и “простых веществ” – черные прямые
b) “простое вещество” и “химических элементов” – лысый
c) “сложное вещество” и “простых веществ” – черные кудрявые
d) “сложное вещество” и “химических элементов” – каштановые кудрявые
Форма носа:
Исключите лишнее:
а) CuCl2 – прямой длинный
b) MgO – с горбинкой
c) CO2 – картошкой
d) Al2O3 – курносый
Губы:
К химическим свойствам относится:
а) Цвет – бантиком
b) Агрегатное состояние – пухлые
c) Плотность – узкие
d) Окисление – уголки опущены вниз
Особые приметы:
К сложному веществу относится:
а) кислород – пышные светлые усы
b) сульфид железа – черные усики
c) водород – маленькая черная бородка
d) медь – родинка на левой щеке
Подведение итогов.
Задание на дом.