Цели урока:
- Формировать умения выполнять операции преобразования, сложения, вычитания именованных чисел.
- Закрепить навыки решения задач изученных видов, умножать и делить числа, оканчивающиеся нулями, правило на порядок действий, формировать вычислительные навыки.
- Тренировать в записи и чтении многозначных чисел. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем сейчас урок.
– Какую тему изучали на прошлом уроке?
2. Актуализация знаний.
– Сегодня на уроке я предлагаю отправиться в путешествие. Вот карта нашего путешествия.
Учитель вывешивает карту путешествия.
Мы побываем на станциях: Измерений, Выражений, Преобразований, Отдыха, Задач, Вычислений и вернемся обратно в школу. Путешествовать мы будем на поезде. А где же паровоз?
– Кто нарисует паровоз одним росчерком, т.е. не отрывая карандаша от бумаги (мела от доски) и не проводя им дважды по одной и той же линии?
– А машинистом у нас будет ее величество Длина. В путешествии вы должны выполнить много сложных заданий по теме <<Меры длины>>. Длина берет с собой знающих, сообразительных, находчивых, умелых. Есть у нас такие?
– А сейчас она проверит вас на внимательность.
Нарисуй недостающую фигуру:\
Фронтальная работа.
Нам весело живется –
Понятно всем без слов.
На глаз определить длину отрезков
Кто уже готов?
Учитель показывает карточки с отрезками 10 см., 5 см., 1 см.
– Сколько в одном километре метров, дециметров, сантиметров, миллиметров?
– Решите задачи:
а) Лань пробежала 6000 м, а машина за это время проехала 8 км. На сколько метров машина проехала дальше?
б) Движение человека, как правило, измеряют метрами, движение черепахи – дециметрами и сантиметрами. А чем измеряют путь, проделанный мотоциклистом? Самолетом?
– Вспомните:
1 км. = … м; 1 км. = … дм;
1 км. = … см; 1 км. = … мм.
Задание на развитие зрительной памяти
Учитель показывает карточки, ученики запоминают рисунок и последовательность расположения. Затем учитель карточки убирает, а ученики по памяти воспроизводят рисунки у себя в тетради. Затем самопроверка по эталону.
3. Работа по теме урока.
– Прибываем на первую станцию Измерений.
– Без какого предмета не обойтись на этой станции? (Не обойтись без линейки.)
Начерти отрезок АВ = 3 см 6 мм и отрезок ВС = 5 см 4 мм, если:
1) В Є АС;
2) В Є АС.
В каждом из этих случаев сравни длину отрезка АС с суммой длин отрезков АВ и ВС. Что ты наблюдаешь? Как объяснить полученный результат?
а) Начерти треугольник АВС. Измерь его стороны и найди периметр.
б) Выполни тоже задание для четырехугольника DEFK.
– Почему у вас у всех периметры получились разные? (Взяли разные длины сторон.)
– Распределите линии, изображенные на рисунке на три группы.
1 группа – кривые линии (1, 3, 6, 8);
2 группа – прямые линии (2, 5);
3 группа – ломаные линии (4, 7, 9).
– Мы прибыли на станцию Преобразований.
Вырази в новых единицах измерения. Что ты замечаешь?
Вырази:
а) в сантиметрах: 40 мм; 3 дм 6см; 58м; 2м 3 см;
б) в миллиметрах: 7 см; 1 см 5 мм; 4 дм; 6 дм 2 мм;
в) в метрах: 3км; 5 км 14 м; 82 км 5 м; 9000 см.
Вывод: система мер длины аналогична десятичной системе записи многозначных чисел.
– Едим дальше. Станция Выражений.
Выполнить коллективно с проговариванием вслух. Предварительно спросить у детей:
– Когда мы можем сравнивать, складывать или вычитать величины? (Величины можно сравнивать, складывать и вычитать только тогда, когда они выражены в одних и тех же единицах измерения.)
Далее дети преобразовывают величины и вычисляют в столбик.
Выполни действия:
4 дм 2 см + 9 см 6 мм
3 м – 2 дм 5 мм 1 км 3 м – 89 м 5 дм 9 см 3 мм + 47 мм |
7 м 2 дм 5 см + 24 м 72 см 6 км – 4 км 32 м 90 м 2 см -6 м 4 дм 2 см 2 дм 98 мм + 4 м 2 мм |
– Молодцы! И здесь успешно справились с заданием.
– Едем дальше. Станция отдыха.
4. Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так словно освежились,
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
5. Продолжение работы по теме урока.
– Заняли свои места. Едем дальше. Следующая станция Задач.
Итак, внимание.
Последние задания.
Вы задачи решите,
Нас знаниями поразите.
Учащиеся подбирают недостающие данные и устно решают задачи.
а) Андрей купил 4 конфеты по цене 20 р. Сколько денег он заплатил?
б) На одно платье идет 2 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 60 м?
в) Рост Игоря – 80 см, а Дениса – 100 см. На сколько сантиметров Денис выше Игоря?
– Составьте краткую запись задачи и решите.
а) В двух купейных вагонов поезда 72 места. Сколько мест в 5 купейных вагонах?
б) За 3 батона хлеба заплатили 18 руб., а за 2 булочки – 8 руб. Сколько денег останется от 50 руб., если купить 4 батона и 3 булочки?
– И так, мы прибываем на последнюю остановку Вычислений.
– Выполнить самостоятельно с самопроверкой по эталону.
Выполни действия:
а)
б)
в)
Составь программу действий и вычисли:
а) 9×4:6 + (18 + 22):8 – 48:(3×8 – 2×9) =
б) 5×(30 – 7×3) – (50 – 18):(28:7) + 81:9×7 =
– А теперь мы вернемся в школу. На этом повторение материала по теме <<Меры длины>> заканчивается. Длина благодарит вас за интересное путешествие.
– Посмотрите на путь, что он вам напоминает? (Ломаную линию.)
– Что вы еще можете рассказать про нее? (В ней семь звеньев, эта линия замкнутая.)
6. Подведение итогов урока.
Домашние задание.