Урок-путешествие "Сложение и вычитание именованных чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать умения выполнять операции преобразования, сложения, вычитания именованных чисел.
  • Закрепить навыки решения задач изученных видов, умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями, правило на порядок действий, формировать вычислительные навыки.
  • Тренировать в записи и чтении многозначных чисел. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.

– Какую тему изучали на прошлом уроке?

2. Актуализация знаний.

– Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие. Вот карта нашего путешествия.

Учитель вывешивает карту путешествия.

Мы побываем на станциях: Измерений, Выражений, Преобразований, Отдыха, Задач, Вычислений и вернемся обратно в школу. Путешествовать мы будем на поезде. А где же паровоз?

– Кто нарисует паровоз одним росчерком, т.е. не отрывая карандаша от бумаги (мела от доски) и не проводя им дважды по одной и той же линии?

– А машинистом у нас будет ее величество Длина. В путешествии вы должны выполнить много сложных заданий по теме <<Меры длины>>. Длина берет с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых. Есть у нас такие?

– А сейчас она проверит вас на внимательность.

Нарисуй недостающую фигуру:\

Фронтальная работа.

Нам весело живется –
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?

Учитель показывает карточки с отрезками 10 см., 5 см., 1 см.

– Сколько в одном километре метров, дециметров, сантиметров, миллиметров?

– Решите задачи:

а) Лань пробежала 6000 м, а машина за это время проехала 8 км. На сколько метров машина проехала дальше?

б) Движение человека, как правило, измеряют метрами, движение черепахи – дециметрами и сантиметрами. А чем измеряют путь, проделанный мотоциклистом? Самолетом?

– Вспомните:

1 км. = … м; 1 км. = … дм;

1 км. = … см; 1 км. = … мм.

Задание на развитие зрительной памяти

Учитель показывает карточки, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем учитель карточки убирает, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетради. Затем самопроверка по эталону.

3. Работа по теме урока.

– Прибываем на первую станцию Измерений.

– Без какого предмета не обойтись на этой станции? (Не обойтись без линейки.)

Начерти отрезок АВ = 3 см 6 мм и отрезок ВС = 5 см 4 мм, если:

1) В Є АС;
2) В Є АС.

В каждом из этих случаев сравни длину отрезка АС с суммой длин отрезков АВ и ВС. Что ты наблюдаешь? Как объяснить полученный результат?

а) Начерти треугольник АВС. Измерь его стороны и найди периметр.

б) Выполни тоже задание для четырехугольника DEFK.

– Почему у вас у всех периметры получились разные? (Взяли разные длины сторон.)

– Распределите линии, изображенные на рисунке на три группы.

1 группа – кривые линии (1, 3, 6, 8);

2 группа – прямые линии (2, 5);

3 группа – ломаные линии (4, 7, 9).

– Мы прибыли на станцию Преобразований.

Вырази в новых единицах измерения. Что ты замечаешь?

Вырази:

а) в сантиметрах: 40 мм; 3 дм 6см; 58м; 2м 3 см;

б) в миллиметрах: 7 см; 1 см 5 мм; 4 дм; 6 дм 2 мм;

в) в метрах: 3км; 5 км 14 м; 82 км 5 м; 9000 см.

Вывод: система мер длины аналогична десятичной системе записи многозначных чисел.

– Едим дальше. Станция Выражений.

Выполнить коллективно с проговариванием вслух. Предварительно спросить у детей:

– Когда мы можем сравнивать, складывать или вычитать величины? (Величины можно сравнивать, складывать и вычитать только тогда, когда они выражены в одних и тех же единицах измерения.)

Далее дети преобразовывают величины и вычисляют в столбик.

Выполни действия:

4 дм 2 см + 9 см 6 мм

3 м – 2 дм 5 мм

1 км 3 м – 89 м

5 дм 9 см 3 мм + 47 мм

 7 м 2 дм 5 см + 24 м 72 см

 6 км – 4 км 32 м

 90 м 2 см -6 м 4 дм 2 см

 2 дм 98 мм + 4 м 2 мм

– Молодцы! И здесь успешно справились с заданием.

– Едем дальше. Станция отдыха.

4. Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так словно освежились,
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

5. Продолжение работы по теме урока.

– Заняли свои места. Едем дальше. Следующая станция Задач.

Итак, внимание.
Последние задания.
Вы задачи решите,
Нас знаниями поразите.

Учащиеся подбирают недостающие данные и устно решают задачи.

а) Андрей купил 4 конфеты по цене 20 р. Сколько денег он заплатил?

б) На одно платье идет 2 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 60 м?

в) Рост Игоря – 80 см, а Дениса – 100 см. На сколько сантиметров Денис выше Игоря?

– Составьте краткую запись задачи и решите.

а) В двух купейных вагонов поезда 72 места. Сколько мест в 5 купейных вагонах?

б) За 3 батона хлеба заплатили 18 руб., а за 2 булочки – 8 руб. Сколько денег останется от 50 руб., если купить 4 батона и 3 булочки?

– И так, мы прибываем на последнюю остановку Вычислений.

– Выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону.

Выполни действия:

а)

б)

в)

Составь программу действий и вычисли:

а) 9×4:6 + (18 + 22):8 – 48:(3×8 – 2×9) =

б) 5×(30 – 7×3) – (50 – 18):(28:7) + 81:9×7 =

– А теперь мы вернемся в школу. На этом повторение материала по теме <<Меры длины>> заканчивается. Длина благодарит вас за интересное путешествие.

– Посмотрите на путь, что он вам напоминает? (Ломаную линию.)

– Что вы еще можете рассказать про нее? (В ней семь звеньев, эта линия замкнутая.)

6. Подведение итогов урока.

Домашние задание.