Урок в Школе хорошего тона (русский язык) по теме "Односоставные предложения. Употребление их в речи"

Разделы: Русский язык


Урок проводится в 8 классе. Цели, задачи и содержание урока определяются через развитие языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций.

Цели и задачи:

  • обобщить материал по теме «Односоставные предложения», повторить особенности выражения грамматической основы в односоставных конструкциях;
  • учиться строить односоставные предложения, отрабатывать навыки  употребления их в речи, оценивать выразительную сторону односоставных предложений; развивать творческие способности, монологическую речь учащихся, умение владеть нормами речевого этикета;
  • воспитывать хорошие манеры, умение общаться в коллективе.

Оборудование урока:
- столики с названием группы;

  • компьютеры;
  • проектор;

- фонограммы произведений:

  • Шопен «Мазурка»;
  • Бетховен «Лунная соната»;
  • А.Лепин, В.Коростылев «Песенка о хорошем настроении»;
  • Б.Окуджава «Давайте говорить друг другу комплименты»;

- толковые словари;
- таблица «Односоставные предложения»;
- Волшебное зеркальце;
- Доска пожеланий;
- сборники стихов любимых поэтов;
-  выставка книг по этикету;
- карты успеха учеников;
- тетради «Мудрые мысли»;

  • эпиграф: «В человеке все должно быть прекрасно…» (А.П.Чехов.)

Содержание урока

Звучит музыка (Шопен «Мазурка»). Пара танцует мазурку.

I. Вступительное слово учителя. 
На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки  с перечислением некоторых правил поведения. От слова «карточки», а их в то время называли «этикетки», и произошло слово «этикет», то есть установленный порядок поведения. Сегодня  я приглашаю вас, ребята, на урок в Школу хорошего тона. Но речь пойдет не только о хороших манерах, о красоте внутренней и внешней. Наша задача – повторить материал по теме «Односоставные предложения», учиться строить и использовать такие конструкции в своей речи. На уроке работают группы и творческий дуэт. За работой в группах наблюдают эксперты.

Индивидуальное задание №1 (приложение №1).

II. Страница «А знаете ли вы?»
Учитель. Открывает наш урок страница «А знаете ли вы?».
На английском это звучит: «Good morning!».  По-немецки скажут так: «Guten Tag!». Французы сказали бы: «Bon jours!». А японцы: «Каннитива!». А как это будет звучать на русском языке? Ответ запишите.
Ученики. Здравствуйте!
Учитель. Охарактеризуйте это предложение.
Ученики. Это предложение односоставное, так как грамматическая основа состоит из сказуемого в форме глагола  второго лица, поэтому это предложение определенно-личное.

III. Страница «Советы обаятельного человека».

IV. Учитель. Говоря «доброе утро», «здравствуйте», мы желаем людям добра, здоровья. Для воспитанного человека – это норма его жизни. Именно воспитанность, как говорил английский писатель, государственный деятель Филипп Честерфильд, - «это единственное, что может расположить к себе людей». Как расположить к себе людей? Как стать обаятельным?
Задание: составить Советы обаятельного человека (представление презентаций)
1 группа: советы  должны быть построены в форме определенно-личных, обобщенно-личных предложений; подчеркнуть грамматическую основу.
2 группа: составить безличное предложение или сложное, одна из частей которого –  безличное; подчеркнуть грамматическую основу (приложение №2).
Учащиеся зачитывают советы, представитель группы №2 комментирует, почему его предложение бессоюзное. (Представление презентаций)
Вопросы экспертов по теории.

V. Творческая страница.
Учитель. Все, что вы сказали, ребята, правильно. Но обаятельный – это еще и интересный человек. На вопрос анкеты: «Кого из ваших одноклассников можно считать интересным человеком», - вы назвали Святослава Карпова и предложили ему выступить со своими размышлениями. Я приглашаю Святослава (анкетирование проведено накануне урока) (приложение №3).
Учитель. Спасибо, Слава, за твое мнение. Хорошие мысли и оформлены они умело: большая часть сочинения представляет односоставные конструкции.

Индивидуальное задание №2 (приложение №4).
Чтобы привлекать внимание людей, действительно, нужно многое.

Обращение к эпиграфу: «В человеке все должно быть прекрасно…»

VI. Игра «Неоконченная фраза».
Обращение к эпиграфу урока: «В человеке все должно быть прекрасно: (и лицо, и одежда, и душа, и мысли)».
Учащиеся придумывают свой конец фразы, зачитывают ответы и характеризуют предложение.
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как эта фраза звучит у А.П. Чехова.

VII. Игра «Волшебное зеркало».
Учитель. Помните, ребята, «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина:

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…
Сказка сказкой, а главное в том, что зеркальце отвечает человеку, каким оно его видит. Давайте и мы заглянем в это волшебное зеркальце и внимательно посмотрим на себя:
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
(Предложение записано на доске, один из учеников расставляет знаки препинания, делает синтаксический разбор.)

Мысленно обратитесь к зеркальцу. Что ответило бы оно вам? Подумайте, в чем вы себя должны совершенствовать? 

Ответ должен представлять сложное предложение, одна из частей - односоставная конструкция (приложение №5).

Индивидуальное задание №3 (смотрите приложение №7).

VIII. Поэтическая страница.

Учитель. В человеке должно быть все прекрасно… А что есть красота?
Итак, наша традиционная поэтическая страничка. У вас на столах томики любимых стихов. Можете ими воспользоваться. Что, по-вашему, есть красота? Ответьте строчками любимых стихов. Можно выступить со стихотворениями собственного сочинения. (В приложении №13 напечатаны лучшие стихотворения.)

Индивидуальное задание №4 (приложение №10).
Учащиеся записывают строки стихотворений, а затем читают их (приложение №8)
Вопросы экспертов по теории.

Звучит «Лунная соната» Бетховена.
Учитель. Своими мыслями поделится …(Слово предоставляется ученице из творческого дуэта.)
Ученица читает наизусть стихотворение А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и размышляет о том, что такое красота (приложение №9).
Проверка индивидуального задания № 4.
Вопрос экспертов о сфере употребления назывных предложений, способах выражения грамматической основы.

IX. Тест. Выполняется на компьютерах.
I.  Вставьте буквы в слова, изученные в разделе «Односоставные предложения». В какой строке во всех словах пишется буква Е?

  • Д…баты, д…скуссия, пр…ния.
  • Эксп…римент, д…кларация, кат…р.

II. Какие предложения имеют сказуемое в форме прошедшего времени множественного числа?

1. Определенно-личные.
2. Неопределенно-личные.
3. Безличные.
I. Какие предложения указывают на то, что действие производится любым лицом?

  • Назывные.
  • Обобщенно-личные.
  • Неопределенно-личные.

II. Найдите безличное предложение.

  • Сначала подумай, потом говори.
  • Умную голову почитают смолоду.
  • Мне захотелось узнать об истории этикета.

Проверка тестов экспертами (приложение №12).

4. Игра «Доска пожеланий».
Учитель. Сегодня у нас на уроке есть несколько сюрпризов. Один из них – Доска пожеланий. Здесь добрые слова каждому из вас. Уходя сегодня с урока, вы унесете не только частичку знаний, но и добрые пожелания. На Доске есть свободное место. Я думаю, вам есть что сказать своим одноклассникам. Воспользуйтесь тетрадью «Мудрые мысли». Учащиеся подходят к Доске пожеланий и прикрепляют к ней свои пожелания, оформленные на красочных открытках (индивидуальное задание дано накануне урока) (приложение №6).

5. Сюрприз урока.

Учитель. Наш урок подходит к концу. Но у Ани есть для вас еще один сюрприз.
Исполнение «Песенки о хорошем настроении» (муз. А.Лепина, сл. В.Коростылева) (приложение №11).

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок (по итогам карт успеха ученика).
Карты заполнялись экспертами в течение урока (под контролем учителя).

7. Домашнее задание: написать сочинение-размышление с использованием односоставных предложений, эпиграфом к которому должны быть слова, которые учащиеся  получили в качестве пожелания.

8. Заключительное слово учителя.
Учитель. Снимает сувенир с Доски пожеланий и читает слова, написанные с обратной стороны: «Давайте говорить друг другу комплименты…». Как правильно говорить комплименты? Это уже тема другого урока. Мы сегодня не ставим точку,  ставим многоточие. А значит, наш разговор об этом еще впереди. Я благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке. Всего доброго!
Звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить  друг другу комплименты…».
Учащиеся подходят к Доске пожеланий, снимают для себя сувениры, читают с обратной стороны пожелания.

Приложение 14

Используемая литература

  1. Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / С.Г  Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.–20-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 193 с.
  2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 352 с. – (Мастер-класс).
  3. Л.И. Пучкова, В.И. Капинос, А.О. Татур Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 8 класс. – М: «Интеллект-Центр», 2004. – 80 с.
  4. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть III. – Воронеж: Издательство «Научная книга», 2005. – 180 с.
  5. Н.Е. Щуркова. Собранье пёстрых дел. – М.: «Новая школа», 2003. – 110 с.