Урок русского языка во 2-м классе "Согласные звуки и буквы"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Систематизировать и уточнить знания учащихся о согласных звуках и буквах (согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые). Учить применять эти знания для проверки правописания парных звонких и глухих согласных.
  • Развивать:
    • умения анализировать звуко-буквенный состав слов;
    • фонематический слух;
    • навыки работы с тестами, карточками.
  • Способствовать обогащению словаря учащихся.

Оборудование:

  • таблицы:
  • «Согласные звуки»;
  • «Алфавит»;
  • «Лента букв»
  • дидактическое пособие «Светофор»
  • диагностические тесты
  • карточки для самостоятельной работы
  • презентация «Согласные звуки и буквы»

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока (2-5 мин.)

II. Актуализация знаний о звуках русского языка. Постановка темы урока (10-15 мин.)

Работа по ленте букв и плакату «Согласные буквы и звуки»:

– На какие две группы делятся все буквы русского языка?
– Назовите гласные буквы. Сколько их?
– Назовите гласные звуки. Сколько их?
– Назовите все согласные буквы. (Приложение 1. Слайд 1)
– О каких буквах и звуках мы говорили на прошлых уроках?
– Как вы думаете, о каких буквах и звуках будем говорить сегодня?
– Мы с вами в 1-м классе уже кое-что узнали о согласных звуках. Мне хотелось бы проверить, что вы запомнили, для этого мы выполним такую работу (проводится диагностическое тестирование)

 

Физкультурная минутка

III. Работа по теме урока (15 мин.)

1. Звуко-буквенный анализ слова «ГРИБ»

Найдите разницу между написанием слова и е го произношением.
Объяснение учителя об оглушении парных согласных на конце слов.

Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих.

Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

– Ребята, может быть кто-то вспомнит, что нужно сделать, чтобы согласные стали слышны ясно, какие буквы им могут помочь?
– Давайте попробуем изменить слово «ГРИБ» так, чтобы последняя согласная слышалась ясно.

2. Отработка навыков проверки правописания парных согласных.
(Приложение 1. Слайды 11, 12)

В конце слова, без сомненья,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – ...
Говорим мы – сад,
Проверяем – ....

 

3. Игра «Светофор»
На слайде записан текст с ошибками:
(Приложение 1. Слайды 13, 14)

Я гнала гусей на прут,
Поломался тонкий прут..
На грядках зеленеет лук,
Похожи грядочки на лук.

 

4. Самостоятельная работа по карточке. (После написания работы карточки сдают учителю)

5. Работа с текстом.
Спишите текст. Подчеркните слова, которые оканчиваются парными согласными. (Приложение 1. Слайд 15)
Около дачи пруд. Там пляж. У воды дети нашли плот. Они поплыли на другой берег. Там растёт большой дуб.
В 3-м предложении подчеркнуть грамматическую основу.

IV. Подведение итогов работы

– какие понятия сегодня повторили на уроке?
– что понравилось, запомнилось?
– похвалить тех детей, которые активно работали, дать словесную оценку их работе.

V. Домашнее задание

 


 

Гласные и согласные.
Гласных букв 10: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, у, и.
Гласных звуков 6: а, о, у, ы, и, э
Называют согласные буквы.
О гласных.
О согласных.

Работа в паре
Учащиеся выполняют тест.
Коллективное обсуждение резудьтатов теста с использованием слайдов 2-9, в ходе которого уточняются знания детей о согласных звуках (согласные звуки произносятся с преградой; согласные звуки бывают звонкими и глухими, парными и непарными по глухости-звонкости; мягкими и твёрдыми).

 


Гриб – 4 буквы, 1 слог;
[г], [р], [и], [п] – 4 звука.
Последний звук: пишем букву Б, а слышим звук [п].

 

 

 

 

Чтение детьми стихотворения (Приложение 1. Слайд 10)

 

Чтобы согласные слышались ясно надо, чтобы после согласных стояли гласные.
Гриб – грибы.

 

 

 

Плоды

Сады
Запись в тетради –
Плоды – плод, сады – сад.

Работа в паре
Учащиеся должны с помощью пособия «Светофор» (карточки зелёно-красного цвета) просигналить, согласны они с написанным или нет и доказать правильность своего ответа.
Запись в тетради –
Пруд – пруды, прут – прутья,
Лук – нет лука, луг – луга.

Сугробы – сугро . , медведи – медве . . , арбузы – арбу . , шалаши – шала . ,
Сапоги – сапо . , хлеба – хле . , лошади – лоша . . , шарфы – шар . .

 

Работают самостоятельно.
Проверка работы – Приложение 1. Слайд 16

Диагностический тест

Фамилия: ____________________________________
1. Согласными называются: а) Звуки, при произношении которых воздух проходит во рту свободно, без помех;
б) звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
2. Согласные бывают: а) звонкие и глухие;
б) ударные и безударные;
в) мягкие и твёрдые.
3. Соедини линиями парные согласные: б                                           т
г                                           ф
з                                            п
в                                           ш
д                                           к
ж                                          с
4. Дополни список: Непарные звонкие: р, м, й,_________
Непарные глухие: х, ч __________
5. Найди  и подчеркни слова, в которых нет звонких согласных: Петя, щука, земля, папа, день, река, мель.
6. Подчеркни буквы, которые показывают мягкость предыдущего согласного: А, Я, Ё, О, У, Ю, И, Ы, Е, Ь, Э
7. Найди и подчеркни слова, в которых все согласные мягкие: Стул, пень, мебель, колос, ветер, день