Цель программы:
- Развитие познавательной и творческой активности младших школьников;
- Формирование у них ответственного отношения к окружающей среде, понимание целостности природы и взаимосвязи всех её компонентов.
Задачи:
Организационные:
- Создать условия для единства обучения, воспитания и развития школьников на основе экологического содержания;
- Строить внеклассную и внешкольную работу как продолжение, дополнение и углубление работы по экологическому воспитанию;
- Создать ученическое научное экологическое объединение, ответственное за проведение исследовательской работы, выступление на конференциях, участие в конкурсах;
- Наладить сотрудничество с местным комитетом “Охраны природы”;
- Организовать работу с родителями на основе идеи сотрудничества семьи, школы, социального и природного окружения.
Обучающие:
- Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды, выработка ценностных установок по отношению к природным явлениям и процессам, к человеку и здоровью людей;
- Освоение нравственных запретов и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
- Приобретение начального опыта защиты окружающей среды.
Воспитательные:
- Сформировать систему кружков экологической направленности с привлечением педагогов дополнительного образования Ленской станции юннатов;
- Проводить систематическую исследовательскую работу на пришкольном участке, в окрестностях п. Разведчик;
- Организовать в школе экологическую практику: экскурсии, походы, работа на пришкольной территории и в лесопарке;
- Проводить месячник экологии – в апреле каждого учебного года, конференцию по итогам экологического года в ноябре;
- Оформление стендов по экологии.
Механизм реализации программы.
Реализация программы в соответствии с целью и задачами осуществляется по следующим направлениям:
Образовательное:
Обучение по всем предметам учебного плана в соответствии с интегрированными программами с введением дополнительных курсов:
- “Знакомство с природой” для начальных классов.
Воспитательное:
- Внеклассная программа по программе “Экология”;
- Формирование и работа кружков: “Юные натуралисты” и “Юный цветовод”;
- Работа на пришкольном участке;
- Озеленение кабинетов;
- Работа с родителями.
Культурно-массовое:
- Проведение массовых мероприятий, пропагандирующих экологически правильный образ жизни;
- Конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, театрализованных представлений;
- Выставки книг в школьной библиотеке на экологическую тематику;
- Экологические праздники, встречи с представителями комитета по охране природы.
Научно-исследовательское:
- Опытническая работа с комнатными растениями;
- Исследовательская работа по специально разработанным методикам совместно со станцией юннатов;
- Участие в районных, республиканских и всероссийских конкурсах: “Вода России”, “Подрос”, “Марш парков” и т.д.
Формы и методы ведения занятий.
Теоретические:
- Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО;
- Подготовка учащимися рефератов и сообщений по темам экологии.
Практические:
- Наблюдение, игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);
- Экскурсии – практикумы на учебную экологическую тропу;
- Изучение экологического состояния окружающей среды, закрепление и проверка поведенческих экологических умений;
- Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.
- Содержание деятельности:
Общение с природой:
- Наблюдения за живой природой;
- Наблюдения за комнатными растениями и домашними животными;
- Выход на экскурсии;
- Выход на природу в выходные дни (наблюдения, фотографирование, сбор лекарственных трав);
Экологические игры:
- Праздники на экологические темы: “Витамины на грядке”; “День птиц”; “Золотая осень”; “Царевна Гигиена и её друзья”;
- Выпуск экологических газет и плакатов;
- Экологические викторины, конкурсы;
- Экскурсии практикумы на учебную экологическую тропу;
- Детский экологический проект “Изучение мира домашних животных”.
В системе непрерывного экологического образования начальная школа является важнейшим звеном в формировании экологической культуры рекреационной (туристско-краеведческой) деятельности ребенка, в его оздоровлении. Вся работа ДЭО “Подснежник” разбита на блоки:
I. Вводный.
Учащиеся должны знать:
- Что такое экология;
- Что такое фенология;
- Кто такой здоровый человек.
Учащиеся должны понимать:
- Влияние деятельности людей на окружающую среду;
- Цели и задачи курса.
Учащиеся должны уметь:
- Знания о фенологических наблюдениях при ведении дневника природы.
II. Эколого-краеведческий.
Учащиеся должны знать:
- Многообразие растений и животных леса, луга;
- Типичные растения и животные природной зоны края;
- Редкие и исчезающие растения края;
- Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье человека (на примере своей природной зоны).
Учащиеся должны понимать:
- Значение лесе, водоёма, луга в жизни человека, в укреплении его здоровья, в отдыхе и туризме;
- Влияние среды обитания на живые организмы (приспособляемость);
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Учащиеся должны уметь:
- Определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду;
- Определять состояние погоды с помощью растений и местных признаков;
- Приводить примеры и объяснять особенности внешнего строения живых организмов в связи со средой обитания.
III. Эколого-валеологический.
Учащиеся должны знать:
- Свой организм – как он устроен;
- Об основных правилах гигиены;
- Заболевания, характерные для природных условий своей местности и меры их профилактики;
- Ядовитые и несъедобные растения своего края.
Учащиеся должны понимать:
- Влияние условий окружающей среды на здоровье человека;
- Необходимость в сохранении “чистоты” среды обитания человека для сохранения его здоровья.
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять правила личной гигиены;
- Выполнять правила оказания первой медицинской помощи при ранах, кровотечениях и ожогах в полевых условиях;
- Выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики, укрепляющей здоровье.
IV. Нормативный.
Учащиеся должны знать:
- Нормы и правила рекреационного природопользования (поведение в природе);
- Нормы и правила обращения с дикими животными;
- Нормы и правила вспомогательного природопользования (сбор лекарственных, плодово-ягодных растений).
Учащиеся должны понимать:
- Что правильно выбранная норма поведения снизит нагрузку на природу;
- Длительность периода “заживления ран “ нанесенный неправильным поведением в природе.
Учащиеся должны уметь:
- Утилизировать разные типы бытовых отходов на природе во время походов;
- Собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения;
- Объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.
V. Экологический практикум.
Учащиеся должны знать:
- Специальное оборудование для изучения окружающей среды.
Учащиеся должны понимать:
- Значение изучения окружающей природной среды для её сохранения;
- Взаимосвязи компонентов природы (т.е. целостность ландшафта); место туризма в этой системе взаимосвязи и взаимозависимости.
Учащиеся должны уметь:
- Вести наблюдения за природой (фенологические наблюдения) и фиксировать их в календаре природы (в течение года);
- Выявлять закономерности окружающей среды и их объяснять (сезонность, целостность);
- Изготавливать простейшее самодельное оборудование для исследовательской работы.
Формы работы.
1 блок. 1 класс. “Я в этом мире”.
- Классный час “Что такое экология?”;
- Классный час “Жалобная книга природы”;
- Классный час “Аптека на грядке”;
- Классный час “Учись быть здоровым”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия на пришкольный участок;
- Посвящение в охранники природы;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Посещение станции юннатов;
- Праздник “Витамины на грядке”;
- Выставка творческих работ.
2 блок. 2 класс. “Природа – мой дом”.
- Классный час “Лес – человеку”;
- Классный час “Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – береги!”;
- Классный час “Лес – наша аптека”;
- Классный час “Обитатели леса”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия в осенний лес;
- Конкурс рисунков “Берегите леса!”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Посещение станции юннатов;
- Праздник “Золотая осень”;
- Выставка творческих работ.
3 блок. 3 класс. “Здоровье и я”.
- Классный час “Уроки Айболита: правила на всю жизнь”;
- Классный час “Правильное питание – залог здоровья”;
- Акция “Бой вредным привычкам!”;
- Классный час “Закаляйся как сталь – секреты долголетия”.
Внеклассные мероприятия:
- Экскурсия в парк;
- Конкурс рисунков “Мы за ЗОЖ!”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Игра-практикум “Помоги себе сам”;
- Праздник “Царевна-гигиена и её друзья”;
- Выставка творческих работ.
4 блок. 4 класс. “Берегите природу”.
- Классный час “Искру туши до пожара”;
- Классный час “Животные Красной Книги Якутии”;
- Акция “Сохрани природу!”;
- Конкурсная программа “Веселая палитра экологии”.
Внеклассные мероприятия:
- Конкурс мини-сочинений “Я – Вода!”, “Я – Земля”;
- Экскурсия “Многообразие растений в окрестностях школы”;
- Участие в “Зеленой олимпиаде”;
- Работа на пришкольном участке;
- Праздник “День птиц”;
- Выставка творческих работ.