Цели урока:
- закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме;
- закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, проверить работу с формулами;
- показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление понятий: скорость и энергия молекул; работа с ячейками, формулы в электронных таблицах;
- формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
- развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
- продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.
Развивающие:
- развивать: умение применять знания теории на практике;
- развивать: наблюдательность, самостоятельность;
- стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.
Планируемые результаты:
Знать:
- формулы по данной теме;
- основные формулы по данной теме;
- правила записи формул в ЭТ Excel.
Уметь:
- решать задачи с использованием законов;
- решать качественные задачи с помощью ЭТ.
Тип урока:интегрированный урок по физике и информатике.
Комплексно-методическое обеспечение: карточки – задания, доска, ПК, проектор.
Методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;
- проблемные (задачи).
Межпредметные связи:
- физика;
- информационные технологии;
- математика.
Ход урока
I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (1 мин.)
Преподаватель информатики:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.
II. Повторение (10 мин.).
Преподаватель информатики:
Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ(см. Приложение 1)
- Как называется прикладная программа, с помощью которой можно производить математические расчеты?
- С чего необходимо начинать запись формулы в ЭТ?
- Какой знак необходимо применить для функции умножения в MS Excel?
- Какая функция позволяет число возвести в некоторую степень в MS Excel?
- Какая функция извлекает корень квадратный из числа или выражения в MS Excel?
- Выбрать верную линейную запись для примера 10 -3
- Что необходимо сделать, чтобы в других ячейках автоматически появлялась одна и та же функция, но уже для других параметров?
Задания. Напишите линейную запись для следующих формул:
III. Решение физической задачи (учитель физики) (8 мин.)
Преподаватель физики:
- Опрос прошлой темы – фронтально.
- Далее: на доске производится решение физической задачи на нахождение скорости и энергии молекул теплового движения.
Преподаватель информатики:
ТБ (немного). Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.
IV. Практическая работа “Решение физических задач с помощью ПК” (20 минут): работа в группах – сильные помогают слабым.
– Выполняют учащиеся работу по карточкам.
- Выполнить задачу на ПК для данных параметров температуры (см. Приложение 2)
- Построить график зависимости E(T) и сделать вывод, какая получилась зависимость?
- Тест за ПК (см. Приложение 3).
– При работе учащихся за ПК их результаты учителями заносятся в таблицу (см. Приложение 4)
V. Обсуждение результатов (2 мин.):
Преподаватель физики: мы решили задачу с помощью ПК, но для разных условий, что позволило сделать больше расчетов и представить их наглядно.
Демонстрация предполагаемого решения (см. Приложение 5)
VI. Выставление итоговых оценок (2 мин.) –
Учитель информатики демонстрирует результаты учеников с помощью проектора (см. Приложение 4).
VII. Итог урока (1 мин.) – рефлексия
- Как чувствовали себя на уроке?
- Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?
VIII. Домашнее задание (1 мин.)