Программа элективного курса "Технология исследования"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Программа курса “Технология исследования” предназначена для изучения в профильном социально-гуманитарном классе.

В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Методы научного познания становятся в современной школе неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса. Однако умения применять их на практике формируются у учащихся, в основном, методом “проб и ошибок”. Этот путь не обеспечивает того уровня знаний о методах научного познания, который необходим для успешного выполнения творческих заданий и приводит к непомерным затратам времени на исследовательскую деятельность при низкой ее эффективности. Поэтому формирование у учащихся знаний об основных методах научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности, является актуальной задачей, имеющей существенное практическое значение.

Новизна программы определяется тем, что процесс обучения рассматривается, как совместная деятельность учителя и ученика и направлен на выявление творческих и исследовательских способностей учащихся.

Реализация программы предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории, обществознания, социологии, политологии, экономики, географии позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе, расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что активизирует стремление учащихся самостоятельно добывать знания и использовать их для решения проблем.

Программа предусматривает использование индивидуальной, парной, групповой форм учебной работы, проведение сюжетных, ролевых игр, работу с документами.

В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: лекция, беседа, практикум, семинар, дискуссия, конференция, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

Формы контроля: тест, мини-конференция, доклад, творческий отчет.

Формы подведения итогов: выставка исследовательских работ, защита исследовательской работы на конференциях.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • психологический подход (создать благоприятный психологический климат в ходе занятия, который будет способствовать выработке у учащихся положительной установки на обучение);
  • личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту учащихся, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);
  • сотрудничества учителя и учащихся;
  • свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации.

Программа соответствует возрастным особенностям учащихся и рассчитана на 68 часов учебного времени.

Средства, необходимые для реализации программы: мультимедийный проектор, энциклопедии, хрестоматии, справочная, учебная литература, ресурсы Интернет-сети.

Цель курса:

Изучение курса направлено на достижение следующих целей: раскрытие и развитие творческих способностей детей к научной деятельности, формирование необходимых навыков для исследовательской работы, умения претворять в жизнь авторскую идею.

Задачи курса:

Обучающие:

1. Создать у учащихся целостное представление о научном исследовании как единой системы во взаимосвязи ее элементов, о методах проведения исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитание творческой, коммуникативной личности с исследовательским типом мышления;
  2. Воспитание интереса к общественной жизни, гуманистического восприятия мира.

Развивающие:

  1. Развитие умений самостоятельно работать с источниками и литературой, научной информацией, в библиотеке, архиве, Интернете;
  2. Развитие опыта самореализации, а также коллективного взаимодействия в ходе научно-исследовательской работы;
  3. Формировать интересы, склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умения и навыки проведения исследований.

Прослушав данный курс, учащиеся должны знать:

  • особенности научно-исследовательской деятельности;
  • сущность основных методов научного познания, необходимых для реализации учебно-исследовательской деятельности;
  • методы определения достоверности полученных результатов и правила их представления;
  • структуру исследовательской работы;
  • требования к оформлению работы и публичным выступлениям.

Для реализации учебно-исследовательской деятельности, школьники также должны уметь:

  • обосновывать актуальность выбранной темы исследования;
  • определять объект, предмет, цель и задачи исследования;
  • выдвигать и обосновывать гипотезы;
  • определить алгоритм действий по организации собственной работы;
  • осуществлять подбор информации из различных источников по выбранной теме исследования;
  • применять новые информационные технологии при построении теоретических моделей и оформлении результатов исследования;
  • обрабатывать, систематизировать, анализировать полученные результаты, определять их достоверность;
  • организовывать исследовательскую деятельность во взаимодействии (в паре, в малой группе);
  • оформлять результаты работы;
  • подготавливать публичное выступление;
  • вести устный диалог на заданную тему, участвовать в дискуссии.

Содержание курса

Введение

Мотивация деятельности учащихся. Ознакомление учащихся с целями и задачами курса, специфика занятий, общие требования.

Виды исследовательских работ.

Особенности исследовательской работы по истории. Индивидуальный характер исторического процесса. Соединение общего, особенного и единичного в историческом процессе. Дискуссии в историографии о главной цели исторического исследования.

Факт в историческом исследовании. Отражение факта в исторических источниках. Причины, от которых зависит степень полноты и достоверности факта.

Попытки вычленения особых “исторических законов” в качестве главного предмета исторического исследования и их итоги. Значение законов как инструментов познания в историческом исследовании. Закон причинности в истории. Вычленение в историческом процессе причинно-следственных рядов, их описание, сравнение и объяснение – важнейшая задача историка. Недостаточность научного объяснения для познания исторической индивидуальности.

Раздел I. Структура исторического исследования.

Введение. Основная характеристика содержания. Рекомендуемый объем.

Основная часть. Основная характеристика содержания. Правила написания.

Заключение. Основная характеристика содержания. Приложения к работе.

Тема I. Работа над введением.

Постановка проблемы. Проблема – как состояние знания о незнании определенных сторон явления или процесса. Ошибки в выборе проблемы исследования.

Обоснование актуальности темы. Значимость темы для развития мыслительной и практической деятельности человека. Трудности определения актуальности темы.

Объект исследования. Особенности выбора объекта исследования.

Предмет исследования. Особенности предмета исследования.

Цель исследования. Особенности определения целей исследования.

Задачи исследования. Правила выбора задач исследования.

Правила выдвижения гипотезы. Ее необходимость в научном исследовании. Связь гипотезы и методов исследования.

Новизна исследования. Трудности определения новизны в исследовании.

План исследовательской работы. Правила оформления плана исследования. Защита составленного плана.

Тема II. Этап сбора материалов.

Структурирование основных понятий, определяющих предмет исследования. Объяснение содержания и структуры исходных понятий. Составление теоретической модели предмета исследования.

Конспектирование, составление простого (сложного) плана, составление тезисов. Правила составления цитат. Рецензирование. Составление справки, формально-логической модели, сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Особенности справочно-библиографических изданий. Правила работы со справочно-библиографическими изданиями.

Особенности информации из средства массовой информации. Правила работы с материалом, полученным из газет и журналов.

Правила работы в библиотеке. Поиск литературы при помощи обычных и электронных каталогов.

Правила работы в архиве. Особенности архивной информации.

Виды документов. Особенности работы с документами.

Возможности Интернет для поиска информации. Ключевые слова как средство поиска информации в Интернете. Поиск информации по теме исследования. Универсальные поисковые системы и каталоги Интернет-ресурсов.

Литературный обзор. Цель составления литературного обзора. Правила подготовки литературного обзора. Направления исследований. Критическая оценка прочитанного.

Тема III. Методы исследования.

Общенаучные и специальные методы исторического исследования. Ценность общенаучных методов исследования. Логические и исторические методы. Важность логических методов для раскрытия движения объекта во времени. Использование индуктивно-аналитического метода при восхождении от конкретного к абстрактному. Индукция и дедукция. Анализ и синтез. Описание и измерение. Статистические и динамические методы исследования. Роль и место общенаучных методов в изучении исторической реальности.

Социально-психологический подход в исторической науке. Необходимость исследования психологических мотиваций исторического процесса. Попытки создания психологической концепции личности в истории: историческая психология. Основные направления психоисторических исследований: исследование массовых процессов, психобиографии, история детства. Социально-психологический метод. Источники психоисторических исследований.

Основные методы социологии при сборе первичных данных. Прямые и непрямые методы. Вторичный анализ информации.

Опрос – как метод сбора первичной вербальной информации. Сущность социологического опроса. Разновидности опроса. Отличительные черты социологического опроса.

Виды интервью. Правила проведения интервью. Особенности информации, полученной при помощи интервью. Эффект интервьюера.

Виды и методы анкетирования. Структура анкеты. Виды вопросов. Паспортичка анкеты. Логический контроль анкеты.

Виды наблюдений. Специфика наблюдения как метода сбора первичной информации. Правила проведения наблюдений и их роль в исследовании.

Виды и формы эксперимента. Правила проведения экспериментов и их роль в исследовании.

Суть контент-анализа. Правила и этапы проведения контент-анализа.

Тема IV. Заключение.

Результаты работы. Правила оформления результатов работы. Совпадение результатов и целей исследования.

Выводы исследования. Правила оформления выводов исследования.

Тема V. Оформление исследовательской работы.

Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Правила оформления библиографических ссылок.

Стиль изложения материала. Виды стилей.

Раздел II. Защита исследований.

Тема I. Устное выступление.

“Золотые правила” ораторского искусства. Речевое построение, компетентность, последовательность.

Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Психологический аспект готовности к выступлению. Правила подготовки к выступлению. Подготовка к ответам на вопросы и замечаниям.

Тема II. Средства представления исследования.

Цель представления исследования. Способы представления исследований: иллюстрации, схемы, графики, макеты, презентации.

Правила оформления презентации.

Тема III. Тезисы.

Структура тезисов. Особенности содержания тезисов.

Цель, правила написания тезисов.

Повторение и обобщение по теме: Технология исследования.

Значение исследовательской деятельности в современной жизни. Научная актуальность. Познавательное значение опыта современности для углубленного понимания прошлого и настоящего.

Сложности в проведении исследовательской деятельности. Современность – системообразующий элемент в развитии науки. Сложности в изучении современной общества. Проблемы, с которыми столкнулись учащиеся при проведении исследовательской работы.

Деловая игра “Научно-практическая конференция”. Участие в научно-практической конференции школьников. Анализ выступления учащихся. Рефлексия.

Учебный план

Тема

Кол-во час.

Теорет.

Практ.

1

Введение

1

 

2

Раздел I. Структура исторического исследования.

33

19

3

Раздел II. Представление результатов научно-исследовательской работы.

7

5

4

Повторение и обобщение по теме: Технология исследования.

1

2

 

Итого:

42

26

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во час.

Теорет.

Практ.

Введение.

1

1

Цели, задачи и содержание программы обучения.

1

Раздел I. Структура исторического исследования.

33

19

2

Введение.

1

 

3

Основная часть.

1

 

4

Заключение.

1

 
 

Тема I. Работа над введением.

8

7

5

Формулировка проблемы исследования.

1

1

6

Актуальность темы.

1

1

7

Определение объекта исследования.

1

1

8

Предмет исследования.

1

1

9

Цель исследования.

1

1

10

Задачи исследования.

1

1

11

Гипотеза исследования.

1

1

12

Новизна исследования.

1

 

Тема II. Сбор материала.

9

5

13

Анализ основных понятий.

1

 

14

Приемы самостоятельной работы с печатными источниками.

1

1

15

Справочно-библиографические издания.

1

16

Средства массовой информации.

1

17

Правила работы в библиотеке.

1

1

18

Правила работы в архиве.

1

 

19

Работа с документами.

1

1

20

Интернет-источники.

1

1

21

Составление литературного обзора темы исследования.

1

1

Тема III. Методы исследования.

9

3

22

Виды методов исследования.

1

 

29

Специально-исторические методы.

1

 

30

Социально-психологический подход в исторической науке.

1

 

31

Основные методы социологии.

1

 

32

Социологический опрос.

1

1

33

Интервью.

1

1

34

Анкетирование.

1

1

35

Наблюдения.

1

 

36

Эксперимент.

1

 

Тема IV. Заключение.

1

2

37

Результаты работы.

1

1

38

Выводы исследования.

 

1

 

Тема V. Оформление исследовательской работы.

3

2

39

Структура содержания исследовательской работы.

1

 

40

Требования к оформлению работы.

1

1

41

Стиль изложения материала.

1

1

 

Раздел II. Представление результатов научно-исследовательской работы.

7

5

 

Тема I. Устное выступление.

3

2

42

Правила ораторского искусства.

1

1

43

Культура выступления и ведения дискуссии.

1

1

44

Психологический аспект готовности к выступлению.

1

 
 

Тема II. Средства представления исследования.

2

2

45

Способы представления исследований.

1

1

46

Правила оформления презентаций.

1

1

 

Тема III. Тезисы.

2

1

47

Структура тезисов.

1

 

48

Оформление тезисов.

1

1

 

Повторение и обобщение по теме: Технология исследования.

1

2

49

Значение исследований в современной жизни.

1

 

50

Сложности в проведении исследовательской деятельности.

 

1

51

Деловая игра “Научно-практическая конференция”.

 

1

Список литературы:

  1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1
  2. Алексеева Л.Н., Копылов Г.Г., Марача В.Г. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
  3. Арцев М.Н.   Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся. // Завуч для администрации школ. 2005. № 6
  4. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 3
  5. Блинова Т.В. “Школа исследователей” как форма подготовки старшеклассников к научно-исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 1
  6. Голанцева Т.П. Организация мини-экспедиций. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 1
  7. Горюнова Т.А.   Исследование – путь к творческой личности школьника. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
  8. Калачихина О.Д. Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2004. № 2
  9. Кожевникова О.Л., Сластникова М.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в лицее.// Исследовательская работа школьников. 2003. № 3
  10. Кравченко А.И. Социология. М.: ПБОЮЛ ГРИГОРЯН А.Ф., 2003
  11. Левина О.Г. Семинар “Организация научно-исследовательской деятельности школьников” // Учебный год. 2007. № 1
  12. Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности. Ярославль, Провинциальный колледж, 2003
  13. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 4
  14. Лощакова О.В. Из опыта работы Российской научной конференции школьников “открытие”: как подготовиться к участию в конференции?// Учебный год. 2007. № 1
  15. Марасанова В.М. Типичные недочеты научных работ школьников по отечественной истории и способы их преодоления. // Учебный год. 2007. № 1
  16. Обухов А.С. Исследовательская позиция личности. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
  17. Пентин А.Ю.  Учебные исследования и проекты – понятия близкие, но не тождественные. // Директор школы. 2006. № 2
  18. Пискунова М.В. Психологические сопровождение исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
  19. Подьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
  20. Положение об исследовательской работе учащихся. // Вестник ДАНЮИ. 2008. № 1
  21. Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
  22. Спиридонова Е.В., Сухов Н.С., Фролов И.В. Археологический эксперимент в научно-исследовательской деятельности школьников. // Учебный год. 2007. № 1
  23. Страхова Н.В. Некоторые проблемы работы в рамках семинара “История” программы “Открытие” // Учебный год. 2007. № 1
  24. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., Владос, 2004
  25. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ. // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4
  26. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 4
  27. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
  28. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1
  29. Худин А.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении. // Завуч для администрации школ.2006. № 6
  30. Черемных Г.В. Художественное оформление результатов исследовательской работы. // Исследовательская работа школьников. 2005. № 4
  31. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе. // Завуч для администрации школ. 2005. № 5