Цель: познакомить учащихся с понятиями "травма", "специальные и подручные средства" и правилами оказания первой до врачебной помощи.
Задачи:
1) повторить и закрепить знания учащихся о видах бытовых травм;
2) научить оказывать первую помощь (самопомощь) при различных видах травм; познакомить со стандартными средствами первой медицинской помощи;
3) напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;
4) воспитывать бережное отношение к своёму здоровью, здоровью окружающих людей.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-игра.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, наглядные. Практическая (деловая) "Травм пункт" игра для стимулирования интереса к учению
Инновационные технологии:
- развивающего обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Оборудование: презентация (мультимедиа), раздаточный материал "Специальные и подручные средства для оказания первой медицинской помощи", медицинские халаты и шапочки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Все ли правильно сидим?
Все ль внимательно глядим?
2. Постановка темы, цели урока.
- Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:
а) Горькими бывают, сладкими бывают.
Ойкают дети и запивают! (таблетки)
б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;
Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр, градусник)
в) Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)
г) Что дороже денег? (жизнь)
- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (варианты рассуждений учащихся)
Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь своё здоровье. (Приложение 1)
Сообщение темы урока "Основные виды травм и первая помощь при них" (Слайды 2, 3)
Двигательная активность жизненно необходима для человека. Она способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям. Но необдуманное поведение - беготня, подножки, толчки могут привести к различным видам травм.
- Что же такое травма? (Слайды 4, 5)
3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.
Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов.
Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения.
-Где и как чаще всего можно получить травму?
(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)
- Какие бывают травмы? (Слайд 6)
открытые | закрытые |
вызывают кровотечение | кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения) |
Трудно перечислить всё многообразие травм и причины их вызывающие, но "близкого знакомства" [1] с серьёзной травмой можно избежать, будучи осмотрительным и осторожным. Главной причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травмы. [1]
Царапины заживают, проходят синяки, шишки, вылечиваются переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимыми делами
Слайд 7 Причины: (примеры приводят учащиеся)
- Неосторожность
- Недостаточное внимание
- Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.
- Пренебрежение правилами безопасности
Минутка отдыха для глаз + небольшое количество физических упражнений.
Фронтальная беседа. (Слайды 8, 9)
"Я здоровье берегу, сам себе я помогу!"
От несчастного случая никто не застрахован - он может произойти с каждым. Хорошо если есть рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)
Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли кто - то задумывался над тем, как правильно оказать первую помощь, что можно и нужно для этого.
- Как вы думаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай?
Травму можно получить и при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет.
- Какая помощь, по вашему мнению, называется "Первая помощь"?
- Какая помощь называется "самопомощью"?
4. Работа с учебником стр. 125 - 128
Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она не была, должна бать правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.
- Каждый человек должен знать основные правила, сделать всё возможное , чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.
5. Формирование умений и навыков: практическая работа. (Слайды 10 - 13)
Прежде всего, надо знать какие средства можно использовать на месте происшествия, для оказания первой помощи. Таблица составляется учащимися во время обсуждения поставленного вопроса. (Групповая работа)
Специальные средства | Подручные средства |
Перевязочный пакет Бинты марлевые Медицинская вата Лейкопластырь Кровоостанавливающий жгут Раствор йода или зелёнки Нашатырный спирт Перекись водорода |
Чистый носовой платок Карандаш или палочка Лист подорожника или крапивы Жгут - закрутка Дощечка или ровная палочка Чистая вода Лёд, снег |
Физминутка
Движенье - это здоровье.
Движенье - это жизнь.
Не ленись - подтянись.
Руки набок, ноги врозь,
Три наклона вниз,
На четвёртый поднимись,
Раз - направо, два - налево,
Приседанья каждый день
Прогоняют сон и лень!
Практическая работа. Деловая игра "Травм пункт"
Учебник страница 129 - 131
6. Закрепление изучаемого материала в виде деловой игры. (Слайды 14 - 26)
Первая медицинская помощь и самопомощь при ушибах и носовых кровотечениях.
Давайте потренируемся оказывать первую "медицинскую" помощь друг другу.
- Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ попали в беду?
Работа группами. Задания по группам:
МПП при ушибах и вывихах.
При спуске по лестнице ученик прыгал через несколько ступенек
Вывод: при сильных ушибах головы, грудной клетки, живота могут возникнуть внутренние кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.
МПП при носовом кровотечении
Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или долго находился в душном помещении, пошла кровь из носа.
Вопросы мини теста: (Слайды 19, 20)
Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?
- Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Измерить температуру и дать обезболивающее средство.
- Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 - 10 минут.
Ответы: 2, 4, 5, 6.
- Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.
- Положить на спинку носа холод.
- Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 - 10 минут.
- Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.
МПП при ссадинах и порезах, или сильном кровотечении.
На уроке физической культуры ребята соревновались в эстафетах, мальчик при падении защитил себя рукой.
Вывод: через раны в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача - предохранить рану от загрязнения.
7. Итог урока. (Слайды 28 - 30)
- Где в нашей школе, городе вам окажут первую медицинскую помощь?
(повторить местонахождение медицинских учреждений нашего города)
- Объясните смысловое значение пословиц:
- "Берегись бед, пока их нет"
- "Здоровье не купишь, его разум даёт"
Вывод: здоровье дает природа "бог", а наша задача правильно с ним обращаться.
- Что понравилось?
- Молодцы, вы все хорошо работали на уроке.
Рефлексия: на слайдах появлялся маленький мальчик.
- Почему он плакал?
- От чего радуется и хлопает в ладоши?
Вывод: "Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодияниями для тех, кто их получает". (Демокрит)
Используемая литература.
- В. Я. Синьков Методика преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" 1 - 4 классы, Москва "Просвещение" 2003
- Л. П. Анастасова "Основы безопасности жизнедеятельности", учебник 3 - 4 классы, Москва "Просвещение" 2009
- http://bsi63.ucoz.ru/blog/2009-05-23-13
- http://www.citydoctor.ru/content/2366.html