Цели:
- продолжить разговор о мордовской народной песне, познакомить с жанровыми особенностями мордовской исторической народной песни, её сюжетами, героями; рассмотреть и увидеть вновь известные факты истории через призму народной песни, народной мудрости.
- развивать творческое познание в освоении песенной культуры мордовского края; развивать творческое воображение, формировать умение слушать народную песню.
- воспитывать уважение к культурному наследию Мордовии, чувство национального самосознания.
Форма занятия: урок-исследование с элементами межпредметных связей (музыка, история, литература)
Методы обучения: беседа, ведение целенаправленных наблюдений, творческая работа (инсценирование, декламационное чтение, задание творческого характера), дискуссия, демонстрационный показ слайдов презентации по теме урока.
Оборудование: презентация по теме урока, аудио-оборудование, мордовские национальные костюмы; кабинет проведения занятия оформлен элементами мордовской народной избы; выставка книг, посвященных исследованию мордовской народной песни, нотные партитуры мордовских народных песен.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
Учащиеся садятся полукругом. Это позволяет настроиться на творческую работу, восприятие музыкального материала становится более непринужденным.
2. Введение.
слайды 1-2 (вводные)
Звучат сигнальные звуки сюро (мокшанский и эрзянский музыкальный инструмент, труба из бычьего или коровьего рога. Сюро использовался в качестве сигнального инструмента, способного, якобы, отгонять злых духов).
Звучит музыкальная тема мордовской народной песни "Вирь чиресэ"
На фоне музыки звучит рассказ:
- Жила-была девушка в эрзянском селе. Добрая, красивая. Матери с отцом помогала и по дому, и в поле. Всегда радовалась солнцу утреннему, траве зелёной, пению птиц. И сама всегда напевала что-нибудь весёлое.
Но вот случилась беда: пришли на землю эрзянскую враги лютые - ногайцы. И взяли девушку в плен. Тяжело ей там жилось. Так тяжело, что умолк её весёлый напев. Зато всё чаще приходили ей в голову мелодия печальная, слова горькие. В них и выливала она свою тоску по дому родному, по родителям.
Но вскоре девушке удалось сбежать, и, вернувшись домой, она стала рассказывать, как жилось ей и другим пленникам в неволе ногайской, но получился у неё не рассказ, а песня:
Послушали её односельчане, захотели другим пересказать. А как песню перескажешь? Каждый ведь по-своему запомнил. И пел потом по-своему. А иногда несколько человек одновременно начинали петь. Каждый пел своё, но и к другим прислушивался. Вроде бы несколько мелодий получалось, а все в одну слились.
Как девушку звали, что песню придумала, сколько людей к той песне по слову, по звуку добавили- никто не знает. Много лет прошло с тех пор, много раз песню пели, много раз она изменялась. Так до нас дошла песня, сочиненная мордовским народом Назвали её "Вирь чиресэ" - "На опушке леса"
Звучит мордовская народная песня "Вирь чиресэ".
На фоне песни тихо звучит перевод:
Ой, без ветра деревья заскрипели,
На дубах листья задрожали,
Без росы травы наклонились,
Без дождя облака потемнели.
Налево посмотрел зрзянский парень-ногайцы идут:
3. Звучит песня "Вирь чиресэ" (компакт-диск. Исп. Мордовский государственный ансамбль "Умарина")
-Назовите характерные признаки народной песни.
(сюжетность, многоголосие, а-капелльное исполнение, большое количество куплетов, протяжность повторение музыкальной темы)
4. Народная песня - не немой свидетель седой старины, не просто замечательная иллюстрация страниц истории. Она своеобразный трибун, возвращающий нас к истокам, рассказывающий о героическом прошлом, традициях, великих героях, замечательных людях. Это воплощенная жизненная сила, вера народа, оптимизм, уверенность в победе над всеми враждебными силами.
Мордовский народ, как и многие малые народы, не имел своей письменности до 20-х годов ?? века, поэтому мордовская песня- яркая летопись, запечатлевшая важнейшие этапы истории мордовского края.
5.- Попытайтесь сформулировать тему нашего разговора. (мордовская народная историческая песня)
- Давайте назовём исторические события, определившие судьбу мордовского народа.
(- принятие христианства, - монголо-татарское нашествие, - эпоха Ивана Грозного, слияние судеб мордовского и русского народов, - восстание Степана Разина, Емельяна Пугачёва, - события 1917 года, - Великая Отечественная война).
6. Картина первая.
Задание: определить тематику исторической песни
слайд 3 "Свияжская присяга"
Тема: взятие Казани Иваном Грозным, присоединение мордвы к России
- Какую роль сыграл московский царь Иван Грозный в становлении мордовского края?
Образ царя Ивана Грозного импонировал мордве. Он не просто покоритель Казани, во взятии которой активно участвовал мордовский народ, он государственный руководитель, достойный подражания, он народный защитник от власти местного мурзы. Московский царь не гнушается обращаться за советом к солдатам, пушкарям, мастеровым людям: существует предание, в котором между прочим сообщается, что мысль взорвать казанские стены подсказана нижегородским мордвином Марезем (отсюда происхождение названий таких сел, как Большое Маресево, Ремезёнки Чамзинского района). Ну чем не народный герой! Именно таким изображался царь в мордовских песнях.
7. На фоне инструментальной вариации на тему мордовских народных песен читается перевод мордовской исторической песни "Саманька" (впервые записанной в 1850 году).
Примечание: текст читается с обязательным присутствием женского голоса в роли Саманьки (девушка одета в национальный костюм):
В деревне Торшове
Мужик жил богатый,
Деньги сгребал он лопатой;
Званье ему Вачайка.
Дочь его Сашенька-Саманька
Сама собой маленька,
Личиком беленька,
Волосом русенька.
Сидела однажды Сашенька
С подружками в теплой бане-
Коя хвалилась одеждой,
Коя хвалилась работой:
"Ох, вы мои красные девушки,
Милые подружки, Нашли чем хвалиться
Да чем величаться!
Я б, красная девушка,
Казань-город взяла,
В три часа бы к рукам прибрала.
Какой там есть царь,
Какой государь-
Семь лет уж берет,
Да никак не возьмет;
Я, красная девушка,
Девичьим своим умом
Взяла бы Казань-город в три часа.
Не хитростью и не мудростью-
Девичьим своим умом бы!"
Тут драгуны государевы подслушивают,
Государю великому доносят.
Через трое суток государь за Саманькой присылает,
Чрез драгунов своих на шестнадцати тройках
К себе вызывает;
Подъезжает к Вачайкину двору
Высокая повозка,
Останавливаются у ворот его
Зеленые коляски.
А Саманька у красного окошка
Вышивает узоры-калканы.
Вот глядит и сама кричит:
-Ох, тятяй, батюшка!
Что это за солдаты,
Спроси-ка ты, батюшка,
Зачем они подъехали,
У наших ворот встали?
-Не солдаты мы-драгуны государевы.
Увезем твою дочку
К государю великому:
Она тут хвалилась,
Над государем смеялась:
Сашеньку привозят
К великому государю,
Пред очи его подводят.
- Ох ты, красная девушка,
Зачем надо мной смеялася,
Чем ты хвалилась?
Прочь от меня поди,
Чем хвалилась, то сотвори.
-Батюшка, великий государь,
Дай мне пятьдесят человек с человеком,
Дай с порохом мне пятьдесят бочонков с бочонком:
Под казанскую стену подкоп накатала
Она пятьдесят бочонков с бочонком.
Воткнула она у каждого бочонка
В порох свечу восковую.
Сама взяла свечу
Дала государю другую:
-Батюшка, великий государь!
Поди на восток, помолим бога,
Земной мы поклон положим:
Наружные свечи сгорели,
А Казань взять ещё не сумели:
-Великий мой царь-государь,
На воле свечи горят скорей,
Чем тают они под землей:
Вот свечки сгорели в каждом бочонке-
Взяло ту Казань рвать,
Взяло тут стену метать.
Государь тогда говорит:
-Ох ты, красная девка,
Стоит тебя мне помиловать.
Чем же тебя мне пожаловать?
-Прошу тебя, царь-государь,
Помилуй меня, но не жалуй;
Повели лишь твой лик отчеканить,
Дозволь нам на лбу носить.
К отцу, матери меня отпусти,
На родину вели отвезти:
Отвезли Саманьку домой
На высоких повозках,
В зеленых колясках.
"Желая избавиться от татарского ига, -говорится в очерках о мордве, -мордва добровольно отдает все, что требуется для войска: хлеб, мед, мясо, строит мосты и переправы:Из мордвы были составлены отдельные отряды-дружины, которые героически сражались под Казанью против татарского хана:" До сих пор живы предания, в которых рассказывается о подношении московскому царю чашек с землей и песком, что означало добровольное покорение мордвы. В других преданиях и песнях Иван Грозный чаще всего не называется русским царем: он царь и для мордвы, и мордовский народ относится к нему как к своему, а не как к чужеземному повелителю.
Мордовские песни о Грозном малочисленны, в основном они были записаны у мордвы-эрьзи либо в русском пересказе, либо от обруселой мордвы на русском языке, поэтому они являются в какой-то степени и русскими.
8. Картина вторая.
Задание: определить тематику исторической песни по её фрагменту:
Ваткак пылайтня, Сырява Отдели свой пулай, Сырява,
Ваткак пылайтня, Отбрось свой пулай,
Карксли крезня! Опояшься (надень) крестик!
(примечание: песня записана в начале 20-го века)
Тема: крещение мордовского народа.
Старая вера была сильна в сознании мордвы. Языческие верования характеризовались поклонением божествам, которые до сих пор популярны и почитаемы мордовскими старожилами.
-Назовите древние мордовские божества.
(Вирява-богиня леса; Ведява-богиня воды; Нишкепаз-верховное божество, Анге-Патяй-богиня любви, деторождения и др.)
слайд 4 "Древние мордовские божества"
-Чтобы задобрить богов, в из честь проводили праздники (озксы) с чтением молитв и жертвоприношением. Наиболее ценной жертвой считался сам человек. Обычно это происходило по решению общинного схода при строительстве городов.
слайд 5-6 "Моление о лошадях", "Жертвоприношение"
Игровая ситуация
7.- Что чувствует мордовская девушка в то время, когда сильна языческая вера, когда её красота, молодость, сила могут стать причиной обряда жертвоприношения?
Выбирают девушку-"героиню" обряда, во время исполнения свадебного плача её одевают в национальный свадебный костюм, заплетают волосы, прячут под головной убор. "Подружки" невесты это делают неспеша, с сдержанным чувством.
слайд 7 "Мордовская свадьба"
"Звучит свадебный плач "Чокшнень зорянь урьнемат"
(в исполнении низовского народного фольклорного ансамбля "Цёковне" (Ардатовский район))
Примечание: песня записана в 1965 г (расшифровка Г.И.Сураева-Королёва)
На фоне песни в момент "исполнения" обряда читается литературный перевод мордовской исторической песни "Основание города" (перевод В.Щепотева), заранее подготовленный учениками:
На чем город встал, на чем выстроен,
На чем высится, на чем поднят он?
Пролегло под ним семь путей-дорог,
Он на росстани, раздорожии,
Бьют под городом семь ручьёв-ключей.
-Что дадим богам в жертву, зодчие,
Что под городом захороним мы?
Принесли богам под бел камушек
Жертву щедрую - рыбку волжскую:
Пусть, как рыбка, мол, город плавает,
Пусть, мол, будет он вороватей рыб.
Вот возводят кремль - стены падают,
Подымают дом - стены рушатся.
-Что дадим богам в жертву, зодчие,
Что под городом захороним мы?
Принесли богам в дар бурёнушку,
На буренушке строить начали:
Пусть грузней коров будет город наш,
И всегда ленив, что бурёнушка.
Вот возводят кремль - стены падают,
Подымают дом - стены рушатся:
-Что дадим богам в жертву, зодчие,
Что под городом захороним мы?
Отвечал тогда зодчим город сам,
Молвил словом он человеческим:
-Стройте вы меня, стройте город свой,
Только в дар богам дайте девушку.
-Кто у нас богат, славен дочками,
У кого в дому много девушек?
-Ой, богат Семай, славен дочками,
У него в дому много девушек.
Как на площади собирался сход,
И пришёл на сход Семай- батюшка.
А Семая сход угощал вином,
Чтоб лишился он ума-разума:
Обещал Семай дочку в дар богам,
Отдал Марюшу под бел камушек:
Натопила мать баню жаркую,
Чан наполнила водой теплою,
Дочку вымыла, как горошинку.
Стала девушка будто ягодка:
Мать взяла молока из груди своей,
И сварила на нем кашу доченьке,
Из того молока сбила маслица,
Кашу маслицем тем заправила,
Накормила дочь кашей сладкою,
Постелила ей кошму белую,
И подушечки дала мягкие,
И на ту постель уложила спать:
Слышат, вновь пришли старейшины.
Поднимает мать дочь с постелюшки
-Поднимайся, Марюша, дочка милая,
Посулю и я, моя кровная,
В дар богам тебя, под бел камушек,
Под нов город наш, дочка славная,
Пусть красою он будет весь в тебя,
Пусть вовек, как ты, будет молод он!
Взяли Марюшу, взяли за руки,
Впору девушке яму вырыли,
Положили в ямину темную
Дар богам живой, жертву щедрую,
И могилку ту скрыли камушком,
Над могилою строить начали.
Когда Марюшу хоронил народ,
Она молвила речь последнюю:
-Как зароете меня, девицу,
Как сырой землёй завалите,
Полной грудью пусть наш народ вздохнет,
Пусть не знает он семь лет податей!
8. Обряд завершается: "невесту" берут за руки, помогают ей встать лицом к зрителям и накрывают её черным покрывалом.
Вопрос адресуется участнице сцены обряда:
-Что чувствует девушка в момент совершения обряда?
Уход от жесткого, порой жестокого язычества был долог и труден. Этот период отличается и массовыми арестами, угрозами и даже самоубийствами. В песнях о крещении рассказывается и о мучениках, противниках старой веры: Мамильке, Сыряве.
В своих песнях народ просит Мастораву помочь избавиться от насилия. Героиня песни, Масторава адресует эту просьбу верховному божеству:
В 17 веке Патриарх Никон, выходец из мордвы, активизировал миссионерскую деятельность среди народа: стали строиться монастыри, соборы, церкви. Были созданы указы и распоряжения, согласно которым новокрещенным давалось денежное вознаграждение, освобождались от крепостничества, рекрутчины.
Благодаря христианизации у мордовского народа появилась своя письменность.
слайд 8 "Церкви, соборы Мордовии"
9. Картина третья.
Зачитывается отрывок перевода мордовской народной песни, учащимся предлагается
определить героя песни:
..Самого в Москву отвезли на казнь.
За одно поминанье-заточали в тюрьмы.
Его имя было под запретом.
Все ж народ его славил в преданиях.
(Емельян Пугачев)
слайд 9 "Е.Пугачев и С.Разин"
Песен о Пугачеве в мордовском фольклоре значительно больше, чем о Разине, в противоположность русскому песенному фольклору. Друг от друга они отличаются не только количеством, но и качеством.
10. Задание: прослушать фрагменты песен о Пугачеве и Разине (заранее подготовлены переводы песен), найти различия не только в поэтическом содержании, но и в музыкально-песенном строе:
11. Анализ прослушанного: выступления учащихся
Комментарий учителя:
а) В песне о Пугачеве сам Пугачев назван царем, это особое доверие народа. Он тот человек в глазах народа, который освободит от ненавистных крепостников. Пугачев в глазах сказителей -идеальный царь, который приближен к народу, понимает его, может выполнять ту же работу, что и простые крестьяне. Его отличает не удаль, не смелость, а убежденность в правоте своего дела. Даже запрет Екатерины 2 не испугал песенников складывать сказания:
Атаманть лемонц | Имя атамана |
Ломаттне лятфнезь, | Люди вспоминают, |
Оцязор ават | Вызывая злобу |
Кяжензон сафнезь. | Царицы. |
Музыкальная тема этой песни подстать её содержанию: сдержанно-торжественна, динамична, от строчки к строчке голос поднимается к высоким нотам, исполнительница увлечена сюжетом и, изменяя тембр голоса, старается передать громкий, призывный голос Пугачева.
б) В мордовской песне Разин изображен не как руководитель крестьянского движения, а как атаман удалых разбойников, умеющим оставаться непойманным. Он смел, удал, гуляет по Волге, собрав голытьбу.
Музыкальная тема широка, вольна, но здесь отсутствует сдержанность. Скорее наоборот, присутствует некий задор, словно герой играет со своей судьбой.
История мордвы, тесно связанная с крестьянскими движениями, нашла отражение не только в песнях, но памятниках.
слайд 10 "Памятник Емальяну Пугачеву"
Примечание: в г.Саранске, столице Мордовии,
на Посопской горе стоит памятник Емельяну
Пугачеву. Именно здесь располагалась главная
ставка проходивших через Саранск пугачевских
войск. На доме №9 ул.Коммунистической
-мемориальная доска, которая сообщает, что на
этом месте жители города Саранска 27 июля 1774 года
торжественно встречали предводителя
Крестьянской войны Е.И.Пугачева
Именем Степана Разина названы улицы многих
районов Республики Мордовия.
12. Картина четвертая.
События не столь далекие, в отличие от крещения мордвы, крестьянских бунтов, также нашли свое отражение в народной песне мордвы.
Звучит на фоне музыкальной темы песни "Стоит средь лесов деревенька:" ("Женька")литературный перевод народной песни "Береза" ("Келу") (перевод А.Бондаревского):
Примечание: ни нотной партитуры, ни фонозаписи не обнаружено.
Береза стройная, кудрявая,
Где уродилась ты?
Ой, почему с такой славою
Шумят твои листы?
Стоишь ты над лесной дорогою,
Ты свежестью полна,
Лелеет солнце белоногою
И чествует луна.
Под той березонькою чисто.
Не дремлет Зоин взгляд, -
Следит сурово за фашистами,
Горят глаза, горят:
Где родилась ты честным воином,
Кто вырастил тебя?-
Москва растила сердце Зоино,
Дитя свое любя.
-О каком событии повествует песня? (Великая Отечественная война)
-О какой героине сложена песня? (Зоя Космодемьянская)
-Ни нотной партитуры, ни фонозаписи песни не было мной найдено. Но поскольку мы говорим о народной песне, то наверняка можно предположить, какой же была мелодия.
-На ваш взгляд, как пелась, исполнялась песня о Зое Космодемьянской?
(Музыкальная тема отличалась неторопливостью, широтой, динамично развиваясь, она выражала чувства сострадания, любви и одновременно гнева и боли).
13. Обобщение.
- Что чувствовали вы на протяжении нашего занятия?
- Какие сведения, прозвучавшие на занятии, стали для вас наиболее интересными ?
- Так может ли стать для вас мордовская народная песня родной, доброй знакомой, задушевным собеседником?
На протяжении многих веков народная песня совершенствовалась и в словесно-художественном и музыкальном отношении. Лучшие песни, как мы уже убедились, до сих пор живы и исполняются в народе
Многие убеждены, что иссяк источник вдохновения, благодаря которому и создавались народные песни. Но живы мастера слова, живы и современные сказители, которым дорога мордовская земля, которые яркие и важные события запечатлевают в свои песнях. Иначе нельзя: нигде нельзя найти такой искренности, такой откровенности, как в песне. Они -глаза народа, они -душа народа, они- человеческая житейская мудрость.
слайд 11 "Жизнь, отданная народной песне"
Мой край родной - мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.
(Петр Гайни)
14. Домашнее задание:
На основе современного исторического сюжета придумать ("сложить") текст, близкий к народной песне. Дать характеристику музыкальной темы, которая могла бы звучать в песне.