Цель: Развивать у учащихся мотивацию к чтению.
Задачи: 1. Расширить словарный запас;
2. Расширить знания учащихся о П. Комарове;
3. Развивать навыки выразительного чтения;
4. Воспитывать любовь к животным.
Ход урока:
1. Орг. Момент.
2. Сценка.
Действующие лица:
Автор – Маша;
Бабушка – Арина;
Девочка – Катя:
Мальчик – Ярослав;
Сорока-говоруха – Ксения;
Медведь – Вова;
Птичка-невеличка – Ксения;
Ель-сказочница – Вика.
Автор: Не в том селе, а в другом, не в этом доме, а в том – жили у самого леса девочка и мальчик. Каждый вечер бабушка рассказывала им сказки. А однажды все бабушкины сказки кончились.
Бабушка: Вот и всё, больше не знаю ни одной. Но слышала я, будто растёт в лесу древняя Ель-сказочница. Она знает много лесных сказок, но как разыскать её, я не знаю. Когда подрастёте, может, и разыщите.
Автор: Утром девочка спросила у мальчика:
Девочка: Ну как ты, подрос?
Мальчик: Немножко!
Девочка: И я, наверное, подросла! Тогда пойдём скорее в лес.
Мальчик: Пойдём! Я знаю две охотничьи тропы. Одна идёт по высоким Радужным горам, а другая – по Сырой пади. Я пойду по горам, а ты иди по пади.
Автор: Вот и пошли они в разные стороны…
Шла-шла девочка и сбилась с тропы. Видит, навстречу ей голубая сорока летит.
Девочка: Скажи, сорока-голубушка, как мне найти Ель-сказочницу?
Сорока: Влево-вправо пойди, взад-вперед побеги – вот и найдешь!
Автор: Только улетела голубая сорока – треск на весь лес пошел. Смотрит девочка – вылезает из бурелома медведь.
Медведь: Ты сороку-говоруху не слушай. Пустое она мелет. А я тебе скажу, как найти Ель-сказочницу. Про это мне дед медведь говорил, деду – прадед медведь, а прадеду – прапрадед медведь. За березовой рощей стоит ельник, посреди него- поляна, а на поляне растет Ель-сказочница.
Автор: Девочка и рощу прошла, и в еловник попала. Походила-походила девочка вокруг ельника, села и заплакала: и сказки услышать хочется, да спросить некого. Вдруг, откуда ни возьмись, птичка-невеличка летит.
Птичка-невеличка: Не плачь, девочка, - говорит. Слушай меня. Просто так ельник не покажет тебе, где живет Ель-сказочница. А ты лесное приветствие ему скажи. А когда подойдешь к Ели-сказочнице, и ей лесное приветствие сказать не забудь.
Девочка: А какое же это приветствие?
Птичка: Вот такое: ты сначала поклонись, а потом скажи: «Света да тепла тебе…»
Автор: Улетела птичка-невеличка, а девочка ельнику поклонилась:
Девочка: Света да тепла тебе, ельничек! Не скажешь ли как Ель сказочницу найти?
Автор: Зашумел ельник, деревья расступились – и девочка очутилась на поляне перед древней елью. И ей поклонилась девочка:
Девочка: Света да тепла тебе, бабушка Ель!
Ель: Спасибо, дитятко, на добром слове! Зачем ко мне пожаловала?
Девочка: Твои лесные сказки послушать, бабушка.
Ель: Знаю я лесные сказки, знаю. Ни много ни мало, а счет им потеряла. Коль нашла меня – расскажу.
3. Актуализация знаний.
- Какова тема нашего урока?
- Вспомните, какие по виду жанры сказок вы знаете? (бытовые, богатырские, волшебные, анималистические) СЛАЙД*
- Кто сочиняет сказки? (авторы, народ) СЛАЙД
- Назовите авторские сказки (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. Ершов «Конек-горбунок», Н. Носов «Незнайка на Луне», А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше», А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)
- Сегодня на уроке мы будем читать сказки авторов Приамурья. Кого вы знаете из авторов, живущих на Приамурской земле?
- Прочитайте название и имя автора («Веселое новоселье», П. Комаров)
СЛАЙД
- Вам знакомо имя этого автора?
- Что значит новоселье? СЛАЙД
- Кто же будут главные герои сказки? (звери)
4. Чтение стихотворения по строфам (с комментированием).
1-ая строфа (после чтения вслух)
- Какую картину вы представили, прочитав первую строфу? (дети описывают и рисуют словами картину услышанного)
- Из чего же звери строят дом?
- Что значит «на бойком месте»? СЛАЙД
- В каком темпе мы должны прочитать строки этого четверостишья?
- Попробуйте прочитать их выразительно (2-3 ученика читают).
2-ая строфа (после чтения вслух)
- Какую картину вы увидели?
- Как вы понимаете слово «хладнокровно»? СЛАЙД
- Кем на стройке был заяц? (прораб) СЛАЙД
- С какой интонацией нужно читать эту строфу?
3-я строфа
- Прочитайте третью строфу.
- Какую картину вы представили, прочитав 3 строфу?
- Что такое «тёс»? СЛАЙД
- Какое мастерство могли показать при строительстве звери? (вырезали наличники, крышу делали и т.д.)
4 и 5-ая строфы
- Что значит «конопатит»? Для чего? СЛАЙД
- Почему именно барсуку поручают такое важное дело, как выложить печь? (мастер хороший)
- Нарисуйте словесную картину прочитанного.
- С какой интонацией будете читать эти строчки?
6 и 7-ая строфы.
- Что значит «сняли леса»? СЛАЙД
- Единогласно, это как?
- Кто такой управдом? СЛАЙД
8 и 9-ая строфы.
- Секач – это кто такой? СЛАЙД
- О чем это стихотворение? (о дружбе, совместной работе, взаимопомощи)
- Давайте нарисуем рисунки к каждой строфе.
- Смотрите, у нас получилась книга, а у зверей – дом дружбы. Как вы думаете, какое настроение было у П. Комарова, когда он писал это стихотворение сказку? (радостное, светлое)
- Смог ли автор нам, своим читателям, передать его?
5. Физкультминутка.
6. Слово об авторе (сообщение ученика).
Петр Степанович Комаров (1911 – 1949)
Среди поэтов, связавших своё творчество с Дальним Востоком, первое место по праву принадлежит Петру Степановичу Комарову.
Семи лет от роду попал Комаров на Дальний Восток в деревню Поповку Свободненского района Хабаровского края. В это время подростка покоряет богатство и красота дальневосточной природы.
После окончания сельской школы Петр Комаров поступил учиться в сельскохозяйственный техникум в городе Свободном. Со всем пылом юности он отдается изучению природы. Есть у него и другая страсть - литературное творчество. И юноша оставил техником, чтобы посвятить себя поэзии. Становится Петр Комаров журналистом газеты «Набат молодежи», которая выходила в городе Хабаровске.
В 1940 году вышел его первый сборник стихов «У берегов Амура». Было много других сборников. Это стихи о природе, о героизме Советских воинов и тружеников тыла.
Книги Петра Комарова приобрели широкую известность и неоднократно переиздавались. Последние циклы стихов были удостоены Государственной премии. Его творчество знают и любят читатели-дальневосточники.
7. Работа с текстом.
- Давайте познакомимся с еще одним произведением Приамурской писательницы Эльвиры Кириченко «Сказки дремучей тайги», сказка «Рысь».
- Прочитайте текст. О чем это произведение?
- По каким законам жили звери в тайге?
- Прочитайте описание рысенка.
- Какие места выбрала рысь для охоты? Почему?
- С какой просьбой пришел волчонок к рыси?
- О какой черте характера это говорит? (доброта)
- Как на доброту рыси отвечает волк?
- Как вы думаете, как поступит с волком рысь?
- О чем же эта сказка? Чему она учит читателя?
8. Итог.
- Сегодня мы прочитали на уроке две сказки. Какие они по жанру?
- О чем хотели рассказать нам авторы этих сказок, чему научить?
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру: Зачем человеку уметь читать?
Используемая литература:
- Э. Кириченко «Сказки дремучей тайги», Хабаровское книжное изд-во, 1985;
- П. Комаров «Веселое новоселье», Хабаровское книжное изд-во, 1982.
*Презентацию можно плучить у автора статьи.