Урок-исследование в 7-м классе по теме "Воспитание и обучение детей в доколумбовой Америке"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока: изучить и понять систему воспитания и образования детей в доколумбовой Америке.

Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить с особенностями в воспитании и образовании детей
  • Развивающие:
    • понимание особенностей культуры майя, ацтеков, инков
  • Воспитательные:
    • содействовать формированию основных мировоззренческих идей;
    • воспитание нравственных качеств личности

Оборудование:

  • географическая карта;
  • компьютер;
  • презентация Power Point
  • раздаточный материал (наставление мексиканских отцов детям)

Во время урока ученики работают в группах: «Историки», «Архивариусы», чтецы.

ХОД УРОКА

Приложение. Слайды 1, 2, 3.

Вступительное слово  учителя: на Американском континенте до завоевания и освоения его европейцами существовали древние индейские цивилизации. Наиболее известны сегодня культура майя, ацтеков и инков. Но были  до них и другие индейские культуры, например, сапотеки, тольтеки. Майя жили в Центральной Америке на  полуострове Юкатан, а ацтеки – в долине озера Тескоко на территории современной Мексики, инки – в Перу (в западной части Южной Америки вдоль Анд).

Приложение. Слайд 4.

Историк 1: у ацтеков было два вида школ: храмовые и военные. Храмовые школы находились при культовых сооружениях – теокалли. (Теокалли – многоступенчатая усечённая пирамида с храмом наверху.)
Образование в ацтекском обществе было привилегией мужчин. Мальчики приходили в школу в пятнадцать лет. Наиболее суровым воспитанием отличались религиозные школы. Подростков приучали к лишениям и выносливости. Посты и самоистязания стали здесь системой. Их цель научить детей безропотно переносить боль и физические страдания. В храмовых школах от учеников требовали строгого послушания, большого усердия и жертв. Детей с детства приучали приносить жертвы богам. Рабов и военнопленных, предназначенных быть принесенных в жертву богам, захватывали во время военных действий. Когда же их не хватало, то ацтекские племена устраивали религиозные «войны-турниры». Осознание необходимости участия в подобных войнах воспитывалось с детства.

Чтец:

Не страшись же, сердце моё!
Я жажду умереть на поле сражений
От обсидианового лезвия!
Наши сердца стремятся
К смерти на войне.
О вы, находящиеся в битве,
Я жажду смерти от обсидианового лезвия!
Наши сердца хотят только смерти на войне!

Историк 2: Выпускники храмовых школ становились жрецами в храмах, посвященным богам – Кецалькоатлю, Тлалоку, Уитцилопочтли и другим.

Приложение. Слайд 5.

Историк 3:  Ученики военных школ постигали основы воинского искусство, учились приёмам рукопашного боя, а также знакомились с основами инженерного искусства:
правилами градостроения и архитектуры, строительства ирригационных сооружений, плотин, укреплений. У ацтеков детей не наказывали до восьми лет. С восьми лет – начинали пугать орудиями наказания. Ацтеки воспитывали мальчиков как будущих воинов. Когда мальчику исполнялось десять, лет его остригали, оставляли лишь небольшую косичку на затылке. Мальчик носил её до тех пор, пока не приводил первого пленного.

Историк 4: Ацтеки, получившие высшее образование, должны были воспитывать в себе сдержанность и вести себя с достоинством. Остался словесный портрет безупречного вельможи, личности, обладавшей серьезностью и скромностью, был скромен и благочестив, красноречив и рассудителен в разговоре, мудр, вежлив, «следовал примеру родителей» и был примером для всех остальных. Дисциплина была главным достоинством ацтеков. Воспитание детей было строгим, а наказания жестокими.

Приложение. Слайды  6, 7, 8.

Архивариус 1:  Все события индейца майя завесили от того дня, когда он родился. Это был один их 260 дней священного календаря. Спустя два месяца после рождения для девочки и 4 месяца после рождения мальчика майя устраивали церемонию крещения. Крестные отец и мать обносили ребенка вокруг стола, на котором были разложены священные предметы и инструменты, которые ребёнок должен был использовать в своей взрослой жизни. Во время обряда ребёнок получал четыре имени: личное, имя отца, имя матери, кличку. Череп детей подвергался деформации, считалось, что плоский вытянутый череп – это признак красоты. В четыре года мальчик начинал следовать за отцом, девочка оставалась с матерью. Хорошим признаком считалось косоглазие, для этого ребенку между глаз помещали подвеску. Косоглазие считалось желанным признаком для некоторых богов. Обычай искусственного косоглазия и сейчас существует в культуре майя. 

Историк 5:   Дети проходили ритуал изгнания зла, который совершали жрецы. Детей собирали во дворе определённо выбранного для этого дома. Руководитель обряда касался лба ребёнка костью девять раз, смачивал его водой, лил воду на кончики пальцев ребёнка, требовал, чтобы тот признавался в содеянных грехах, затем девочкам на талию повязывали нитку красных бус, что символизировало её невинность, а мальчикам – нитку белых бус на голову, что символизировало их статус. Затем детей отпускали, начинался пир. После обряда детей одаривали подарками.

Приложение. Слайд 9, 10.

Историк 6: Одним из самых воинственных народов были инки.
Военные успехи армии инков были следствием того, что все мальчики проходили в юности суровое военное воспитание в государственных военных школах. Особенно сурово воспитывались мальчики из знатных семей или семейств чиновников: группы мальчиков вывозились высоко в горы, покрытые снегом, где они были обязаны провести девять дней без пищи, оружия, без сандалий, без подсобного материала для шалаша. Через девять дней их забирала специальная группа скалолазов. Далеко не все мальчики выживали; для выживших открывался путь в командное воинское сословие.

Приложение. Слайд 11

Историк 1:  В государстве инков были школы для мальчиков из богатых семей. Здесь четыре года детей обучали чтению, письму, а затем религиозным текстам.
Третий год уходил на освоение чтения кипу – особого письма инков. Кипу состояли из шерстяной или  хлопчатобумажной верёвки, к которой под прямым углом были привязаны шнуры меньшей длины. На этих веревках завязывали узлы на разных расстояниях от основной веревки. По этим узлам вели счёт. Цвет шнуров обозначал названия предметов.
Четвертый год был посвящен совершенствованию в одной их областей знания:  письме, ораторском искусстве, математике, медицине, военном деле, религиозных практиках.

Приложение. Слайд 12.

Историк 2: Большое внимание народы доколумбовой Америки уделяли физической подготовке, особенно у детей. В восемь лет мальчик мог отлично владеть оружием. В городах майя существовали особые арены – поля для ритуальной игры в мяч. Состязания по игре в мяч были, скорее, религиозными церемониями, напоминавшими военные действия в миниатюре, чем спортивными состязаниями. Согласно правилам игры удары по мячу можно было наносить только локтем или коленом. Игроков проигравшей команды приносили в жертву.       

Историк: У ацтеков была своеобразная игра в мяч, отдаленно напоминающая баскетбол. На площадке поделенной пополам белой линией, игроки гоняли каучуковый мяч. Причем играющий мог передвигаться только на коленях. Задача состояла в том, чтобы запихнуть мяч в каменное кольцо, укрепленное на границе поля противника. Эта игра имела магический характер, так как мяч считался воплощением солнца, луны и планет.

Приложение. Слайд 13.

Архивариус 2: Большое внимание ацтеки уделяли правилам вежливости, хорошим манерам. Один известный исследователь ацтекской культуры записал следующее наставление мексиканских отцов  детям: «Почитай всякого, кто старше тебя, и никого не презирай. Не будь глуп к бедным и несчастным, а утешь их. Почитай всех людей, но особенно родителей, к которым ты обязан проявлять послушанье, уважение и услужливость... Не насмехайся, сын мой, над стариками и калеками – Не ходи туда, где тебя не желают, и не вмешивайся в то, что тебя не касается. Старайся во всех делах проявлять благовоспитанность. Ешь за столом без жадности; не показывай, если тебе что-либо не по вкусу. Если станешь богатым, не становись высокомерным, Кормись собственной работой, тогда пища будет казаться тебе вкуснее. Никогда не говори неправды. Не о ком не говори плохо. Не будь поставщиком новостей. Не затевай вражды... Не будь расточительным. Не кради и не предавайся (азартной) игре, в противном случае ты навлечешь позор на своих родителей…».

Архивариус 3:   А вот наставления, предназначенные для дочери: «Прилежно пряди и тки, шей и вяжи. Не предавайся слишком долго сну... женское жеманство влечет за собой праздность и другие пороки. Во время работы не предавайся дурным мыслям. Не отвечай наперекор. Не показывай, если ты что-либо делаешь неохотно... Никого не обманывай. Не слишком кичись своим имуществом... Заботься о своей семье. Не уходи из дома по всякому пустяку и не показывайся часто на улице и рыночной площади. Если ты приходишь в дом родственников, сразу же старайся быть полезной — берись за прялку».

Учитель: «Как вы считаете, актуальны ли подобные наставления в наши дни?»

Ответы учеников.

Подведение итогов урока.