Цель урока: обобщить знания учащихся о значимых частях слова, закреплять умения разбирать слова по составу, развивать логическое мышление, фантазию, воображение и речь учащихся, расширить словарный запас. Воспитывать чувство взаимопомощи и коллективизма.
1. Вступительная беседа:
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок- игра.
( на экране 1-й слайд «Урок- игра»)
-Вы любите путешествовать? А на чём?
- Догадайтесь, в какое путешествие мы с вами сегодня отправимся, послушав запись на кассете? ( звучит плёнка с записью шума морского прибоя, криков чаек).
- Вы правы, мы отправимся в морское путешествие. Как к любому путешествию нам надо приготовиться. Итак, начнём.
2. Работа в тетрадях
- Для начала запишем число в тетрадях, которые на сегодня превращаются в бортовые журналы.
- Морское путешествие требует особой выносливости, потренируемся переносить морскую качку и завязывать морские узлы.
(на экране 2-й слайд «морская качка» «морские узлы» ).
- На доске вы видите росчерк, напоминающий волны, и петли. Постарайтесь повторить их у себя в тетради.
-Молодцы, вижу, что вы успешно справились с заданием и готовы к путешествию. Конечно же, вам не терпится узнать, куда мы отправимся. Вы узнаете это, если правильно переставите слоги и прочтёте слова.
(на экране 3-й слайд, даны слоги: НА СТРА ТЕЙ ЧАС ВА СЛО )
После того, как ученики отгадывают правильно слова, на экране появляется
4-й слайд - название «Страна частей слова».
3.Словарная работа.
А если вы без ошибок напишите все словарные слова ,то сможете узнать, на чём мы с вами отправимся в путешествие.
- Орфограммы веселились( если уч-ся правильно напишут пропущенные буквы, у них по вертикали получится новое слово – корабль)
И пробелы получились.
Быстро их восстановите,
Буквы правильно впишите.
-Какое слово по вертикали получилось? Верно. Вот на таком красивом корабле мы с вами и поплывём в страну Частей слова.( слайд)
- Перед отправкой проверим готовность нашего судна, а заодно проверим себя и правильно назовём все части слова.
4. Повторение частей слова, их роль в предложении.
(на экране 5-й слайд – корабль, по мере того, как учащиеся отвечают на вопросы, появляются названия частей слова)
- Какая часть в слове главная?
-Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? Для чего она служит?
- Назовите часть слова, которая стоит после корня? Какова роль суффикса в словах?
- Что такое основа слова? Какие части слова могут входить в основу?
- Какую часть корабля напоминает окончание, почему? (Якорь)
- Молодцы. Проверили себя и готовность нашего корабля и теперь отправляемся в путь. Я буду вашим капитаном ( надеваю капитанскую белую кепку и беру в руки подзорную трубу), а вы будете моими верными помощниками. Согласны?
А девизом нашим будут такие слова:
(на экране 6-й слайд – «Только смелым покоряются моря»)
- Чтобы в пути было легче, давайте возьмём с собой талисман - символ года Бычка-морячка.
(на экране 7-й слайд – талисман)
-Курс на страну Частей слова. Поднять якорь! Якорь поднят, но что-то мешает нашему кораблю, он стоит и не может сдвинуться. (с помощью сотового телефона имитирую звонок ) Поступило сообщение из машинного отделения: « На борту лишний груз».
5. «Лишний груз».
- Каждому ряду необходимо найти лишнее слово и записать без него группу слов по какому-то общему признаку. (однокоренные слова)
(на экране 8-й слайд с заданием для каждого ряда)
Проверка. Учащиеся каждого ряда называют лишнее слово в их группе и доказывают почему. Выделяют корень в словах.
- Как понимаете значение слова «морить» ( после ответа уч-ся привожу несколько значений : морить голодом; жара сморила, сон сморил; уморить со смеху - рассмешить).
-Лишний груз сброшен. В путь!
6.Курс на остров Корень.
(на экране 9-й слайд- остров Корень)
- Здесь нас ждёт ещё одно задание: разбейте слова на две группы.
Обводить
Наводить
Водитель
Наводнение
Проводник
Подводник
Водолаз
Проводы
Водичка
-Чем они похожи? ( корень -вод-). Чем отличаются?( по смыслу)
1вариант записывает слова близкие по смыслу слову «вода», 2 вариант- близкие по смыслу слову «водить»
(на экране 10-й слайд- самопроверка. Слова, разделённые на 2 группы:
наводнение, подводник, водолаз, водичка; обводить,наводить, водитель, проводник, проводы)
- Мы покидаем остров Корень и плывём дальше.( смотрю в подзорную трубу)
- На горизонте я вижу остров Приставки. ( имитирую звонок на сотовый телефон) Однако наш радист сообщает, что на борт поступила радиограмма.
(на экране 11-й слайд- радиограмма с пропущенными буквами)
7.Восстановление текста радиограммы.
- Из-за помех некоторые буквы потерялись, появились лишние знаки. Попробуйте восстановить текст.
( ученики цепочкой объясняют пропущенные орфограммы, открывается восстановленный текст радиограммы)
(на экране 12-й слайд- радиограмма)
-Молодцы, справились отлично. Теперь надо спешить, на помощь рыбакам
отправляем 3 шлюпки .
(на экране 13-й слайд- задание командам)
( каждый ряд получает листок из цветной бумаги, вырезанный в форме лодки со словами: подводный, надстроили, перевозит, поезд, вылетел, ошейник, полоса, подарок, вписал.)
- На шлюпках-листах надо быстро и правильно выделить приставки.
( каждый ряд совещается и выделяет коллективно приставки).
Проверка. Самопроверка с экрана, проверка учителем- капитаном. Побеждает ряд, правильно и быстрее выполнивший задание.
- Какая ловушка в словах? ( слово «полоса», в нём нет приставки)
Подплываем к острову Приставки. Предлагаю выйти на берег, отдохнуть.
8.Физкультминутка.
-Все моряки владеют морской азбукой, чтобы передавать сообщения с корабля на корабль. Повторяйте за мной движения ( махи руками за учителем, аналогично положению рук на экране).
-Разминку закончили.
-На острове Приставок нам необходимо выполнить задание - определите, какие приставки в словах: подводный, подоконник, ушники, перевозка, отвёз. ( на экране поочерёдно появляются слова с последующей проверкой)
-Молодцы, успешно справились с заданием, продолжим путешествие.
- Курс на остров Суффиксов.
- Ребята, но что я вижу в свою подзорную трубу? Нас преследуют морские пираты!
-Что же делать? Вот нам и пригодится наш талисман. Бычок-морячок подсказывает, что есть способ отвлечь пиратов- отгадать загадки.
9.Загадки.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это - … (снегири)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. ( снег)Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
Внучка с дедом бородатым
Каждый год среди зимы
Дарят радость нам, ребятам,
С ними веселимся мы. (Снегурочка)
-Что объединяет отгадки? ( корень –снег-)
-Молодцы, ребята, мы смогли отвлечь и сбить с курса пиратов своей дружной работой.
-Плывём к острову Суффиксов!
10.Остров суффиксов.
-Выберите нужный суффикс –ник, -ышк, -ок,- ик,- чик,- очк, -ов, -еньк и образуйте новые слова от данных слов:.
Работа Клен Рассказ Зерно Сладкий Звезда Кот
-Какие слова получились?
Работник Кленовый Кленок Рассказчик
Зёрнышко Звёздочка Котик Сладенький
- На горизонте показалась большая земля. Это и есть Страна частей слова.
-А вот и сами части слова приветствуют нас!
11. Стихи о частях слова.
( К доске выходят ученики с коронами, изображающими значки частей слова и читают стихи)
Корень: Главной частью слова я являюсь
И никогда не изменяюсь.
В корне смысл слов упрятан,
Это помните, ребята.
От него растут всегда
Быстро новые слова:
Лес, лесник, лесной, лесок,
Дружный, друг, дружить, дружок.
В этих семьях есть глава
Это корень слова, да!Приставка:
А приставка перед корнем
любит место занимать.
Впереди него проворно
Норовит всегда стоять.
У приставки дело важное-
Изменяет слово каждое.
Новый смысл даёт словам,
Удивляться только нам.
Делал, сделал, переделал,
Ехал, выехал, приехал,
Вертит словом так и сяк
И работа не пустяк!Суффикс:
Суффикс - важная часть слова,
Им кончается основа.
После корня он стоит,
превращая дом в домишко,
А ружьё, друзья - в ружьишко,
Кота Мурзика - в котёнка,
А собаку - в собачонку.Окончание:
Та часть слова, что изменяется,
Окончанием называется.Основа:
Остальную же часть слова
Именуем мы основой.
Корень выступает вперёд и передает ребятам пакет со словами
-Когда вернётесь домой, распечатайте его и выполните наше задание.
В пакете следующий текст:
-Ребята, соберите слово из его частей:
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне.
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся ж я – в дневнике или в журнале.
(оценка)
- Желаем вам получать только хорошие оценки и радовать родителей и учителей. Успехов вам! Части слова.
-Спасибо вам, уважаемые части слова, я думаю, все ребята с удовольствием выполнят ваши задания, а сейчас нам пора возвращаться. Бросим последний взгляд на страну Частей слова.
-А чтобы путь домой был интересным, полюбуемся видами с корабля и заглянем в морские глубины.
12.Показ слайдов
- Вот показался родной берег! Наш талисман рад за вас, что в пути вы были такими внимательными, отлично справились со всеми трудностями.
-Давайте откроем пакет и выполним последнее задание.
13.Учащиеся выполняют задание частей слова, отгадывают слово.
14.Итог урока.
- Вы молодцы! Я рада, что сегодня вы хорошо потрудились и многие из вас получают хорошие оценки ( называю оценки за работу) Спасибо за работу! А сейчас сюрприз!( учащиеся получают конфеты из коробки от талисманчика Бычка-морячка.
15.Домашнее задание - творческое: написать рассказ о путешествии в страну Частей слова или сочинить сказку о частях слова.