Цель: показать учащимся, что наша обычная разговорная речь и речь музыкальная, хотя и вполне самостоятельны, но, тем не менее, имеют много общего.
Задачи:
- Образовательные
- познакомить с музыкальными произведениями – песней С.С. Прокофьева на слова А. Барто «Болтунья», пьесами Д.Б. Кабалевского «Плакса», «Резвушка», «Злюка»;
- выбирать уместное для конкретной ситуации средство выражения просьбы;
- учить пользоваться интонацией как средством вежливого выражения просьбы;
- закреплять 3 свойства устной речи: тон, темп, громкость.
- Развивающие
- развивать умение анализировать услышанную музыку, говорить о её характере, о средствах музыкальной выразительности, навыки выразительного пения;
- развивать устную речь учащихся, внимание, мышление.
- Воспитательные
- воспитывать любовь к музыке, культуру исполнения музыкальных произведений, культуру речи, внимательного, вдумчивого слушателя;
- прививать любовь к чтению художественных произведений.
Наглядность и оборудование:
- На доске вывешена яркая, красочная страна «Интонация», отражающая 3 свойства устной речи: тон, громкость, темп, а также выразительную и изобразительную интонацию в музыке.
- Плакат с нотными записями «зерна» – интонации различных музыкальных произведений.
- 2 плаката-словаря с музыкальными терминами, помогающими учащимся характеризовать услышанную музыку.
- Иллюстрация к стихотворению и песне «Болтунья» А. Барто, С.С. Прокофьева, изображающая болтунью Лизу.
- Портреты Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева, А. Барто.
- Плакат по итогу урока.
- Призы – красочные нотки детям и гостям.
- Жетоны – «китята» за правильные ответы учащихся.
- Телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, фортепиано.
Музыкальный материал:
- Попевка Д.Б.Кабалевского «Кто дежурные?» – исполнение.
- Попевка «Барабан» – исполнение.
- Песня «Болтунья», муз С.С. Прокофьева, сл. А.Л. Барто – слушание.
- Д.Б. Кабалевский «Три подружки» – слушание.
- Физкультминутки «Так делают только у нас», «Две лягушки», муз. И.И. Гордиенко, учителя музыки – исполнение.
- Песни: «Так уж получилось», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой; «Добрый день», муз Я. Дубравина, сл. В. Суслова – исполнение.
- Музыкальное приветствие и прощание, муз. И.И. Гордиенко – исполнение.
- Видеофрагмент из м/ф «Двенадцать месяцев» – просмотр.
- Грамзапись стихотворения А.Л. Барто «Болтунья» – слушание.
ХОД УРОКА
Учащиеся входят в класс под аккомпанемент
попевки «Кто дежурные?»
Музыкальное приветствие.
Исполнение попевки «Кто дежурные?»
Беседа:
– О ком эта песня?
– Какие обязанности у дежурных?
– Кого называют хорошими дежурными?
– Какой характер у этой песни? (Плакаты – словари
вам помогут)
– Она бодрая, весёлая, радостная, светлая,
задорная.
– Какие интонации слышатся в песне?
– Вопросительные и утвердительные.
– Посмотрите на плакат с нотной записью. Какая по
счёту интонация принадлежит этой песне?
– Вторая.
– Из скольких интонаций выросла песня?
– Из двух.
– Как композитору удалось передать в музыке
вопрос?
– Вопросительная интонация закончилась
неустойчиво, мелодия пошла вверх.
– Как звучит мелодия утвердительной интонации?
– Мелодия идёт вниз и повторяется несколько раз
на устойчивом звуке.
Вывод: В интонациях песни «Кто дежурные?» слышится выразительность живой речи ребят, с увлечением и гордостью рассказывающих о своих очень важных обязанностях дежурного класса.
– Сегодня на нашем уроке мы совершим
путешествие в сказочную страну под названием
«Интонация». Какая бывает интонация?
– Восклицательная и невосклицательная.
– А какие интонации бывают в музыке?
– Выразительные и изобразительные.
– Что может выражать музыка?
– Чувства, мысли, настроения, радость, грусть…
– А что может изображать музыка?
– Гром, журчание ручейка, движение поезда…
– Сейчас я прочитаю вам рассказ.
(Читается любой рассказ невыразительно, без знаков препинания, монотонно).
– Вам понравилось, как я прочитала рассказ?
– Нет.
– А почему?
– Вы читали невыразительно, без пауз, монотонно.
– Что же необходимо для выразительного чтения?
Давайте разгадаем кроссворд.
– Какие вы знаете свойства устной речи?
– Тон, темп, громкость
(Разгадывают кроссворд – наглядность на доске).
– Какой темп речи поможет вам лучше выразить настроение мальчика при спуске с горы и подъёме на гору?
Чтение стихотворения Г. Бойко «На санках». (Показать картинку).
– Почему при чтении 1-ой части стихотворения ты
убыстряешь темп, увеличиваешь громкость, а при
чтении 2-ой части темп замедляется, громкость
уменьшается? Какие слова стихотворения помогают
выбрать темп?
– Я лечу, лечу…; везу, везу…
– Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори
медленнее!» И вы даже обижались на это замечание.
Не огорчайтесь – вот стихотворение, которое
можно и нужно произносить с улыбкой, громко,
быстро.
Читается стихотворение «Тараторка» Д. Родари.
– Как образовано слово «тараторка»? Как вы
понимаете это слово?
– Тараторит – значит, быстро говорит.
– Как называется маленький стишок, который нужно
говорить быстро и громко?
– Скороговорка.
– Давайте произнесём скороговорку: сначала тихо
и медленно, затем быстро и громко.
– Какие вы знаете скороговорки в музыке?
– Попевка «Барабан».
– А почему вы решили, что это скороговорка?
Взгляните на нотную запись, может быть она вам
поможет ответить на этот вопрос.
– Эта попевка поётся в быстром темпе,
– очень короткие длительности,
– нотки стоят рядышком, чтобы удобно было петь
быстро.
– Верно, а ещё посмотрите, нотки не только стоят
рядышком, а ещё постоянно возвращаются к самому
устойчивому звуку – тонике.
– Что за музыкальные знаки, кроме ноток,
встречаются в нотной записи?
– Паузы.
– Что такое пауза?
– Это знак молчания.
Вывод: Как разговорная речь становится выразительной, осмысленной с помощью знаков препинания, так и музыкальная речь становится осмысленной и выразительной при наличии в ней пауз.
– А теперь давайте исполним попевку –
скороговорку «Барабан» и поиграем, выберем
барабанщика. Как мы должны её исполнить?
– Бодро, гордо…
Игра – попевка «Барабан», (3 раза, с каждого ряда).
– Кто был лучший барабанщик?
– Существует своеобразный приём произнесения и
пения – скороговорки, чаще всего они носят
шуточный характер. «Болтает», «тараторит»,
«трещит», – так говорят о человеке, речь которого
похожа на скороговорку.
– Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Болтунья»
и подумайте, почему оно так называется?
– Лида болтает без умолку, ей везде хочется
успеть, она постоянно торопится…
– Композиторы в своих произведениях стремятся
приблизить музыку к интонации разговорной речи.
Ярким примером этому может послужить песня С.С.
Прокофьева «Болтунья».
– Послушайте и скажите, как удалось композитору
передать характер Лиды?
– Какими средствами музыкальной
выразительности композитор пользовался?
Слушание песни С.С. Прокофьева «Болтунья».
– Какой вам показалась Лиза?
– Чтобы передать её болтливость, композитор
использовал быстрый темп,
– ей везде хочется успеть,
– Лиза показалась мне занятой, деловой,
рассудительной…
– Особенностью этой песни является чередование
скороговорки с размеренно – убедительными
фразами. Именно интонационные особенности
музыки раскрывают нам её характер.
Вывод: Лида всячески старается показаться рассудительной, но стремительная скороговорка выдаёт нам её неудержимую болтливость.
Музыкальная физкультминутка «Две лягушки».
– Большое значение в разговорной речи и в
музыке играет тон. Наверное, вам приходилось
слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной
говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что
это за тон?» А также похвальные слова, например:
«Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон».
Действительно, тон, каким вы что-то сказали,
нередко бывает важнее самих слов.
– Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака
«Двенадцать месяцев» и скажите, что вам
показалось особенно возмутительным в разговоре
14-летней королевы и седобородого профессора?
Видеопросмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».
– Кто должен отдавать распоряжения, требовать
во время урока – профессор или его ученица (хотя
и королева)?
– Конечно, учитель.
Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Так мы произносим с усмешкой слово «умница» и человек сразу понимает, что мы его совсем не хвалим.
– Как вы понимаете смысл русской пословицы: «То
же слово, да не так бы молвить»?
– Словом можно обидеть, пожалеть, смотря, каким
тоном ты его произнесёшь…
– Например, диалог: – Мальчик, уступи место
бабушке.
– Пожалуйста (ГРУБО).
– Как вы думаете, будет ли приятно слышать слово
«пожалуйста», произнесённое мальчиком? Сядет
бабушка на место, которое уступит ей мальчик?
– Нет, ей будет неприятно, не захочется сидеть.
– Послушайте диалог двух подружек:
– Что же делать, Оля, вдруг никто не сумеет
починить мою Барби?
– Как жаль, что теперь у тебя не будет такой
замечательной куклы (насмешливо).
– Можно ли поверить, что Оля сочувствует подруге?
Почему вы так думаете?
– Нет, она это сказала не тем тоном.
Стихотворение «Про Мишу» С. Михалкова
исполняется по ролям, (на головах у детей маски
лисы и медведя).
– Как относится к больному лиса? Каким тоном она
говорит?
– Сочувствует, нежно, ласково…
– А каким тоном ей отвечает Мишка?
– Жалобно.
– Какую песню вы исполнили бы добрым, нежным,
ласковым тоном?
Исполнение песни «Так уж получилось» муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой.
– Музыкальная фраза, мелодия, целая пьеса, даже большое сочинение обычно вырастают из одного, двух или нескольких «зёрен», (показать на плакате). Как из одного зёрнышка вырастает колосок, так из зерна-интонации вырастает музыкальная фраза или целое произведение. Каждое такое «зерно» мы называем интонацией. В зерне-интонации содержится самое главное, что мы сразу же запоминаем и узнаём при повторениях, даже если повторение звучит с какими – либо изменениями. В зерне-интонации содержится зародыш мелодии, ритма, характера. Главная интонация пронизывает всё произведение. Сейчас мы с вами попытаемся по главным интонациям знакомых с 1 класса фортепианных пьес определить характеры трёх девочек и изобразим игру на музыкальных инструментах. Обратите внимание, на каких музыкальных инструментах исполнялись эти пьесы?
Слушание. Д.Б. Кабалевский «Три подружки».
– Вспомним их имена:
– «Резвушка», «Плакса», «Злюка».
– Какими средствами музыкальной
выразительности композитор передаёт эти
характеры в музыке? Какие музыкальные интонации
характерны «Резвушке»?
– интонации «Резвушки» звучат в быстром темпе,
«прыгают», «скачут», постоянно меняется
направление движения мелодии.
– Какие музыкальные интонации характерны
«Плаксе»?
– Медленные, плавные, тихие, напоминающие вздох.
– Верно, их неизменная повторность рождает
ощущение плаксивости, жалобы. Это связано также и
с нисходящим движением мелодии.
– А какие музыкальные интонации характеризуют
«Злюку»?
– Крикливые, резкие, угловатые, грубые.
– Верно, угловатые, крикливые интонации «Злюки»
подчёркиваются громким, резким звучанием
аккордов.
Какие инструменты изображали подружек?
– Плаксу – скрипки,
– Резвушку – дудочки (деревянные –духовые),
– Злюку – трубы (медные духовые).
Вывод: Да, эти пьесы исполняли различные группы инструментов симфонического оркестра и мы услышали, как благодаря различной окраске голосов, т.е. различным тембрам, менялся характер каждой подружки, и обогатилась выразительность интонации. Следовательно, тембр, как выразительная краска в музыке влияет на яркость интонации.
Музыкальная физкультминутка «Так делают только у нас»
– Хотя часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос.
Стихи: «Радуга» Е. Благининой, «Алёшкина кричалка» В. Левина.
– А какую песню хочется спеть, когда мы говорим
о восклицательной интонации?
– «Добрый день»
– Как мы её исполним?
– Светло, радостно, приветливо.
Исполнение песни Я. Дубравина, на сл. В. Суслова «Добрый день».
– Какое чувство возникло у вас при исполнении
песни?
– чувство радости, доброты…
– Конечно, когда человек приветствует вас
словами: «доброе утро», «добрый день», он желает
вам здоровья, счастья, добра.
Итог: Подводя итог нашему уроку, давайте скажем, какая должна быть речь человека?
– Чёткая, ясная, понятная.
Стихотворение «Сашина каша» С. Михалкова.
Дети хором читают плакат:
- Если твоя речь последовательна, фразы правильно построены, – тебя легко поймут.
- Если твоя речь отчётлива, слова правильно употреблены, – тебя легко поймут.
- Если твоя речь не слишком громкая и не слишком тихая – тебя легко поймут.
- Если твоя речь эмоциональна, но не слишком, – тебя легко поймут.
- Если твоя речь не слишком быстрая и не слишком медленная, – тебя легко поймут.
– Интонация – основа музыки. От яркости интонации зависит яркость музыки. Не из всякого сочетания звуков получается мелодия, как не из всякого сочетания слов получается фраза. Мелодия – это интонационно осмысленное музыкальное построение. Красивая, выразительная речь человека словно стремится приблизиться к музыке, а музыка, в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной людям и без слов.
Оценки за урок по количеству жетонов –
«китят».
Призы за хорошую работу детям и гостям в память
об уроке.
Музыкальное прощание.
Выход под музыку марша.