Новое время диктует свои условия современной школе, предъявляет свои требования к структуре личности ученика. Сегодня учителя и родители хотят видеть своих детей предприимчивыми, социально адаптированными, интеллектуально-развитыми, материально независимыми, то есть современная школа должна не только давать знания и воспитывать, она должна учить жизни. Для того, чтобы получить какие-либо результаты в данном направлении, необходимо внедрить в деятельность учителя новые педагогические технологии. В педагогике обозначились новые тенденции, такие как активизация знаний учащихся, интенсификация обучения, дифференциация в обучении и воспитании личности. Все эти системы педагогических приемов и методов помогают решать важную задачу: развитие исследовательских качеств учащихся. Современный учитель, передавая свои знания и опыт ученикам, не ориентируется на репродуктивное восприятие материала, а организует учебный процесс и внеурочную деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи, чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли.
Одним из самых эффективных методов является проектирование. Начало такой исследовательской и проектной деятельности организовано учителями начальных классов МОУ СОШ №1, работающих по образовательным программам “Школа 2000”-“Школа 2100”. Все учебники и учебные пособия этой программы составлены в соответствии с проектными технологиями. На уроках учителя стараются создать условия для того, чтобы дети самостоятельно открывали для себя новые знания, учились выполнять задания в группах. Работа по этим учебникам максимально развивает в детях качества, необходимые для исследовательской деятельности. За время работы у педагогов нашей школы сложилась своя педагогическая философия, в основе которой – высокообразованная творческая личность, способная самосовершенствоваться и самоутверждаться. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учитель, как на уроке, так и во внеурочное время. Этому способствуют разные формы и методы работы в урочное и внеурочное время. Система внеклассной работы представляет собой логическое продолжение формирования личности, обладающей толерантностью, широтой мировоззрения. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты. Передавая свои знания и опыт ученикам, учителя нашей школы не ориентируются на репродуктивное восприятие материала, а организуют учебный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок, осмыслив полученную информацию, смог найти творческий, индивидуальный путь решения проблемы, задачи. Чтобы у каждого ребенка появилось желание познать глубже изучаемый предмет, найти продолжение прерванной мысли. При организации данной работы учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов, или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Проектная деятельность позволяет педагогам нашей школы организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь, умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализ результатов деятельности.
Цель данной работы – научить детей самостоятельно добывать знания, уметь творчески применять их на практике, но самое главное - развивать духовное начало личности в соответствии с народными нормами морали, традициями, прививать любовь к духовному наследию предков.
В своей практике выделяем следующие типы проектов:
- Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, игровая, информационная, прикладная (соответственно проекты исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные);
- Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний), межпредметный проект (отражающий разные области знаний);
- Количество участников проекта: индивидуальные, парные, групповые;
- Продолжительность выполнения проекта: краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный.
Практика показывает, что очень часто под методом проектов понимают самую разнообразную деятельность: создание газеты, альбома, журнала. Однако в основе метода проектов лежит проблема, которую необходимо исследовать. Дидактическая цель проекта всегда познавательная – овладение новым знанием, практическими умениями, т.е. всей совокупности интеллектуальных умений, присущих критическому мышлению. Это овладение умением работать с информацией, применять полученные знания на практике. Поэтому в качестве требований к использованию метода проектов можем назвать следующие:
- Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, наглядность их представления (сообщение, доклад, видеоклип, серия репортажей, план мероприятий и т.д.)
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся при обязательном разделении обязанностей между участниками проекта.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы, сроков выполнения, планируемых результатов).
При организации проектов предусматриваем определенную последовательность действий, которую сформулировали в виде алгоритма:
- Выбрать тему проекта, его тип, количество участников.
- Продумать возможные материалы проблем, которые позволили бы осмыслить новый учебный материал или обобщить ранее изученные, привлекая знания из разных областей. На ее основе придумать яркую жизненную проблемную ситуацию и оформить ее в наглядной форме.
- Распределить задачи по группам, т.е. гипотез для дальнейшего исследования.
- Разработать ряд проблемных вопросов в помощь группам, список возможных источников дополнительной информации.
- Организовать работу в группах: обсуждение способа оформления своей части проекта, способа презентации, определить ответственных за подготовку материалов.
- Организовать промежуточные обсуждения полученных данных, консультации с координатором проекта.
- Провести защиту гипотез, разрабатываемых разными группами, защита происходит в виде дискуссии, во время которой группы представляют полученные результаты, аргументируя свои позицию. Остальные участники задают вопросы, выдвигают контраргументы.
- Определить наиболее рациональный выход из проблемной ситуации, оформить свое решение в виде практического продукта.
- Завершить работу проведением внешней экспертизой, дать оценку проделанной работы, выдвижение новой проблемы, вытекающей из полученных результатов.
Творческая группа учителей разработала следующие критерии оценки проекта:
№ п/п | Критерии оценки | Самооценка | Оценка участни-ков проекта | Оценка коорди-натора | Общий балл |
1 | Значимость, актуальность выдвинутой проблемы. | ||||
2 | Корректность используемых методов исследования и методов при обработке результатов. | ||||
3 | Активность каждого участника проекта в соответствии с поставленной перед ним задачей и индивидуальными возможностями. | ||||
4 | Коллективный характер принимаемых решений. | ||||
5 | Культура общения, продуктивность взаимодействия в процессе работы над проектом. | ||||
6 | Необходимая глубина проникновения в проект, использование межпредметных знаний. | ||||
7 | Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать выводы, заключения. | ||||
8 | Рассмотрение альтернативных вариантов решений. | ||||
9 | Эстетика оформления результатов выполненного проекта, реализация принципа наглядности. | ||||
10 | Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность, аргументированность ответов. |
Учитель должен создать устойчивую атмосферу доверительности, открытости. Метод проектов – это высокие педагогические технологии, использование которых позволяет участникам деятельности овладеть многими умениями: вести дискуссию, осуществлять поиск необходимой информации, обрабатывать ее, анализировать, логично выстраивать полученные данные, сопоставлять с иными точками зрения; делать выводы, обобщать, оценивать объективно свои действия, действия других участников проекта. Главное – они овладевают навыками критического мышления.
В школе с 2005 учебного года работает научное общество учащихся “Поиск”. Учащиеся всех ступеней обучения занимаются исследовательской деятельностью. В 2006-2007 учебном году группа учеников Курбатовой Г.М. приняла участие в школьной научно-практической конференции “Мой след в науке”. На районной конференции Галлямова Диляра была удостоена Почетной грамотой. В 2008-2009 учебном году в школе прошла научно-практическая конференция “Поиск 4”, в которой Волкова Полина заняла 3 место в районе и провела исследование на тему: “Экологическое состояние школы и пришкольного участка”.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в республиканских, районных олимпиадах, занимают призовые места. В 2008-2009 учебном году группа учащихся (учителя Мухаметханова Е.А.,Григина О.Н., Курбатова Г.М.) стала участниками заочного этапа конкурса “Я – исследователь” по работе с одаренными детьми г. Нижнекамск, получила свидетельства. Учащиеся нашей школы являются лауреатами Всероссийского заочного конкурса “Познание и творчество”. Сычева Юлия вошла в сотню одаренных детей России, получила сертификат “Элитный знаток”.
В рамках образовательно-воспитательной работы в нашей школе проводился районный семинар “Проектная деятельность младших школьников”, где ученики Курбатовой Г.М. представили итоги своей работы, проведя презентации и выставки в музыкальном зале: четыре ученика в проекте “Модель машины времени”, два ученика в проекте “Подводный мир”, творческая группа в проекте “Наша школа”. Ученица 1В класса Сорокина Настя (учитель Мухаметханова Е.А.) защитила свой проект-исследование “Мой город” и заняла 1 место в районе среди учащихся 1-2 классов. Ребята с удовольствием выполняют творческие экологические проекты, фантастические, практико-ориентированные, информационные проекты. 12 учеников участвовали в проекте “Познание и творчество” г.Обнинск, 52 ученика в Всероссийском конкурсе “Кенгуру” – один из них победитель Хайруллина Лейля, 44 ученика во Всероссийском конкурсе “Русский медвежонок” - один из них победитель Хайруллина Лейля. 34 учащихся приняли участие в конкурсе “Зирк тиен” (“Мудрая белка”). В нашем образовательном учреждении действуют следующие школьные проекты: “Гражданско-игровой проект”, “Историко-культурные традиции русского и татарского народа”, “Кто хочет стать миллионером”, “Семейный спортзал”. Защищая свои проекты, учащиеся приобретают очень важный и нужный опыт публичных выступлений. Обучая своих учеников, учимся у них, радуемся их каждой удаче (пусть даже маленькой) и не скрываем этого. Дети чувствуют себя комфортно, создается состояние уверенности в успехе задуманного проекта, в том, что работа будет оценена по достоинству.
Самое сложное для учителя – суметь раскрыть творческие способности своих учеников (не следует забывать: дети все талантливы. Помнить всегда: не убить в каждом ученике Моцарта, Пушкина). Учитель должен не только индивидуализировать свое воздействие, но и помочь раскрыться самой индивидуальности во всей полноте созревших и еще дремлющих сил. “Не индивидуализация воспитания, а воспитание индивидуальности” - Зельковский В.В. В настоящее время проектная деятельность учащихся рассматривается как один из наиболее эффективных инструментов повышения качества общего образования, одно из главных средств формирования компетенции, а её результативность – как ведущий критерий современного качества образования. Раннее приобщение школьников к исследовательской и проектной работе способствует формированию интеллектуального будущего нашего общества. Поэтому важно еще на начальной ступени обучения выявить одаренных детей, развить их способности. Данная проблема вызвала большой интерес и отклик среди педагогов города и района.