Проектная деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Для того, чтобы получить какие-либо результаты в данном направлении, необходимо внедрить в деятельность учителя новые педагогические технологии. В педагогике обозначились новые тенденции, такие как активизация знаний учащихся, интенсификация обучения, дифференциация в обучении и воспитании личности. Все эти системы педагогических приемов и методов помогают решать важную задачу: развитие исследовательских качеств учащихся. Современный учитель, передавая свои знания и опыт ученикам, не ориентируется на репродуктивное восприятие материала, а организует учебный процесс и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи, чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли.

Одним из самых эффективных методов является проектирование. Начало такой исследовательской и проектной деятельности организовано учителями начальных классов МОУ СОШ №1, работающих по образовательным программам “Школа 2000”-“Школа 2100”. Все учебники и учебные пособия этой программы составлены в соответствии с проектными технологиями. На уроках учителя стараются создать условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности. За время работы у педагогов нашей школы сложилась своя педагогическая философия, в основе которой – высокообразованная творческая личность, способная самосовершенствоваться и самоутверждаться. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель, как на уроке, так и во внеурочное время. Этому способствуют разные формы и методы работы в урочное и внеурочное время. Система внеклассной работы представляет собой логическое продолжение формирования личности, обладающей толерантностью, широтой мировоззрения. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Передавая свои знания и опыт ученикам, учителя нашей школы не ориентируются на репродуктивное восприятие материала, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи. Чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли. При организации данной работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Проектная деятельность позволяет педагогам нашей школы организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.

Цель данной работы – научить детей самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное - развивать духовное начало личности в соответствии с народными нормами морали, традициями, прививать любовь к духовному наследию предков.

В своей практике выделяем следующие типы проектов:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная (соответственно проекты исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные);
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (отражающий разные области знаний);
  • Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
  • Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.

Практика показывает, что очень часто под методом проектов понимают самую разнообразную деятельность: создание газеты, альбома, журнала. Однако в основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение новым знанием, практическими умениями, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Поэтому в качестве требований к использованию метода проектов можем назвать следующие:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, наглядность их представления (сообщение, доклад, видеоклип, серия репортажей, план мероприятий и т.д.)
  • Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта.
  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых результатов).

При организации проектов предусматриваем определенную последовательность действий, которую сформулировали в виде алгоритма:

  1. Выбрать тему проекта, его тип, количество участников.
  2. Продумать возможные материалы проблем, которые позволили бы осмыслить новый учебный материал или обобщить ранее изученные, привлекая знания из разных областей. На ее основе придумать яркую жизненную проблемную ситуацию и оформить ее в наглядной форме.
  3. Распределить задачи по группам, т.е. гипотез для дальнейшего исследования.
  4. Разработать ряд проблемных вопросов в помощь группам, список возможных источников дополнительной информации.
  5. Организовать работу в группах: обсуждение способа оформления своей части проекта, способа презентации, определить ответственных за подготовку материалов.
  6. Организовать промежуточные обсуждения полученных данных, консультации с координатором проекта.
  7. Провести защиту гипотез, разрабатываемых разными группами, защита происходит в виде дискуссии, во время которой группы представляют полученные результаты, аргументируя свои позицию. Остальные участники задают вопросы, выдвигают контраргументы.
  8. Определить наиболее рациональный выход из проблемной ситуации, оформить свое решение в виде практического продукта.
  9. Завершить работу проведением внешней экспертизой, дать оценку проделанной работы, выдвижение новой проблемы, вытекающей из полученных результатов.

Творческая группа учителей разработала следующие критерии оценки проекта:

№ п/п Критерии оценки Самооценка Оценка участни-ков проекта Оценка коорди-натора Общий балл
1 Значимость, актуальность выдвинутой проблемы.        
2 Корректность используемых методов исследования и методов при обработке результатов.        
3 Активность каждого участника проекта в соответствии с поставленной перед ним задачей и индивидуальными возможностями.        
4 Коллективный характер принимаемых решений.        
5 Культура общения, продуктивность взаимодействия в процессе работы над проектом.        
6 Необходимая глубина проникновения в проект, использование межпредметных знаний.        
7 Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать выводы, заключения.        
8 Рассмотрение альтернативных вариантов решений.        
9 Эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности.        
10 Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов.        

Учитель должен создать устойчивую атмосферу доверительности, открытости. Метод проектов – это высокие педагогические технологии, использование которых позволяет участникам деятельности овладеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать ее, анализировать, логично выстраивать полученные данные, сопоставлять с иными точками зрения; делать выводы, обобщать, оценивать объективно свои действия, действия других участников проекта. Главное – они овладевают навыками критического мышления.

В школе с 2005 учебного года работает научное общество учащихся “Поиск”. Учащиеся всех ступеней обучения занимаются исследовательской деятельностью. В 2006-2007 учебном году группа учеников Курбатовой Г.М. приняла участие в школьной научно-практической конференции “Мой след в науке”. На районной конференции Галлямова Диляра была удостоена Почетной грамотой. В 2008-2009 учебном году в школе прошла научно-практическая конференция “Поиск 4”, в которой Волкова Полина заняла 3 место в районе и провела исследование на тему: “Экологическое состояние школы и пришкольного участка”.

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в республиканских, районных олимпиадах, занимают призовые места. В 2008-2009 учебном году группа учащихся (учителя Мухаметханова Е.А.,Григина О.Н., Курбатова Г.М.) стала участниками заочного этапа конкурса “Я – исследователь” по работе с одаренными детьми г. Нижнекамск, получила свидетельства. Учащиеся нашей школы являются лауреатами Всероссийского заочного конкурса “Познание и творчество”. Сычева Юлия вошла в сотню одаренных детей России, получила сертификат “Элитный знаток”.

В рамках образовательно-воспитательной работы в нашей школе проводился районный семинар “Проектная деятельность младших школьников”, где ученики Курбатовой Г.М. представили итоги своей работы, проведя презентации и выставки в музыкальном зале: четыре ученика в проекте “Модель машины времени”, два ученика в проекте “Подводный мир”, творческая группа в проекте “Наша школа”. Ученица 1В класса Сорокина Настя (учитель Мухаметханова Е.А.) защитила свой проект-исследование “Мой город” и заняла 1 место в районе среди учащихся 1-2 классов. Ребята с удовольствием выполняют творческие экологические проекты, фантастические, практико-ориентированные, информационные проекты. 12 учеников участвовали в проекте “Познание и творчество” г.Обнинск, 52 ученика в Всероссийском конкурсе “Кенгуру” – один из них победитель Хайруллина Лейля, 44 ученика во Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок” - один из них победитель Хайруллина Лейля. 34 учащихся приняли участие в конкурсе “Зирк тиен” (“Мудрая белка”). В нашем образовательном учреждении действуют следующие школьные проекты: “Гражданско-игровой проект”, “Историко-культурные традиции русского и татарского народа”, “Кто хочет стать миллионером”, “Семейный спортзал”. Защищая свои проекты, учащиеся приобретают очень важный и нужный опыт публичных выступлений. Обучая своих учеников, учимся у них, радуемся их каждой удаче (пусть даже маленькой) и не скрываем этого. Дети чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.

Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников (не следует забывать: дети все талантливы. Помнить всегда: не убить в каждом ученике Моцарта, Пушкина). Учитель должен не только индивидуализировать свое воздействие, но и помочь раскрыться самой индивидуальности во всей полноте созревших и еще дремлющих сил. “Не индивидуализация воспитания, а воспитание индивидуальности” - Зельковский В.В. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а её результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной работе способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества. Поэтому важно еще на начальной ступени обучения выявить одаренных детей, развить их способности. Данная проблема вызвала большой интерес и отклик среди педагогов города и района.

Приложение.