Цели:
- Дидактическая: выявить уровень знаний учащихся при обозначении мягкости согласных на конце слова буквой “ь”.
- Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
- Воспитательная: воспитание мотивации к обучению.
Тип урока: вводный урок.
Методы проведения:
- индивидуальные коррекционные задания;
- беседа;
- самостоятельная работа;
- работа в парах.
Используемое оборудование:
- учебник для 3-го класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, “ Просвещение”, 2005 год;
- карточки для индивидуальной работы;
- раздаточный материал (конверт со словами);
- предметные картинки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
1. Упражнения на дифференциацию гласных звуков.
На доске:
Мал _ мял, лук-люк, мыл _ мил, нос _ нес, вол _ вел.
Задание:
- уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий);
- объяснить разницу в написании слов;
- запись в тетради (Буратино напоминает о правилах).
После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным.
II. Изучение нового материала.
а) постановка проблемного задания:
гласные я, е, ю, ё, и показывают, что согласный “мягкий”. Но есть в русском языке еще одна буква, которая всегда обозначает мягкость согласного. Сейчас мы её назовем.
Даны для прослушивания два слова: “ угол” - “уголь”.
Задание:
- прослушать два слова;
- установить их значение;
- определить характер звучания последнего согласного;
- уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется буква “ь”;
- повторить, как называется эта буква (мягкий знак);
- определить количество букв в словах: угол - уголь;
- составить графическую схему этих слов;
- определить конечный звук в первом и во втором слове;
- обозначить буквами конечные звуки слов (л и ль);
- прочтение слов по схеме.
Итогом этой работы является выведение детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.
III. Минутка чистописания.
Напишите в тетради цепочку, состоящую из элементов и букв в указанном порядке до конца строки.
IV. Физминутка.
V. Актуализация знаний.
Работа в парах. (дифференциация слов, изображенных на картинке: твердые - мягкие в конце слова. Каждой паре учащихся даны конверты с картинками: конь, кот, сеть, шаль, лук, портфель, медаль, медведь, диван, дом. (Приложение №1).
- Разложить на две группы: ( твердые - мягкие в конце слова);
- Сделать вывод: какая буква пишется после мягкой согласной на конце слова.
VI. Словарная работа.
Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?Есть семь братьев,
Годами равные,
Именами разные.Летом бродит без дороги
От мороза пряча нос,
А зимой он спит в берлоге,
Между сосен и берез.
Медведь, неделя, яблоко, портфель, картофель.
Отгадки записать, найти и подчеркнуть слово, в котором на конце мягкий согласный.
VII. Упражнение на развитие анализа и синтеза.
А) У каждого ребенка конверт, в нем слоги. Собрать 4 слова.
Кро, порт, тет, вать, фель, ка, рась, рад. (кровать, тетрадь, портфель, карась).
Чем похожи слова? ( 2 слога; на конце мягк. согл.)
Развитие самоконтроля: усложненный вариант задания. После выполнения работы учащиеся сами сравнивают с образцом.
Б) Работа со словами на доске
Детская _ _ _ _ _ _ _ большой _ _ _ _ _ -
Общая _ _ _ _ _ _ _ черный _ _ _ _ _ _ -
Прочитайте слова, написанные на доске, подберите к ним те слова, которые подходят по смыслу. Пользуйтесь словами собранными вами из конверта.
Запишите в тетрадь (образец закрывается).
Взаимопроверка.
VIII. Закрепление пройденного материала. Упражнения по формированию осмысленного понимания значения “ь”. Игра “Кто самый внимательный?”
Учитель диктует текст. Записываем в тетрадь слова с “ь”.
Учитель взял у Коли тетрадь. По реке плывет гусь. Коля сел на пень. Вчера был ясный день.
- Прочтите слова, которые записали.
- Обменяйтесь тетрадочками для взаимопроверки.
Если у вашего товарища записаны все 5 слов - поставьте оценку “5”. Если записано 4 слова - поставьте “4”. Если записано 3 слова – ставьте “3”.
Подводим итог и называем самого внимательного ученика.
IX. Работа с учебником.
- прочитайте похожие слова;
- назовите различные звуки в словах;
- укажите различные буквы;
- как надо читать согласную, если рядом мягкий знак;
- объясните значение каждого слова;
- вставьте эти слова в предложения и запишите их, согласную рядом с мягким знаком выделите;
- какая буква пишется после мягкой согласной в конце слова? (ответы детей).
X. Домашнее задание. Вспомни и напиши названия месяцев с “ь” в конце слова.
XI. Рефлексия.
Наш урок заканчивается и я хочу спросить:
- что мы изучали на уроке?;
- для чего мы изучали это?;
- с помощью чего изучали?;
- знаете ли вы теперь для чего нам нужен “ь”?
Список литературы.
- Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Л.Н. Ефименкова, ООО “Гуманитарный изд. Центр. Владос”, 2001.
- Логопедическое пособие – М., Л.М. Козырева, автор – составитель; ООО “Издат – школа 2000”
- Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Лалаева Р.И. “Гуманит. Изд.центр Владос”,2001.
- Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: М.: “Гуманитарный издательский центр Владос”, 2000.
- Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова, Издательство ТЦ Сфера, 2008.
- Праздник Букваря. Волина В.В. М.: АСТ – ПРЕСС,1995.
- Русский язык 2 класс: конспекты уроков. ЧастьI авт. – сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: учитель,2009.
- Русский язык – учебник для 3го класса специальных (коррекционных) классов А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, Москва, “Просвещение” 2005.
- Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель М.Т.Карпенко, Москва, “Просвещение” 1988
- Учебно – методический комплект “Внедрение коррекционно – развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ – интернатов, классов КРО” Модуль № 2 Москва 2007.