Цель: развитие коммуникативных навыков общения.
Задачи:
- Формирование адекватных форм поведения.
- Создание и сохранение эмоциональной атмосферы в классе.
- Изучение причин возникновения ссор и пути их разрешения.
Оборудование:
- ковёр,
- секундомер,
- бумага и ручка каждому участнику,
- самоклеющиеся листы,
- таблички с надписью “Меня обидели”,
- плакаты – заготовки с надписью “Почему люди ссорятся?” и “Как избежать ссоры?”,
- аудиокассета с записью спокойной музыки, мягкая игрушка.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Приветствие. Упражнение “ Я очень рад тебя видеть”.
Участники становятся в круг и по кругу (по часовой стрелке) говорят друг другу “ Я очень рад тебя (имя) видеть”.
2. Упражнение – активатор “Рукопожатие”.
Участники ходят по комнате в течение 2 минут и стараются пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал. После выполнения упражнения проводится обсуждение.
Основная часть
3. Притча “Дерево гнева”.
“ У одного короля был очень вспыльчивый сын. Король очень тревожился по этому поводу, ведь сын был его единственным наследником, и он должен был стать королем. Как ему, такому несдержанному, доверить королевство? Обеспокоенный этим король обратился за помощью к монаху – отшельнику, славившемуся своей мудростью. Монах предложил королю отдать своего сына ему на обучение на неопределенный срок. Король согласился. В первый же день монах дал принцу мешок с гвоздями и сказал:
- Каждый раз, когда ты не сдерживаешь свой гнев, вбей один гвоздь в дерево, что растет рядом с домом.
Уже к концу первого дня монах насчитал в дереве три десятка гвоздей. На второй день гвоздей было более пятидесяти. Через неделю - более ста.
Но вскоре принц научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число гвоздей стало уменьшаться. Наступил день, когда принц ни разу не потерял самообладания. Через несколько дней принц подошёл к монаху и сказал:
- Я научился сдерживать себя! Уже несколько дней я не вбил в дерево ни одного гвоздя!
На это монах – мудрец сказал:
- Теперь каждый день, когда тебе, принц, удастся сдержать свой гнев, вытаскивай из дерева по одному гвоздю.
Шло время, и наступил день, когда принц подвел монаха к дереву и сказал:
- Посмотри! В дереве нет ни одного гвоздя!
- Ты хорошо справился с моим заданием, сказал монах. – Но посмотри, сколько в дереве дыр! Эти следы от гвоздей останутся в нем навсегда, и дерево никогда не станет таким, каким было прежде. Запомни это! Теперь ты свободен, возвращайся к своему отцу. И помни, что, когда ты говоришь человеку что – нибудь злое, у него в душе остается такой же след, как эти дыры в дереве”. [1]
Обсуждение:
- Понравилась ли вам ребята сказка?
- Если вам приходилось говорить другому человеку что-нибудь злое, задумывались ли вы, как этот человек себя чувствует?
- Какие выводы можно сделать?
4. Психолог.
- Cегодня мы с вами поговорим на тему “ Почему люди ссорятся?”. Подумайте немного над этим вопросом, а затем запишите свои ответы на листочках. А теперь скажите ваши ответы. Обсуждение.
Все варианты ответов прикрепляются на доске. Оформляется плакат “Почему люди ссорятся?”:
- хотят обидеть друг друга;
- не понимают друг друга;
- не принимают чужого мнения;
- не владеют своими эмоциями;
- не считаются с правами других;
- не умеют слушать;
- хотят подчинить, унизить…
5. Игра “Походи в моих ботинках” [3].
Инструкция:
- вспомните свое состояние, свои чувства и эмоции когда вас очень сильно обидели. Возьмите лист бумаги и опишите, что вы чувствовали в тот момент, опишите свое состояние.
Теперь сядьте все вместе в один большой круг. Каждый из нас по-разному переживает ссору, обиду и часто мы только тогда можем понять, как чувствует себя другой человек когда ему неприятно, больно и обидно, когда “попадаем в его ботинки”, то есть, когда представляем себя на его месте. Снимите, пожалуйста, ботинки и туфли и положите свои листы в один из них. Теперь встаньте и начинайте двигаться по кругу.
Участники проходят под спокойную музыку пару кругов. Потом музыка останавливается.
- Остановитесь сейчас, пожалуйста, у пары чужих ботинок. Выньте листок и прочтите, что другой ребенок написал о своих чувствах… Теперь наденьте свои собственные ботинки и садитесь на свои места.
Обсуждение.
- Легко ли вам было писать о своих чувствах?
- Узнал ли ты что-то новое для себя?
- Что вы почувствовали, когда прочитали записку другого человека?
6. Игра “Мне обидно”.
Нескольким участникам раздается табличка с надписью “Мне обидно”. Все встают в круг и по команде начинают двигаться по всей комнате. Когда ведущий называет цифру, то игроки должны объединиться вокруг игрока с надписью “Мне обидно” с нужным числом человек. Затем игроки разъединяются, количество табличек увеличивается или уменьшается, игра продолжается.
7. Психолог.
- а сейчас я предлагаю вам подумать над вопросом “Что можно сделать, чтобы избежать ссоры и сохранить хорошие отношения?”. Посмотрите на наш плакат “Почему люди ссорятся?” подумайте и запишите, какие существуют способы, чтобы избежать ссоры, а также запишите те способы, которые используете вы сами.
Учащиеся работают в группах, записывают свои варианты на самоклеющихся листах и прикрепляют к плакату “Как избежать ссоры?”. Затем предложенные варианты обсуждаются и ранжируются.
Психолог предлагает все варианты ответов учащихся поместить в “копилку хороших идей” и хранить ее в классе с тем, чтобы в случае необходимости каждый ученик мог ещё раз прочитать и использовать предложенные идеи.
Варианты ответов предложенные нашими учащимися:
- не обращать внимание на обидные слова;
- улыбнуться;
- пошутить;
- сказать, что тебе неприятно и обидно;
- поговорить и всё спокойно обсудить;
- отойти в сторону;
- внимательно выслушать другого человека;
- измениться, исправиться;
- сразу не злиться и не говорить обидных слов и т.д.
Следующее занятие можно начать с вопроса детям, удалось ли им воспользоваться предложенными способами избегания ссоры, что получилось, а что - нет.
8. Игра “Желаю тебе”.
Для игры используется мягкая игрушка. Каждый участник передает по кругу игрушку с пожеланиями. Начинает ведущий.
9. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какие трудности возникали?
- Что не понравилось?
- Что понравилось?
Литература.
- Иванов А.Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. – СПб.: Речь, 2007.- 192с.
- Классные часы с психологом. 1-4 классы. Авт.-сост.: Ю.В. Груздева. Н.А. Богачкина. – М.: Издательство “Глобус”, 2009.-332 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.3. – М.: Генезис, 1998.- 160с.:ил.