Родительское собрание с приглашением учителей
Цели:
- Обсуждение проблем семейного воспитания, родительского авторитета и ответственности за становление личности ребенка
- Формирование умения воспитывать в детях нравственные качества и позитивное отношение к жизни
Участники родительского совета: родители учащихся 1-го класса, классный руководитель, учителя- предметники.
Подготовительная работа: анкетирование детей, подготовка памятки для родителей, сбор рисунков на тему "Моя семья", написание сочинений на тему "Моя семья"
Оформление кабинета: на школьной доске написана тема собрания, прикреплены детские рисунки
Ход собрания
Тренинг- знакомство
Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья и коллеги! Мы благодарим вас, что вы пришли на наш родительский совет. Сегодня мы собрались за одним круглым столом, чтобы обсудить наши проблемы воспитания. Хотелось бы, чтобы вы сегодня высказались от души. Ведь мы с вами одна семья и наша главная задача - воспитать благополучного позитивного человека, всесторонне развитую личность, патриота своей Родины. Итак, сегодня наш родительский совет посвящен проблемам воспитания.
1.Формирование групп при помощи цветных кленовых листиков (теплый оранжевый и холодный зеленый). Рабочие группы мы сформировали непредсказуемо. Также непредсказуем порой процесс воспитания. В каждый команде есть и учителя и родители. Ведь мы - одна команда и наш девиз: "Только вместе, только вперед!" Сообща мы сможем многое.
Итак, задание первое: Каждой группе дается возможность узнать друг друга поближе и изготовить визитку команды. (фломастеры, маркеры, листы А-4) Итак, фантазируйте и наслаждайтесь музыкой. (5 минут, музыка для медитаций)
А сейчас прослушайте стихотворение Михаила Шварца ": Если вы родители:"
Если вы родители -
Ласкатели,
Хвалители,
Если вы родители -
Прощатели,
Любители,
Если -
Разрешатели,
Купители,
Дарители,
Тогда вы
Не родители,
А просто
ВОСХИТИТЕЛИ!
А если вы родители -
Ворчатели,
Сердители,
Если вы родители -
Ругатели,
Стыдители,
Гулять не отпускатели,
То - знаете, родители,
Вы просто
КРОКОДИТЕЛИ!
Итак, кто они - хорошие родители? Ответьте на этот вопрос - 1 ответ от группы.
Лекция ведущего по теме собрания:
Признаете Вы это или нет, но главная работа родителей заключается в подготовке ребенка к взрослой жизни. Давая детям любовь и защиту, родители помогают ребенку почувствовать эмоциональную стабильность, через надлежащую дисциплину обучить ребенка значению сотрудничества и ответственности. Так они направляют ребенка к такому укладу жизни, который даст уверенную в себе, хорошо сбалансированную личность. Полной гармонии в отношениях между родителями и ребенком трудно достичь в силу разности в возрасте. Взрослым необходимо напоминать, что дети - это индивидуальности с различными собственными личностными чертами, что на формирование качеств личности влияет реакция детей на их родителей, семью, домашнюю обстановку. Есть очень много любящих родителей и много интеллигентных, действующих из лучших побуждений, и сознательных, честных родителей, но мало тех, которые разумно уравновешивали бы любовь и нежность в воспитании детей. Большинство родителей либо очень мягки, либо очень строги, или слишком заботливы, или слишком невнимательны. Они управляют детьми с позиции своих взглядов и интересов, хотят руководить ребенком, т.к. в них пробуждаются собственнические чувства или, наоборот, слишком не требовательны и не строги, потакают капризам ребенка. При определении будущего ребенка большинство родителей исходят из того, что они сами хотят для ребенка, а не из того, что подошло бы ему. Многие родители непоследовательны, что очень смущает детей и влияет на их ответное чувство к родителям. Иногда родители упускают из вида, что их дети должны всё - таки найти в своей собственной природе устремления, присущие их индивидуальности. Когда родители обнаруживают в детях свои собственные недостатки, они чаще всего не вспоминают о явлении наследственности.
Если эта черта характера ребёнка является нежелательной, лучший путь для родителей - истребить её в самих себе. Другими словами, родитель должен подавать пример в тех достойных качествах, которые он хотел бы пробудить и развить в ребёнке. Дети имеют склонность подражать родителям, их привычкам, и чаще всего тем, которые наименее заслуживают похвалы.
Родители должны помнить, что они являются первыми учителями ребёнка. Они начинают обучать ребёнка с того момента, когда он начал осознавать окружающую действительность, а возможно - даже со второго месяца младенчества.
Первое важное качество, которое следует привить ребёнку - это послушание; не тупую покорность деспотической воле более сильного, подчинение авторитету физической силы, но разумному послушанию, которое вызвано желанием радовать, доставлять удовольствие, делать приятное. Здесь задача родителей добиться послушания и сотрудничества от ребёнка не в ущерб природной личной инициативе, любознательности и решительности. Такого послушания можно добиться только любовью и терпеливыми наставлениями и объяснениями. Дети хотят знать причины, почему они должны поступать так, а не иначе.
Это понимание редко проходит за один раз, так как дети, как и большинство взрослых, учатся только на ошибках и неудачах. Но, однажды осознав взаимосвязь между причиной и следствием, они начинают слушаться с большей готовностью. Справедливые замечания и наказания часто бывают необходимы. Родителям следует постараться понять натуру ребёнка и не переживать по каждому незначительному поводу, когда ребёнок ведёт себя не так, как хотелось бы. Родители могут превратить нормального молодого человека в "проблемного ребёнка" попытками проводить "психоанализ" любого его действия. Самое главное - любить ребёнка и иметь ясность в отношении того, что вы хотите от него и почему. Затем будьте терпеливы, используйте своё воображение и чувство юмора.
В начале пубертатного периода и в течение периода полового созревания отношения родители - ребёнок вступает в новую стадию. От 12-ти до приблизительно 19-ти лет ребёнок проходит через период полового созревания, когда происходит изменение в секреторных железах, приводящее к превращению ребёнка в мужчину или женщину, говоря биологическим языком. На этом этапе будет возникать много эмоциональных конфликтов, так как одна часть личности уже биологически является взрослой, пробуждая стремление к независимости, в то время как другая продолжает желать (по крайне мере, подсознательно) остаться ребёнком под крылом родителей. Это очень сложный период для ребёнка, сталкивающегося со своими желаниями, которых он раньше не знал и смысл которых полностью не постигает. Именно в этот период пробуждаются романтические и сексуальные импульсы. Для многих родителей это время является критическим в воспитании ребёнка. Однако если любовь и доверие между ребёнком и родителями существуют, тот переход, который совершает ребёнок, не будет слишком трудным для него.
Родителям советую подумать о том, что прошло время, мир изменился, и в этом новом мире, чтобы выжить и чего-то добиться, нужно просто любить своего ребенка. Порою родители стараются ограждать своих чад от проблем этого жестокого мира, не понимая, что в дальнейшей жизни им всё равно придётся столкнуться с этим проблемами и намного хуже, если дети войдут в этот мир не подготовленными. Люди, в детстве подвергшиеся такого рода "заботе", придя в реальный мир, как правильно, не выдерживают и ломаются. Такие люди часто становятся алкоголиками и наркоманами, пытаясь убежать от той реальности, к которой они совсем не приспособлены. Детям нужно дать максимум свободы. Как ни странно, чем больше свободы даётся не только детям, но и людям в целом, тем меньше у них желания этой свободой воспользоваться и чем сильнее запрет, тем больше желание нарушить этот запрет. Если вы всё же хотите оградить ваше чадо от чего-либо, то не запрещайте ему, а просто объясните, почему этого делать или пробовать не стоит.
Типы семейного воспитания.
Ведущий: Наша задача сегодня - понять, какие стороны воспитания способствуют развитию детей, их адаптации в школе и в обществе, а какие факторы являются тормозящими и отклоняющими развитие от нормы. Каждая семья неповторима, в каждой есть свои традиции, излюбленные способы и приемы воздействия на детей,
то есть каждая семья характерна своим собственным типом воспитания.
Сегодняшняя наука создала специальную классификацию типов семейного воспитания. Этот тип во многом определяется авторитетом родителей в семье. Сейчас каждая группа получит лист с описанием тех или иных типов авторитета, ознакомится с ними, а затем спрогнозирует результат, который даст этот тип воспитания.
5. Спрогнозируйте результат данного типа воспитания.
Авторитет подавления
Особенно страдают им отцы. По каждому поводу такой отец раздражается, сердится, повышает голос, а нередко хватается за ремень. При таком отцовском терроре положение матери в семье сводится к нулю. Дети вырастают:.. (либо забитыми, безвольными, либо самодурами, мстящими за свое подавленное детство).
Авторитет чванства.
Родители кичатся своими заслугами на каждом шагу, высокомерны в отношениях с другими людьми, не считаются с их мнением. Как правило, дети начинают чваниться перед своими товарищами: " Вот я скажу своему папе, он тебе задаст" или " А ты знаешь, кто мой папа?" и т.д. Дети из таких семей:.. ( вырастают хвастливыми, не умеющими самокритично относиться к своему поведению ).
Авторитет педантизма
Родители держат детей в повиновении на приказах, распоряжениях. В семье не советуются с детьми, не считаются с их мнением. При таком авторитете дети:. ( не умеют проявить самостоятельность, инициативу, постоянно ждут распоряжения взрослых или сопротивляются требованиям взрослых).
Авторитет противостояния
Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. По каждому поводу родители начинают длинные и скучные речи, подчас одни и те же. Дети: ( привыкают к ним, не реагируют на них, часто озлобляются и перестают слушать и уважать родителей).
Авторитет любви
Этот самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей. А как этого заслужить? Необходимо показывать детям свою родительскую любовь, считают они. Для этого родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют детей, ласкают.
Если ребенок плохо ест или не слушается, у него тут же спрашивают: "Значит, ты маму не любишь?" В этой обстановке у детей:
(воспитывается семейный эгоизм. Ребенок скоро начинает понимать, что папу и маму можно легко обмануть, что угодно у них выпросить, стоит для этого показать, как ты их любишь. В таких семьях вырастают люди с холодным сердцем, циники, расчетливые дельцы. Страдают от такого воспитания в первую очередь сами родители).
Авторитет доброты
Детское послушание покупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью. Папа и мама выступают перед ребенком как добряки, которые все разрешают, ничего для него не жалеют. Родители боятся конфликтов в семье, они за мир даже с большими жертвами. В такой семье дети: (очень часто начинают командовать родителями, у них появляются капризы, требования).
Авторитет подкупа
Это самый безнравственный вид авторитета, когда послушание ребенка подкупается подарками и разными обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться - куплю тебе велосипед или пойдем в цирк. Особенно тяжелы последствия такого авторитета, где нет слаженности между отцом и матерью, где наметилась конфликтная ситуация. В таких семьях родители задабривают ребенка с целью перетянуть его на свою сторону. Ребенок:. (пользуется этим, но постепенно перестает уважать и отца, и мать. Вырастает человек, который ничего не сделает по собственному внутреннему побуждению, который приучен лавировать, приспосабливаться).
Индивидуальная работа.
Ведущий: Сейчас я попрошу вас поделить лист бумаги на две части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей или учеников, а в другой - которыми ругаете. Прошу выполнить эту работу за две минуты.
А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
Просмотр отрывка из фильма "Жет_мдер" о том, как дети, услышав мелодию, вспоминают, как танцевали под нее вместе с родителями. Обсуждение.
А сейчас предлагаю вам прочитать на интерактивной доске несколько "если":
Если:
- Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
- Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
- Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Тест.
- Хотите узнать, как вы справляетесь со своими святыми обязанностями воспитателей?
- Ответьте на вопросы, которые мы вам предлагаем:
- Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на темы воспитания?
- Ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы о том, что его поведение - результат вашего воспитания?
- Единодушны ли вы с вашими коллегами в вопросах воспитания?
- Ребенок предлагает вам помощь. Примите ли вы ее, если дело при этом задержится, а то и вовсе остановится?
- Используете ли вы форму запрета или приказа, только уж если без нее никак не обойтись?
- Согласны ли вы, что в воспитании главное - последовательность?
- А с тем, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние, согласны?
- Вы признаете важность физкультуры для гармоничного развития ребенка?
- Сможете ли вы не приказать ребенку, а попросить его о чем-нибудь?
- Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа "У меня нет времени"?
За каждый положительный ответ напишите 2 очка, за ответ "иногда" - 1, за отрицательный - о. Подсчитайте результат.
Меньше 6 очков: о настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя вам говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и, не мешкая, заняться своим образованием в этой области.
7-14 очков: вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое над чем вам следовало бы задуматься.
Более 15 очков: вы вполне справляетесь со своими обязанностями. И, тем не менее, не попробовать ли ещё кое-что немного улучшить?
Стихотворение, которое подведет итог всему сказанному нами сегодня.
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь привел.
Добро увидеть в действии -
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но уж я лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Итак, мы многое сегодня обсудили, много высказали своих мыслей, отстаивали свои убеждения. Каково же будет наше решение?
Решение родительского собрания:
1. Воспитывать детей в атмосфере сотрудничества и взаимопонимания
2. Ввести в практику проведение родительских советов с целью самосовершенствования родителей
Используемая литература.
- "Воспитание школьника" журнал №3- 2004
- Назарбаева С.А. "Этика жизни", Алматы, 2001
- Нусупбекова М.И., Аргынбаева А.Б. "Педагогический сундучок" Дидактические игры по валеологии. "Алматык_тап", 2005
- Овчарова Р.В. "Справочная книга социального педагога" Москва ТЦ "Сфера" 2001