I. Презентация педагогического опыта.
Цель мастер-класса - создание условий для профессионального развития учителя.
1. Понятийный аппарат.
Давайте уточним понятия, используемые сегодня на мастер-классе:
Информационные средства - программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций информационного обмена, аудио- видеотехники и т.п., обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.
Информатизация - система методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей.
Цель информатизации образования - глобальная интенсификация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий.
Информационные технологии - совокупность методов и средств преобразования информационных данных для получения информации нового качества, структуры, степени обобщённости и др.
Информационные технологии
- Компьютерные технологии - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта.
- Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением ПО.
Информатизация средней общеобразовательной школы - явление неизбежное, вызванное глобальными процессами информатизации общества. Корнями оно уходит к середине 90-х годов прошлого столетия, когда и начались кампании по поставкам компьютерной техники в образовательные учреждения, разрабатывались учебники и пособия для учителей информатики, составлялись программы для интегрированных курсов. Однако, до сих пор школы ещё не готовы к систематическому внедрению ИКТ в силу недостаточной компьютерной базы школ, функциональной неграмотности учителей, отсутствия методического обеспечения, психологической неготовности учителей к освоению средств ИКТ.
2. Краткое обоснование основных идей технологии
1. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)
Увеличение объёма информации и способов её обработки, компьютеризация, изменение ведущей роли учителя как источника знаний, необходимость создания в обучении условий для самоопределения и самореализации личности ученика.
2. Идея изменений (в чём сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)
Использование коммуникационно-информационных технологий в обучении, межпредметная интеграция знаний учащихся, изменение логики изложения учебной информации.
3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоёмкость, риски)
Способы и их преимущества перед аналогами:
- расширение (качественные и количественные) источников образовательной деятельности;
- высокая вариативность в организации обучения (индивидуализация темпа, сложности, последовательности изучения материала, модальности источников);
- возможность эффективной интеграции в традиционную систему обучения;
- возможность реализации разных подходов к обучению: обучение как диалог, обучение как исследование, обучение как аналитическое обобщение и структурирование информации
Новизна: принципиально новые способы взаимодействия в системе ученик-учитель-родитель
Ограничения: техническая база
Трудоёмкость: значительно повышается на этапе подготовки материалов, что проявляется в повышении эффективности использования времени урока
Риски: отсутствие соответствующей материальной базы; неготовность учителей и части учащихся к использованию компьютера.
4. Условия реализации изменений (включая, профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)
- информатизация и компьютеризация в ГОУ СОШ № 186;
- повышение квалификации путём обучения на курсах
- значительное продвижение в овладении компьютерными технологиями, повышение информационной культуры учителя
5. Результат изменений
- позитивные изменения в мотивации учащихся к обучению;
- позитивные изменения в информационной культуре учащихся;
- позитивные изменения в процессах самопознания, самоопределения (личностного и профессионального) учащихся;
- изменения стиля взаимодействия и взаимопонимания в системе ученик-учитель
6. Публикации о представленном инновационном
педагогическом опыте
II. Представление системы уроков
1. Целесообразность применения компьютера:
- Для автоматизации деятельности и экономии времени для обработки результатов (контролирующие и тестирующие программы);
- Для обучения (всевозможные обучающие программы, демо-версии, материалы Интернет-сайтов, система дистанционного обучения);
- Для поисково-исследовательской деятельности (оформление видео-, фото- отчётов, презентации, виртуальные экскурсии, моделирование);
- Демонстрация эксперимента и методов работы с лабораторным оборудованием;
- Для развития коммуникационной и информационной культуры.
В таблице № 1 отражена система внедрения компьютерной техники и программно-прикладного обеспечения в зависимости от:
- Цели урока;
- Формы организации;
- Возрастных особенностей учащихся;
- Сочетание с традиционными формами урока
В таблице № 2 представлена возможная структура урока с применением компьютерной техники, которая может варьироваться в зависимости от специфики предмета, содержания урока, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, компьютерной грамотностью учителя.
2. Различные подходы к организации уроков с использованием компьютера (таблица № 1):
Форма организации | Цель | Содержание | Деятельность | Вид ППО | Техническое обеспечение | Руководство | Классы |
Индивидуальная, фронтальная | Контроль знаний, повторение, закрепление | Одинаково для усвоения всеми (стандарт), возможность решения заданий повышенной сложности (индивидуально) | Автоматизация процесса и экономии времени обработки данных | Контролирующие и тестирующие программы | Компьютерный класс (сетевая версия), компьютер учителя (для фронтального контроля, коллективная работа) | Сам ученик, учитель (мотивация, поощрения, корректировка ответов) | 8-11 |
Фронтальная, индивидуальная | Объяснение нового материала, повторение и закрепление | Одинаково для всех | Обучение | Обучающие программы | Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс | Учитель | 8-11 |
Фронтальная | Объяснение нового материала с демонстрацией эксперимента | Одинаково для всех | Демонстрация эксперимента, приёмов работы с лабораторным оборудованием, с веществами | Готовые программные средства: показ
опытов, моделей, процессов. Мультимедийные презентации, выполненные учителем или учащимися |
Компьютер учителя, проектор | Учитель (постановка цели, мотивация, поощрения, корректировка ответов) | 8-11 9-11 |
Коллективная, групповая | Развитие творческих способностей учащихся | Одинаковое для всех (проблемное, требующее обобщения знаний, применения их в новой ситуации, самостоятельность применения) | Исследовательская, поисковая деятельность | Мультимедийные презентации,
выполненные учителем или учащимися. Материалы сети Интернет |
Компьютер учителя, проектор; компьютерный класс | Учителем (постановка цели, определение проблемы), учащимися (выбор путей и средств достижения цели) | 9-11 |
Индивидуальная | Выполнение домашнего задания, дополнительных работ, творческого направления, участие в конкурсах | Дифференцированное для каждого | Деятельность учителя - деятельность ученика. Наивысшая степень самостоятельности, индивидуальная | Работы, выполненные при помощи различных компьютерных программ (пакет Microsoft Office, CS ChemDraw Pro, Paint.Net, Adobe Photoshop CS и другие) | Компьютер ученика | Сам ученик | 9-11 |
3. Алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий (таблица № 2)
Этап урока | Характеристика этапа |
I. Концептуальный - отражает систему идей, на которых строится урок. | Обоснование необходимости
использования средств ИКТ, возможности
представления в мультимедийной форме уникальных
информационных материалов (эксперимент, модели
молекул, виртуальные экскурсии на производства и
другое); визуализации изучаемых явлений,
процессов и взаимосвязей между объектами;
необходимость диагностики и контроля
результатов обучения. Формирование целей урока с ориентацией на достижение результатов (формирование, закрепление, обобщение знаний и возможность их проверки). |
II. Технологический - отражает разработку технологической и методической сторон урока. | Отбор электронных ресурсов с позиции
генерализации информации; определение необходимого аппаратного обеспечения (наличие локальной сети, выход в Интернет, мультимедийный проектор, ноутбук, необходимое системное программное обеспечение); прогнозирование эффективности использования данного ресурса при ведении различных типов уроков; обдумывание методики проведения урока и проектирование основных видов деятельности учителя и учащихся; обдумывание способов взаимодействия учителя и ученика (диалог, самостоятельная работа, исследование, творческая работа и другое) |
III. Операционный - связан с поэтапным планированием урока, подготовкой учебных материалов. | Для каждого этапа:
|
IV. Педагогическая реализация - осмысление места и роли учителя на уроке с использованием ИКТ | Главными задачами педагога становятся: управление познавательной деятельностью учащегося и диагностика его продвижения и достижений. |
V. Анализ и рефлексия проведения урока мыследеятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом образования своей деятельности. | С помощью рефлексии осуществляется
осмысление как минимум трех сторон деятельности
субъектов обучения: - практической (что сделано? что является главным результатом?), - технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.) - мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти?). |
III. Моделирование
Проектирование урока с использованием информационных технологий на примере предложенного урока по теме "Горение и медленное окисление" (8 класс).
Задание: используя предложенный алгоритм проектирования урока с использованием информационных технологий и содержательной части урока "Горение и медленное окисление", разработайте собственную модель урока.
Возможный вариант модели урока
I. Концептуальный этап |
Комплексное использование видео-, аудио и текстового материала с целью повышения познавательного интереса к предмету, интеграции знаний из различных учебных дисциплин |
II. Технологический этап |
Электронные ресурсы - презентация
"Магия огня"; материалы CD "Минеральные
вещества" (электронные уроки и тесты); ресурсы
сети Интернет (текст, видео); музыкальное
сопровождение Аппаратное обеспечение - ноутбук, проектор, экран Эффективен при использовании на уроке объяснения нового материала с межпредметной интеграцией (литература, география); на этапе закрепления материала; при работе в группах Урок - исследование с элементами межпредметной интеграции; Диалог, индивидуальная работа, эксперимент, анализ стихотворений, самооценка Методы - словесные, наглядные, практические, проблемные задания |
III. Операционный этап |
Актуализация знаний - определение
темы урока при помощи анализа стихотворений,
демонстрации эксперимента, просмотра видео,
музыкальное сопровождение Экспериментальная задача - установка преемственности в изучении материала, постановка проблемы Объяснение нового материала - иллюстрации к поэме Эсхила, анализ стихотворений, материал по истории происхождения огня Исследование строения пламени свечи (практическая работа) - визуализация результатов практической работы, музыкальное сопровождение Объяснение нового материала (процесс горения) - через анализ стихотворения на понимание процесса горения, визуализация материала о причинах возникновения горения Сравнение процессов горения и медленного окисления - работа со сравнительной таблицей Подведение итогов урока. Рефлексия - музыкальное сопровождение Возможно дальнейшее использование презентации при изучении видов полезных ископаемых, используемых в качестве горючих материалов (видео) |
IV. Педагогическая реализация | Управление познавательной деятельностью учащихся за счёт структурирования материала в презентации, диагностика достижений посредством диалога, результатов анализа стихотворений, самооценки |
V. Анализ и рефлексия проведения урока | что сделано? что является главным
результатом? каким способом? зачем я это делаю? |