Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: учащиеся формируют понятие гидросфера через определение взаимосвязи составных частей различных источников географической информации.
Задачи:
- Определить состав гидросферы, развивая умение работы с картой.
- Знакомятся с круговоротом воды через демонстрацию опыта.
- формируют понятие гидросфера.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы: словесные наглядные практические.
Используемые средства обучения: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, звукозапись шума океанических вод, диаграмма «Распределение мировых запасов воды», раздаточный материал.
ХОД УРОКА
– Здравствуйте ребята! Прошу садиться. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть облачко наших тревог рассеется, потому, что мы с вами вместе и поможем друг другу в трудную минуту.
– Вспомните пожалуйста, какую оболочку Земли
мы уже изучили? (Литосферу)
– А что это за оболочка? (Верхняя оболочка
земли, которая состоит из земной коры и верхних
частей мантии. Толщина которой составляет от 50-200
км.)
– Сейчас, я прошу вас обратить внимание на
доску: ФЕРОСРАГИД.
– Что вы здесь видите? (Анаграмма)
– Попробуйте ее расшифровать. (Гидросфера)
– Молодцы.
Стих
Что это – вода!
– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Гидросфера.)
– Давайте запишем число, и тему урока.
Задачи:
– Прошу вас открыть атлас на стр.14-15. физическая
карта. Посмотрите на нее внимательно.
– Почему планету Земля справедливее было бы
назвать океаном?
– Чем представлена вода на нашей планете?
– У вас на партах есть диаграммы,
проанализируйте ее.
– Ребята, а как вода распределяется на планете?
(Неравномерно)
– Посмотрите, пожалуйста, в атлас, из чего
состоят воды мирового океана? (Это океаны)
– Назовите их и покажите на карте.
– На нашей карте есть знак вопроса. Почему он там
стоит? (Это южный океан)
Телеграмма: Федеральная служба геодезии и картографии России сообщает о выделении на картах, издаваемых в Российской Федерации, Южного океана, размещенного к югу от берегов Антарктиды до 58° с.ш.
– А что еще есть на карте? Моря.
– Какие, приведите примеры и покажите их на
карте.
– Давайте попробуем выполнить задание по
карте.: по данному адресу определить
название географического объекта.
1 вариант: 2 вариант:
10° с.ш. – 20 °с.ш. 56° с.ш. – 60° с.ш.
80° в.д. – 94° в.д. 60° з.д. – 80° з.д.
(Бенгальский залив) (пролив Дрейка)
– Относятся ли эти объекты к водам мирового
океана? (Да)
– Какие вы еще проливы и заливы можете назвать?
На доске постепенно появляется схема:
Атлас. Посмотрите, пожалуйста, на материки. Что относится к внутренним водам? К водам суши? (Озера)
(Дети показывают на настенной карте)
– Что еще есть кроме озер? (Реки)
– Молодцы. Итак, реки и озера относятся к
водам суши, а какие еще водные объекты есть на
суше? (Болота, ледники, подземные воды.)
– Чем же представлена вода в атмосфере?
(Демонстрация опыта)
– Что происходит с водой при нагревании?
(Образуется пар.)
– Наблюдаете вы этот процесс дома? Да. Где? (Когда
кипит чайник.)
– Хорошо, а какой пар образуется? (Водяной)
(Наблюдаем, что водяной пар образуется на
стенках, образуются капельки воды)
– Чем же представлена вода в атмосфере? (Водяным
паром, капельками воды.)
– Что делает вода, когда кипит? (Испаряется)
– Капельки воды образуются на стенках, как
называется этот процесс? (Конденсация)
– Конденсация и испарение – элементы
круговорота воды. Скажите, из чего состоит
гидросфера?
Ученики комментируют схему на доске.
– Откроем тетради и запишем схему в тетрадь.
Что запишем под первой стрелкой? И т. д.
– Ребята, а все части гидросферы взаимосвязаны?
– Благодаря чему? Мировому круговороту воды.
– А почему он происходит? Благодаря энергии
солнца вода нагревается на поверхности океана…
вода никогда не иссякнет, она в наших реках и
озерах не убывает год за годом.
– Кто же сделал наши водоемы неиссякаемыми?
Оказывается солнце. ибо под действием солнца
происходит мировой круговорот воды в природе.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле.
И, в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.И. Якимов.
– Откройте учебники, на стр. 69. прочитайте 3
абзаца. На основании прочитанного зарисуйте
схему мирового круговорота воды.
– Поменяйтесь тетрадочкой с соседом, открыли
стр.70 учебника рис.47. проверьте схему,
подрисуйте недостающие элементы.
– Итак, ребята, что же такое гидросфера. Запишем
это определение в тетрадь (на основании схемы).
Игра «Третий лишний»
- Тихий, Атлантический, Волга
- испарение, гидросфера, конденсация
- подземные воды, водяной пар, ледники
– Итак, краткую характеристику нашего урока мы даем с помощью синквейна.
Синквейн из 5 строк:
Гидросфера
Жидкая, газообразная, твердая.
Испаряется, застывает
Осадки,
Вода
Дети читают свои.
– Что же такое гидросфера?
– Из чего состоит?
Домашнее задание: §23 зад.7
Опережающее задание:
– Что такое океанография;
– Источники возникновения мирового океана.
– Считаем наши капельки: 5-4 – оценка 5.