Обозначение мягкости согласных на конце слов буквой "ь"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Дидактическая: выявить уровень знаний учащихся при обозначении мягкости согласных на конце слова буквой “ь”.
  2. Коррекционно-развивающая: коррекция зрительного и слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
  3. Воспитательная: воспитание мотивации к обучению.

Тип урока: вводный урок.

Методы проведения:

  • индивидуальные коррекционные задания;
  • беседа;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах.

Используемое оборудование:

  • учебник для 3-го класса специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, “ Просвещение”, 2005 год;
  • карточки для индивидуальной работы;
  • раздаточный материал (конверт со словами);
  • предметные картинки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

1. Упражнения на дифференциацию гласных звуков.

На доске:

Мал _ мял, лук-люк, мыл _ мил, нос _ нес, вол _ вел.

Задание:

  • уточнить звучание первого согласного звука (твердый, мягкий);
  • объяснить разницу в написании слов;
  • запись в тетради (Буратино напоминает о правилах).

После записи подчеркнуть твердый согласный с последующим гласным первого ряда синим карандашом, мягкий согласный с последующим гласным второго ряда – красным.

II. Изучение нового материала.

а) постановка проблемного задания:

гласные я, е, ю, ё, и показывают, что согласный “мягкий”. Но есть в русском языке еще одна буква, которая всегда обозначает мягкость согласного. Сейчас мы её назовем.

Даны для прослушивания два слова: “ угол” - “уголь”.

Задание:

  • прослушать два слова;
  • установить их значение;
  • определить характер звучания последнего согласного;
  • уточнить, что для обозначения мягкости согласных используется буква “ь”;
  • повторить, как называется эта буква (мягкий знак);
  • определить количество букв в словах: угол - уголь;
  • составить графическую схему этих слов;
  • определить конечный звук в первом и во втором слове;
  • обозначить буквами конечные звуки слов (л и ль);
  • прочтение слов по схеме.

Итогом этой работы является выведение детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью ь.

III. Минутка чистописания.

Напишите в тетради цепочку, состоящую из элементов и букв в указанном порядке до конца строки.

IV. Физминутка.

V. Актуализация знаний.

Работа в парах. (дифференциация слов, изображенных на картинке: твердые - мягкие в конце слова. Каждой паре учащихся даны конверты с картинками: конь, кот, сеть, шаль, лук, портфель, медаль, медведь, диван, дом. (Приложение №1).

  • Разложить на две группы: ( твердые - мягкие в конце слова);
  • Сделать вывод: какая буква пишется после мягкой согласной на конце слова.

VI. Словарная работа.

Круглое, румяное
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.

Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили?

Есть семь братьев,
Годами равные,
Именами разные.

Летом бродит без дороги
От мороза пряча нос,
А зимой он спит в берлоге,
Между сосен и берез.

Медведь, неделя, яблоко, портфель, картофель.

Отгадки записать, найти и подчеркнуть слово, в котором на конце мягкий согласный.

VII. Упражнение на развитие анализа и синтеза.

А) У каждого ребенка конверт, в нем слоги. Собрать 4 слова.

Кро, порт, тет, вать, фель, ка, рась, рад. (кровать, тетрадь, портфель, карась).

Чем похожи слова? ( 2 слога; на конце мягк. согл.)

Развитие самоконтроля: усложненный вариант задания. После выполнения работы учащиеся сами сравнивают с образцом.

Б) Работа со словами на доске

Детская _ _ _ _ _ _ _ большой _ _ _ _ _ -

Общая _ _ _ _ _ _ _ черный _ _ _ _ _ _ -

Прочитайте слова, написанные на доске, подберите к ним те слова, которые подходят по смыслу. Пользуйтесь словами собранными вами из конверта.

Запишите в тетрадь (образец закрывается).

Взаимопроверка.

VIII. Закрепление пройденного материала. Упражнения по формированию осмысленного понимания значения “ь”. Игра “Кто самый внимательный?”

Учитель диктует текст. Записываем в тетрадь слова с “ь”.

Учитель взял у Коли тетрадь. По реке плывет гусь. Коля сел на пень. Вчера был ясный день.

  • Прочтите слова, которые записали.
  • Обменяйтесь тетрадочками для взаимопроверки.

Если у вашего товарища записаны все 5 слов - поставьте оценку “5”. Если записано 4 слова - поставьте “4”. Если записано 3 слова – ставьте “3”.

Подводим итог и называем самого внимательного ученика.

IX. Работа с учебником.

  • прочитайте похожие слова;
  • назовите различные звуки в словах;
  • укажите различные буквы;
  • как надо читать согласную, если рядом мягкий знак;
  • объясните значение каждого слова;
  • вставьте эти слова в предложения и запишите их, согласную рядом с мягким знаком выделите;
  • какая буква пишется после мягкой согласной в конце слова? (ответы детей).

X. Домашнее задание. Вспомни и напиши названия месяцев с “ь” в конце слова.

XI. Рефлексия.

Наш урок заканчивается и я хочу спросить:

  • что мы изучали на уроке?;
  • для чего мы изучали это?;
  • с помощью чего изучали?;
  • знаете ли вы теперь для чего нам нужен “ь”?

Список литературы.

  1. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Л.Н. Ефименкова, ООО “Гуманитарный изд. Центр. Владос”, 2001.
  2. Логопедическое пособие – М., Л.М. Козырева, автор – составитель; ООО “Издат – школа 2000”
  3. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Лалаева Р.И. “Гуманит. Изд.центр Владос”,2001.
  4. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: М.: “Гуманитарный издательский центр Владос”, 2000.
  5. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова, Издательство ТЦ Сфера, 2008.
  6. Праздник Букваря. Волина В.В. М.: АСТ – ПРЕСС,1995.
  7. Русский язык 2 класс: конспекты уроков. ЧастьI авт. – сост. Е.М. Матвеева. – Волгоград: учитель,2009.
  8. Русский язык – учебник для 3го класса специальных (коррекционных) классов А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская, Москва, “Просвещение” 2005.
  9. Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель М.Т.Карпенко, Москва, “Просвещение” 1988
  10. Учебно – методический комплект “Внедрение коррекционно – развивающих технологий в систему работы учителей коррекционных школ – интернатов, классов КРО” Модуль № 2 Москва 2007.