Программа детской экологической организации "Подснежник"

Разделы: Внеклассная работа


Цель программы:

  • Развитие познавательной и творческой активности младших школьников;
  • Формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.

Задачи:

Организационные:

  • Создать условия для единства обучения, воспитания и развития школьников на основе экологического содержания;
  • Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по экологическому воспитанию;
  • Создать ученическое научное экологическое объединение, ответственное за проведение исследовательской работы, выступление на конференциях, участие в конкурсах;
  • Наладить сотрудничество с местным комитетом “Охраны природы”;
  • Организовать работу с родителями на основе идеи сотрудничества семьи, школы, социального и природного окружения.

Обучающие:

  • Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, выработка ценностных установок по отношению к природным явлениям и процессам, к человеку и здоровью людей;
  • Освоение нравственных запретов и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  • Приобретение начального опыта защиты окружающей среды.

Воспитательные:

  • Сформировать систему кружков экологической направленности с привлечением педагогов дополнительного образования Ленской станции юннатов;
  • Проводить систематическую исследовательскую работу на пришкольном участке, в окрестностях п. Разведчик;
  • Организовать в школе экологическую практику: экскурсии, походы, работа на пришкольной территории и в лесопарке;
  • Проводить месячник экологии – в апреле каждого учебного года, конференцию по итогам экологического года в ноябре;
  • Оформление стендов по экологии.

Механизм реализации программы.

Реализация программы в соответствии с целью и задачами осуществляется по следующим направлениям:

Образовательное:

Обучение по всем предметам учебного плана в соответствии с интегрированными программами с введением дополнительных курсов:

  • “Знакомство с природой” для начальных классов.

Воспитательное:

  • Внеклассная программа по программе “Экология”;
  • Формирование и работа кружков: “Юные натуралисты” и “Юный цветовод”;
  • Работа на пришкольном участке;
  • Озеленение кабинетов;
  • Работа с родителями.

Культурно-массовое:

  • Проведение массовых мероприятий, пропагандирующих экологически правильный образ жизни;
  • Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, театрализованных представлений;
  • Выставки книг в школьной библиотеке на экологическую тематику;
  • Экологические праздники, встречи с представителями комитета по охране природы.

Научно-исследовательское:

  • Опытническая работа с комнатными растениями;
  • Исследовательская работа по специально разработанным методикам совместно со станцией юннатов;
  • Участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах: “Вода России”, “Подрос”, “Марш парков” и т.д.

Формы и методы ведения занятий.

Теоретические:

  • Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО;
  • Подготовка учащимися рефератов и сообщений по темам экологии.

Практические:

  • Наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);
  • Экскурсии – практикумы на учебную экологическую тропу;
  • Изучение экологического состояния окружающей среды, закрепление и проверка поведенческих экологических умений;
  • Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.
  • Содержание деятельности:

Общение с природой:

  • Наблюдения за живой природой;
  • Наблюдения за комнатными растениями и домашними животными;
  • Выход на экскурсии;
  • Выход на природу в выходные дни (наблюдения, фотографирование, сбор лекарственных трав);

Экологические игры:

  • Праздники на экологические темы: “Витамины на грядке”; “День птиц”; “Золотая осень”; “Царевна Гигиена и её друзья”;
  • Выпуск экологических газет и плакатов;
  • Экологические викторины, конкурсы;
  • Экскурсии практикумы на учебную экологическую тропу;
  • Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.

В системе непрерывного экологического образования начальная школа является важнейшим звеном в формировании экологической культуры рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности ребенка, в его оздоровлении. Вся работа ДЭО “Подснежник” разбита на блоки:

I. Вводный.

Учащиеся должны знать:

  • Что такое экология;
  • Что такое фенология;
  • Кто такой здоровый человек.

Учащиеся должны понимать:

  • Влияние деятельности людей на окружающую среду;
  • Цели и задачи курса.

Учащиеся должны уметь:

  • Знания о фенологических наблюдениях при ведении дневника природы.

II. Эколого-краеведческий.

Учащиеся должны знать:

  • Многообразие растений и животных леса, луга;
  • Типичные растения и животные природной зоны края;
  • Редкие и исчезающие растения края;
  • Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).

Учащиеся должны понимать:

  • Значение лесе, водоёма, луга в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
  • Влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
  • Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
  • Определять состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
  • Приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.

III. Эколого-валеологический.

Учащиеся должны знать:

  • Свой организм – как он устроен;
  • Об основных правилах гигиены;
  • Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;
  • Ядовитые и несъедобные растения своего края.

Учащиеся должны понимать:

  • Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
  • Необходимость в сохранении “чистоты” среды обитания человека для сохранения его здоровья.

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять правила личной гигиены;
  • Выполнять правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях;
  • Выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики, укрепляющей здоровье.

IV. Нормативный.

Учащиеся должны знать:

  • Нормы и правила рекреационного природопользования (поведение в природе);
  • Нормы и правила обращения с дикими животными;
  • Нормы и правила вспомогательного природопользования (сбор лекарственных, плодово-ягодных растений).

Учащиеся должны понимать:

  • Что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
  • Длительность периода “заживления ран “ нанесенный неправильным поведением в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • Утилизировать разные типы бытовых отходов на природе во время походов;
  • Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
  • Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.

V. Экологический практикум.

Учащиеся должны знать:

  • Специальное оборудование для изучения окружающей среды.

Учащиеся должны понимать:

  • Значение изучения окружающей природной среды для её сохранения;
  • Взаимосвязи компонентов природы (т.е. целостность ландшафта); место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости.

Учащиеся должны уметь:

  • Вести наблюдения за природой (фенологические наблюдения) и фиксировать их в календаре природы (в течение года);
  • Выявлять закономерности окружающей среды и их объяснять (сезонность, целостность);
  • Изготавливать простейшее самодельное оборудование для исследовательской работы.

Формы работы.

1 блок. 1 класс. “Я в этом мире”.

  • Классный час “Что такое экология?”;
  • Классный час “Жалобная книга природы”;
  • Классный час “Аптека на грядке”;
  • Классный час “Учись быть здоровым”.

Внеклассные мероприятия:

  • Экскурсия на пришкольный участок;
  • Посвящение в охранники природы;
  • Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  • Посещение станции юннатов;
  • Праздник “Витамины на грядке”;
  • Выставка творческих работ.

2 блок. 2 класс. “Природа – мой дом”.

  • Классный час “Лес – человеку”;
  • Классный час “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – береги!”;
  • Классный час “Лес – наша аптека”;
  • Классный час “Обитатели леса”.

Внеклассные мероприятия:

  • Экскурсия в осенний лес;
  • Конкурс рисунков “Берегите леса!”;
  • Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  • Посещение станции юннатов;
  • Праздник “Золотая осень”;
  • Выставка творческих работ.

3 блок. 3 класс. “Здоровье и я”.

  • Классный час “Уроки Айболита: правила на всю жизнь”;
  • Классный час “Правильное питание – залог здоровья”;
  • Акция “Бой вредным привычкам!”;
  • Классный час “Закаляйся как сталь – секреты долголетия”.

Внеклассные мероприятия:

  • Экскурсия в парк;
  • Конкурс рисунков “Мы за ЗОЖ!”;
  • Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  • Игра-практикум “Помоги себе сам”;
  • Праздник “Царевна-гигиена и её друзья”;
  • Выставка творческих работ.

4 блок. 4 класс. “Берегите природу”.

  • Классный час “Искру туши до пожара”;
  • Классный час “Животные Красной Книги Якутии”;
  • Акция “Сохрани природу!”;
  • Конкурсная программа “Веселая палитра экологии”.

Внеклассные мероприятия:

  • Конкурс мини-сочинений “Я – Вода!”, “Я – Земля”;
  • Экскурсия “Многообразие растений в окрестностях школы”;
  • Участие в “Зеленой олимпиаде”;
  • Работа на пришкольном участке;
  • Праздник “День птиц”;
  • Выставка творческих работ.