Обобщение изученного по теме "Не- с причастиями"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Закрепить навык правописание не с причастиями;
  • Р/р. Повторить сведения о тексте; о художественных тропах.
  • Совершенствовать навык частичного редактирования текста;
  • Совершенствовать умение создавать собственный текст - рассуждение по заданному тезису.
  • На материале художественных текстов привлечь внимание учащихся к красоте русской природы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня мы продолжаем работать над темой "Правописание не с причастиями" Наша задача - закрепить навык правильного написания. Кроме того мы вспомним ранее изученный материал о причастиях и причастных оборотах и попробуем свои силы в создании новых текстов. А работать мы будем на материале художественных текстов, посвященных осени.

2. Повторение.

1) Класс работает с текстом стихотворения ( записан на доске и на карточках, один человек у доски),

-два человека по карточкам у доски ( в текстах стихотворений О.Мандельштама и А.С. Пушкина найти причастия, указать их разряд и синтаксическую функцию, а также проанализировать худ. средства, использованные в стихах) (проверка позже).

2) Слово учителя:

На доске и на карточке стихотворение. Я написала его осенним дождливым вечером. Давайте прочитаем его, прежде чем анализировать текст, вставьте пропущенные буквы, графически выделив орфограммы.

Расставьте пропущенные знаки препинания в последнем предложении и сделайте его пунктуационный разбор, укажите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

(Не) обычная пора в природе наступает.

(Не) греющее солнце нас лучами не ласкает.

Все чаще льет (не) прекращающийся дождь,

Уже (не) долог день, зато длиннее ночь.

И тишина (не) нарушаемая птичьим пением

нас грустью наполняет омрачает настроение.

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Как вы думаете, при каких обстоятельствах оно могло быть написано?

- А какие чувства у вас вызывает осень?

3. Комплексный анализ текста.

- Итак, осень заставляет нас не только грустить, но она еще и вдохновляет, поражает красотой. В этом мы убедимся, проанализировав данный текст.

Учитель читает текст.

Полна оч..рования (не) забываемая пора з..л..той осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще (не) остывшей земле. Все чаще небо затягивает, и (не) расходящиеся тучи скрывают солнце. Ночью осень серебрит ин..ем землю прихватывает (не) окрепшим ле(д;т)ком лужи. Чудесна п..литра осе(н;нн)их деревьев. Пурпурные листья чередую(т;ть)ся с з..л..том кленов и яркой зеленью (не) стареющей крушины. Пестрая карусель опадающих листьев цветным к..вром ложи(т;ть)ся на поляны (не) озаренные лучами солнца. Все чаще дует ветер. И это уже (не) ласкающее летнее дуновение, а х..л..дные предзимние порывы. Воздух наполнен ни (с) (чем) (не) сравнимым ар..матом увядающей травы. Все так сказочно прекрасно, что пр..бл..жение суровой зимы (не) ощутимо.

- На карточке - вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

- Проверка орфограмм с обязательным объяснением (исторический комментарий - золото, дерево - полногласия; осенний - стык морфем и т.д. - Выводl о правописании :не с прич.)

- Объяснение пунктограмм.

Предложение № 1: простое, осложнено однородными сказуемыми; измените предложение, введите в него причастный оборот. Как при этом изменится написание не с причастиями?

(Ночью осень серебрит инеем землю, прихватывает еще не окрепшим ледком лужу.)

Почему причастный оборот не выделяется запятыми?

Почему не раздельно?

- Предложение №2.

Замените причастный оборот придаточным предложением в СПП, что изменяется в синтаксисе предложения, в написание не. (Пестрая карусель опадающих листьев ложится на поляны, которые не озарены лучами солнца.)

- Текст восстановлен. Прочитайте его выразительно.

- Докажите, что это текст.

- Какова его тема, идея? Настроение текста?

- Каков тип текста? Докажите.

- Какие художественные тропы используются автором?

- Какова роль причастий в создании данной картины? (Они оживляют описание, придают динамику, отражают процесс увядания природы)

4. Выборочно-ассоциативный диктант.

Я буду читать словосочетания, в которых много слов на изучаемую орфограмму. Вы будете выбирать и записывать только те, которые в дальнейшем можно будет использовать в тексте об осени.

Негреющее солнце, нерешенные проблемы, непокрытая голова, неутихающий ветер, непрекращающийся дождь, не прогреваемая солнцем земля, еще не покрытые снегом поляны, не успевшая высохнуть трава, не замерзшая, а бурлящая река, не сравнима, не покрыты.

- Кроме выбранных словосочетаний в вашем тексте обязательно должны быть средства художественной выразительности.

5. Давайте посмотрим, что использовали русские поэты. Проверка задания у доски.

О. Мандельштам

Смутно - дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая птица
В осеннем небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моём
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Встала медная луна,
От чего так мало музыки
И такая тишина.

- Определите разряд причастий, использованных в данном тексте. Какова их роль?

(придают динамичность описанию)

А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях шум и свежее дыхание,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Одинаково ли поэты воспринимают осень? (нет) №1 - грусть, №2 - восклицание.

6. Написание сочинения-миниатюры.

Наверное, наиболее точно секрет осени определил А.С. Пушкин, сказав о ней: "Унылая пора! Очей очарование". Осень таинственная, загадочная, она одновременно вызывает и грусть, и радость, и восторг. Каждый воспринимает это время года по-своему. Я предлагаю вам поразмыслить о тех чувствах, которые вызывает осень у вас. Что это будет за текст? (рассуждение).

Темы на выбор:

  • "Как грустный взгляд люблю я осень" И.С. Тургенев
  • "И с каждой осенью я расцветаю вновь" А.С. Пушкин.

- Вспомнимте, какова композиция рассуждения?

- Что у нас будет тезисом?

- Получится ли у вас "чистое" рассуждение? (нет).

- Элементы описания. В них вы должны использовать материал урока:: словосочетания из выборочно-ассоциативного диктанта; художественные тропы из поэтических текстов , анализируемых на уроке.

7. Прослушивание полученных текстов, их анализ.

Подведение итогов урока (обобщение через фронтальный опрос)

Выставление и комментирование оценок.

Д/З. Параграф 24. Упр. 186.

  • 1 вариант - сочинение - миниатюра "осенний дождь" с использованием слов из упражнения и цитат из стихотворений русских поэтов.
  • 2 вариант - по заданию учебника.