Урок географии в 6-м классе по теме "Гидросфера"

Разделы: География


Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: учащиеся формируют понятие гидросфера через определение взаимосвязи составных частей различных источников географической информации.

Задачи:

  • Определить состав гидросферы, развивая умение работы с картой.
  • Знакомятся с круговоротом воды через демонстрацию опыта.
  • формируют понятие гидросфера.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы: словесные наглядные практические.

Используемые средства обучения: физическая карта полушарий, атласы для 6 класса, звукозапись шума океанических вод, диаграмма «Распределение мировых запасов воды», раздаточный материал.

ХОД УРОКА

– Здравствуйте ребята! Прошу садиться.   Давайте улыбнемся друг другу. Пусть облачко наших тревог рассеется, потому, что мы с вами вместе и поможем друг другу в трудную минуту.

– Вспомните пожалуйста, какую оболочку Земли мы уже изучили? (Литосферу)
– А что это за оболочка?  (Верхняя оболочка земли, которая состоит из земной коры и верхних частей мантии. Толщина которой составляет от 50-200 км.)
– Сейчас,  я прошу вас обратить внимание на доску: ФЕРОСРАГИД.
– Что вы здесь видите? (Анаграмма)
– Попробуйте ее расшифровать. (Гидросфера)
– Молодцы.

Стих

Что это – вода!

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Гидросфера.)

– Давайте запишем число, и тему урока.

Задачи:

– Прошу вас открыть атлас на стр.14-15. физическая карта. Посмотрите на нее внимательно.
– Почему планету Земля справедливее было бы назвать океаном?
– Чем представлена вода на нашей планете?
– У вас на партах есть диаграммы, проанализируйте ее.

 

– Ребята, а как вода распределяется на планете? (Неравномерно)
– Посмотрите, пожалуйста, в атлас, из чего состоят воды мирового океана? (Это океаны)
– Назовите их и покажите на карте.
– На нашей карте есть знак вопроса. Почему он там стоит? (Это южный океан)

Телеграмма: Федеральная служба геодезии и картографии России сообщает о выделении на картах, издаваемых в Российской Федерации, Южного океана, размещенного к югу  от берегов Антарктиды до 58° с.ш.

– А что еще есть на карте? Моря.
– Какие, приведите примеры и покажите их на карте.
– Давайте попробуем выполнить задание по карте.:  по данному адресу определить  название географического объекта.

1 вариант:                                                       2 вариант:

10° с.ш. – 20 °с.ш.                                          56° с.ш. – 60° с.ш.
80° в.д. – 94° в.д.                                           60° з.д. – 80° з.д.
(Бенгальский залив)                                      (пролив Дрейка)

– Относятся ли эти объекты к водам мирового океана? (Да)
– Какие вы еще проливы и заливы можете назвать?

На доске постепенно появляется схема:

Атлас.  Посмотрите, пожалуйста, на материки. Что относится к внутренним водам? К водам суши? (Озера)

(Дети показывают  на  настенной  карте)

– Что еще есть кроме озер? (Реки)
– Молодцы. Итак, реки и озера  относятся  к водам суши, а какие еще водные объекты есть на суше? (Болота, ледники, подземные воды.)
– Чем же представлена вода в атмосфере?  (Демонстрация  опыта)
– Что происходит с водой при нагревании? (Образуется пар.)
– Наблюдаете вы этот процесс дома? Да. Где? (Когда кипит чайник.)
– Хорошо, а какой пар образуется? (Водяной)
(Наблюдаем, что водяной пар образуется на стенках, образуются капельки воды)
– Чем же представлена вода в атмосфере? (Водяным паром, капельками воды.)
– Что делает вода, когда кипит? (Испаряется)
– Капельки воды образуются на стенках, как называется этот процесс? (Конденсация)
– Конденсация и испарение – элементы круговорота воды. Скажите, из чего состоит гидросфера?

Ученики комментируют схему на доске.

– Откроем тетради и запишем схему в тетрадь. Что запишем под первой стрелкой? И т. д.
– Ребята, а все части гидросферы взаимосвязаны?
– Благодаря чему? Мировому круговороту воды.
– А почему он происходит? Благодаря энергии солнца вода нагревается на поверхности океана… вода никогда не иссякнет, она в наших реках и озерах не убывает год за годом.
– Кто же сделал наши водоемы неиссякаемыми? Оказывается солнце. ибо под действием солнца происходит мировой круговорот воды в природе.

Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды  из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле.
И, в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит,  должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море.

И. Якимов.

– Откройте учебники, на стр. 69.  прочитайте 3 абзаца. На основании прочитанного зарисуйте схему мирового круговорота воды.
– Поменяйтесь тетрадочкой с соседом, открыли стр.70  учебника рис.47. проверьте схему, подрисуйте недостающие элементы.
– Итак, ребята, что же такое гидросфера. Запишем это определение в тетрадь (на основании схемы).

Игра «Третий лишний»

  • Тихий, Атлантический, Волга
  • испарение, гидросфера, конденсация
  • подземные воды, водяной пар, ледники

– Итак, краткую характеристику нашего урока мы даем с помощью синквейна.

Синквейн из 5 строк:

Гидросфера
Жидкая, газообразная, твердая.
Испаряется, застывает
Осадки,
Вода

Дети читают свои.

– Что же такое гидросфера?
– Из чего состоит?

Домашнее задание: §23 зад.7

Опережающее задание:

– Что такое океанография;
– Источники возникновения мирового океана.

– Считаем наши капельки:  5-4 – оценка 5.