Цели урока:
- Помочь учащимся развить представление о времени (прошлое, настоящее, будущее)
- Вооружить учащихся новыми понятиями: астрономическое время, историческое время.
- Содействовать в усвоении последовательности дней недели, формировать у учащихся потребность в соблюдении режима дня.
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект.
- Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты (древность, современность)
- Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.
- Создать условия для развития речи учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
а) подготовка рабочего места
б) постановка целей обучения перед учащимися
(на мотивационном уровне) (Приложение 1)
Сегодня мы будем учёными-открывателями, попробуем разобраться ещё в одном новом вопросе, который задал Муравей-вопросик.
И вместе открыть новые тайны мира, который нас окружает.
2. Повторение опорных знаний: (слайды 2 - 4)
- Назовите вопросы, на которые мы искали ответы?
- Какие ответы на эти вопросы вы уже узнали?
Сейчас вы будите Мудрыми Черепашками, которая помогает вам узнавать что-то новое.
На экране появляются иллюстрации, учащиеся дают полные ответы и объяснения.
гидроэлектростанция солнце глобус |
насекомые (бабочка) птицы (галка) звери (медведь) рыбы (ёрш) |
3. Объяснение нового материала: (слайды 5 - 6)
Знакомо ли вам слово "время". Конечно, вы слышите это слово каждый день, с утра до вечера.
Ученик: Братишка, вставай! Время уже много! Вставай, соня, время теряешь!
А что такое время? Какое оно? Что оно делает? Давайте попробуем в этом разобраться.
Конечно, поможет нам в этом Мудрая Черепашка.
На экране появляется тема урока: "Представление о времени"
- Скажите, а важно ли для человека всегда знать точное время?
Если важно, то почему?
(не опаздывать, не подводить людей; транспорт работает по определённым промежуткам времени; учёным, которые ставят опыты; даже повару)
Само слово "время" происходит от старого русского слова "вертемя".
- Что слышится в нём, когда вы его произносите?
Давайте повторим вслух его несколько раз хором. Ясно слышится "вертеть", "время".
4. Усвоение новых знаний: (слайды 7 - 8)
Время - продолжительность, длительность чего-нибудь. Событие, происходящее в определённый промежуток. Например, всё это время. Оно имеет свою величину, по-разному измеряется и даже называется.
Физ./мин. (слайд 9)
А вот и "время" подсказывает, что пора отвлечься и поразмяться.
Упражнения проводит дежурный ученик.
4. Формирование учебных умений и навыков: (слайды 10 - 12)
Мы уже начали изучение Космических объектов.
- Как называется наша планета?
- Как называются планеты, которые находятся ближе к Солнцу, планеты-гиганты?
Движение космических тел в определённый промежуток изучает Астрономическое время.
События, которые происходят, на планете изучает Историческое время.
На экране появляются иллюстрации.
Наша планета Земля постоянно движется. А как она вращается?
1. Вокруг соей оси. | 2. Вокруг Солнца. |
СУТКИ | ГОД |
- Какое это "время"? (астрономическое)
Но каждый год происходит какое-нибудь событие. Рассмотрите эту картину внимательно.
- Какое событие изобразил художник?
Это большое полотно находится в музее-диораме "Огненная дуга. Курская битва" нашего города.
В основу замысла диорамы положено величайшее в истории танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором стала переломным рубежом в обороне южного участка Курского выступа. Размеры диорамы позволили отобразить общую картину битвы, показать ее размах и накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм советских танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов и др. - воинов всех родов войск, участников боев на Белгородском направлении. Между картиной и смотровой площадкой - предметный план, представляющий рельефный макет местности. Он помогает еще зримее ощутить обстановку битвы. [1]
Это одна из крупнейших в стране диорам, посвященных подвигу советского народа в Великой Отечественной войне. Создала живописное полотно творческая группа художников-баталистов студии имени М. Б. Грекова: народный художник РСФСР, Николай Яковлевич Бут (руководитель группы), заслуженные художники РСФСР Геннадий Кириллович Севостьянов и Виктор Николаевич Щербаков, а также художник Михаил Антонович Сычев. [2]
- Какое это "время"? (историческое)
- Это событие происходило в настоящее или прошедшее время?
- А какое событие происходит сейчас?
(слайды 13 - 15)
Время постоянно бежит из прошлого в будущее, через настоящее.
НАСТОЯЩЕЕ - это событие, которое происходит сейчас, в данный отрезок времени.
ПРОШЛОЕ - это событие, которое уже было.
БУДУЩЕЕ - это событие, которое произойдёт.
5. Работа по учебнику
Работа с учебником на странице 68. Художник изобразил ленту времени.
- Найдите где вы сейчас?
- Где были?
6. Самостоятельная работа
У вас на партах есть конверты с иллюстрациями (наборы картинок с изображением различных событий и объектов), расположите их на ленту времени.
ДРЕВНОСТЬ СОВРЕМЕННОСТЬ
Физ./мин: (слайд 14)
ПРИЛЕТЕЛА БАБОЧКА
СЕЛА НА УКАЗКУ
ПОПЫТАЙСЯ ВСЛЕД ЗА НЕЙ
ПРОБЕЖАТЬСЯ ГЛАЗКАМИ.
Время никогда не расстаётся с вами. Вы с течением времени оказываетесь в новых местах. Пока мы здесь, вокруг что-то происходит: подрастают деревья, вращается планета, чтобы день уступил ночи.
- А когда так говорят?
- Что происходит, когда говорят:?
На экране появляются пословицы. (Слайд 15)
ВРЕМЯ - ЛЕТИТ.
РЕМЯ ИДЁТ МЕДЛЕННО, МЕДЛЕННО.
Работа с учебником, страница 69.
- Почему муравей Вопросик потерял время, упустил?
Учащиеся рассуждают, дают свои объяснения.
На экране появляется загадка, хорошо читающий ученик читает, ученики отгадывают.
ЗАГАДКА. (Слайды 16 - 17)
БРАТЬЕВ ЭТИХ РОВНО СЕМЬ
ВАМ ОНИ ИЗВЕСТНЫ ВСЕ.
КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ КРУГОМ
ХОДЯТ БРАТЬЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ.
ПОПРОЩАЕТСЯ ПОСЛЕДНИЙ,
ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕДНИЙ.
Давайте поможем Муравью, вывесим дни недели по порядку.
Работа в учебнике, страница 69
Проверить правильность выполнения задания можно, сравнив с ответом на экране.
.- Найдите, какой сегодня день недели?
- Почему так называются: понедельник, среда, пятница?
- Когда придет суббота, вторник:.?
- Какой день недели будет завтра, послезавтра, позавчера:.?
7. Закрепление и повторение пройденного материала
Пришло время поделиться своими новыми познаниями.
И проверить себя, чему научились у нашей помощнице, Мудрой Черепахи.
Для этого у вас на партах есть сигнальные флажки. (Слайды 18 - 20)
ВИКТОРИНА.
Ответьте, согласны вы с ответом Муравья или нет.
- Муравей считает, что неделя начинается с воскресенья.
- Время можно измерять разными часами.
- Событие, которое происходит сейчас - это настоящее время.
- Муравей-Вопросик считает, что когда земля делает оборот вокруг своей оси пройдет год.
- Муравей-Вопросик считает, что жизнь семьи можно проследить по фотографиям.
- Муравей-вопросик считает, что происходящие события изучает "Историческое время".
- Назовите современные предметы, заменив старинные:
САМОВАР, УШАТ, КАРЕТА, ЛУЧИНА,::
Итог урока:
- Что нового вы узнали?
- Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок?
На экране слова: МОЛОДЦЫ! СПАСИБО! и тема следующего урока.
Используемая литература
- Интернет: http://www.gerb.bel.ru/pages/symbols/ogduga.htm;
- Иллюстрации: http://www.museum.ru/M729; http://muzdiorama.ucoz.ru/photo/;
- Методика обучения. Окружающий мир, Н. Ф. Виноградова, Москва "Вента - Граф" 2002;
- Дидактические материалы по истории, разработанные Центром М. Монтессори при БелГ: "Древность и современность", "Историческое время", "Прошлое, настоящее и будущее".