Интегрированный урок (литературное чтение + история) по теме "История зарождения, становления и развития детской литературы XI–XVIII веков"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Способствовать обобщению знаний учащихся о прочитанных произведениях: содержании, авторах, замысла, характерах героев их поступках и мотивах.
  2. Развивать умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, читать стихотворные произведения наизусть, восстанавливать в памяти исторические события данных эпох.
  3. Воспитывать уважительное отношение к книге на примере героев произведения или сопоставлять отношение к книге на историческом примере в определённую эпоху.

Технологии: игровая, информационная.

Методы:

  • интегрированный, опора на знания литературы и истории,
  • частично – поисковый: поиск правильного решения через опору на ранее приобретённые знания.
  • деятельностный – решение проблемы через поиск возможных вариантов.

Формы: групповая работа, сбор информации, составление сообщения, импровизация.

Техническое оснащение: мультимедиа.

Оборудование: “колесо времени”, изображения исторических лиц, событий, печатные тексты.

I этап . Организация (Звучит музыка ) - урок проводится в форме игры “Что? Где? Когда?”

Команда знатоков – учащиеся 4 Б класса, команда зрителей – учащиеся 3 В класса.

( На экране тема урока: “История зарождения, становления и развития детской литературы XI - XVIII веков”)

Тема и цели (сообщение)

Перед нами “колесо времени”, которое отправит нас в различные эпохи и поможет пробудить в памяти знания об исторических лицах и событиях, истории зарождения, становления и развития детской литературы, об отношении к книге человечества в ту или иную эпоху.

Уважаемые знатоки ознакомлены с правилами игры . Звучит гонг – игра началась.

Крутится колесо времени.

Внимание на экран!

II этап.

(Изображение монаха и обращение.)

Внимание на экран, против команды знатоков монах. Прочитайте его обращение

- “Се повести ………, откуду есть пошла русская земля, кто в Киеве нача первее княжить, и откуду русская земля стала есть”

- Внимание вопрос из какого произведения данный отрывок и кто автор? ( 1 минута)

Звучит гонг.

Отвечает 4 Б: “Повесть временных лет”, была создана в XI – XII веке. Автор неизвестен, так как её на протяжении длительного времени писали несколько монахов – летописцев.

Слушаем правильный ответ. Чтение наизусть стихотворения.

Александр Пушкин

Из трагедии “Борис Годунов”

(отрывок)

Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год

Ещё одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда – нибудь монах трудолюбивый
Найдёт мой труд усердный, безымянный,
засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,-
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…
1825

Сообщение (ученики 3 В класса).

 “Повесть временных лет”

Первые рукописные сведения о том ,что читали дети Руси, относится к X веку. Конечно же, религиозные книги: Библию, Ветхий и Новый Завет, Псалтырь, Жития святых.

Использовали для детского чтения и отрывки из летописей. Начальная русская летопись была создана в XI-XII веках. Она называлась “Повесть временных лет”, что значит “минувших” и рассказывала о происхождении русского государства.

Данную повесть составляли несколько летописцев – монахов, которые по тому времени были весьма образованными людьми. Они извлекали исторические сведения из былин, песен, старинных преданий и создали целую энциклопедию жизни Киевской Руси IX – XI столетий.

III этап.

Внимание на экран к знатокам обращается Ярослав Мудрый.

Уважаемые знатоки, я надеюсь, вы знакомы с моим обращением к детям “Похвала книгам”, но с течением времени были утеряны некоторые слова. Восстановите их как можно точнее. (На столе у знатоков текст, который они читают и дописывают).

“Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина ; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания. ………

Звучит гонг.(собраны сообщения)

Внимание слушаем правильный ответ.

( Текст с ответом “Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина ; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу души своей”)

Сообщение (ученики 3 В класса)

В лето 1037 года заложил Ярослав город великий , у того же города Золотые ворота заложил же и церковь Святой Софии ), а затем и церковь Святой Богородицы Благовещенья . И стала при нём вера христианская расширяться, монастыри появляться, монахи черноризцы умножаться. Любил Ярослав книги, читая их часто и ночью, и днём. И собрал писцов многих, и переводили они книг множество с греческого на славянский язык. Ярослав засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимаем книжное. Ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье. “Это ведь реки, напояющие Вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания. Велика есть мудрость. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу души своей.

IV этап.

Внимание на экран.

Перед вами первая древняя рукописная книга для детей – это вольный творческий перевод для детей, известной тогда учебной книги древнеримского учёного.

Что это за книга? Автор. (Ответ учащихся 4 Б класса.)

Внимание правильный ответ.

Сообщение (ученики 3 В класса).

Первой рукописной книгой для детей был написанный в 1491 году учебник латинского языка “Донатус”. Его автор – русский дипломат и переводчик Дмитрий Герасимов (1465 г.р.) Изучая в молодости латинский язык, он решил написать учебник для детей, чтобы облегчить им изучение этого трудного языка. Это вольный творческий перевод известной тогда учебной книги древнеримского учёного Элия Доната

Сообщение о древних рукописных книгах. (ученики 3 В класса).

В течение всего древнего периода нашей литературы книга была рукописной. В 11 – 14 века материалом для письма служил пергамент  (телячья кожа особой выделки, впервые появились в Индии). Бумага привозится к нам из Китая только в конце 14 века, и в 15 – 16 века она окончательно вытесняет пергамент. Писали чернилами и киноварью ( минерал красного цвета). . До середины 19 века для письма использовали гусиные перья . Писали в старину медленно, аккуратно вырисовывая каждую букву. Так как материал стоил дорого, писали экономно: в одну строку, без словораздела и отступов.

Украшались книги художественными картинками – миниатюрами и киноварными

( красными) буквами. Особо выделяли первые буквы и заголовки. Отсюда пришло выражение “ красная строка”

Переплеталась такая рукописная книга в деревянный переплёт, обтянутый тиснёной кожей. Для сохранения рукописи к переплётам прикреплялись кожаные завязки или металлические застёжки. По углам размещались “жуки” - металлические бляхи из бронзы или меди. Иногда переплёт оковывали золотом или серебром, украшали жемчугом, драгоценными камнями, финифтью.

V этап.

К знатокам обращаются авторы первых печатных учебников для детей Иван Фёдоров и Карион Истомин.

Перед вами две страницы .

Одна из них более ранняя XVI в из “Азбуки” Ивана Фёдорова, другая на 100 лет более поздняя XVII век из “Букваря” Кариона Истомина.

Определите назначение страниц и соотнесите с текстом (приклейте к тексту), один из “Азбуки” - Ивана Фёдорова, а другой из “Букваря” - Кариона Истомина.

Гонг.

Карточки с текстом.

1 текст.

“Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя….. Как сот медов сладок есть гортани твоему, також наука мудрости душе твоей…..Поищеши и обрящеши и имети будеши”

2 текст

“Киты суть в морях, кипарис на суше
Юный, отверзай в разум твоя уши”
Что небо держит, кто землю строит
Человек каку благу жизнь усвоит?”

Внимание на экран – правильный ответ. На экране страница из книги и соответствующий текст.

Сообщение (ученики 3 В класса)

1 ученик. Первой печатной книгой была “Азбука”. Её составил русский первопечатник Иван Фёдоров и издал в городе Львове в 1574 году, т. Е. во второй половине 16 века “Возлюбленный, честный, христианский русский народ” - так обращается автор к взрослым и сообщает, что книга создана “ ради скорого младенческого научения”

“Сын мой, приклони ухо твое и послушай словес мудрых и приложи сердце к научению моему, понеже украсит тебя….. Как сот медов сладок есть гортани твоему, також наука мудрости душе твоей…..Поищеши и обрящеши и имети будеши”

2 ученик

В 17 веке два необычайно талантливых поэта писали стихи для детей. Их имена Симеон Полоцкий и Карион Истомин.

Карион Истомин – служил на Московском печатном дворе сначала писцом, чтецом, справщиком, а затем сам встал во главе печатного двора. При жизни Карион Истомин издал три книги: “Лицевой букварь”, “Букварь языка словенска” и “Повесть об Иване Воине”. Он известен своими педагогическими сочинениями, поэмами, поэтическими размышлениями о жизни.

“Киты суть в морях, кипарис на суше
Юный, отверзай в разум твоя уши”
Что небо держит, кто землю строит
Человек каку благу жизнь усвоит?”

Блиц – турнир

Внимание на экран

Со знатоками играет Императрица Екатерина II.

Мало кто знает, русская императрица Екатерина II писала книги для детей, самые разные: сказки, азбука и рассказы. Они были напечатаны в 1781 -1783 годах.

Вы готовы ответить, сколько было написано книг Екатериной II для детей?. (8)

VII этап.

Внимание на экран

С.Т. Аксаков закончил свою знаменитую книгу “Детские годы Багрова – внука”

Как внимательно вы прочитали её, покажет ответы на вопросы по произведению

Имя героя повести? – (Серёжа Багров)

  1. Приложение к книге? – ( Сказка “Аленький цветочек”)
  2. Название единственной книжки главного героя? – (“Зеркало добродетели”)
  3. Первый русский журнал, подаренный главному герою? – (Н. Новиков “Детское чтение для сердца и разума”)
  4. Кому посвящена эта книга? – (Внучке писателя)

Внимание на экран правильный вариант ответов.

VIII этап.

Вывод. Вот и завершилось наше путешествие по времени XI – XVIII век – зарождение, становления детской литературы. Вы должны понимать, что современной литературы не было бы, без тех произведений, о которых вы узнали по ходу путешествия. Прогрессивные, талантливые люди того времени понимали всю важность книг для сердца и разума детей.