Интегрированный урок по информационным технологиям и физике на тему "Нахождение скорости и энергии молекул теплового движения с помощью компьютера"

Разделы: Физика, Информатика


Цели урока:

  • закрепить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме;
  • закрепить навыки заполнения и редактирования таблиц, проверить работу с формулами;
  • показать возможность использования информационных технологий при решении задач по другим предметам, в частности, по физике.

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепление понятий: скорость и энергия молекул; работа с ячейками, формулы в электронных таблицах;
  • формирование умения устанавливать отношения между предметами с помощью прикладных программ;
  • развитие навыков использования ПК при решении задач по физике;
  • продолжить формирование практических и интеллектуальных умений школьников.

Развивающие:

  • развивать: умение применять знания теории на практике;
  • развивать: наблюдательность, самостоятельность;
  • стимулировать познавательную деятельность постановкой проблемных вопросов и заданий, оценкой и поощрением.

Планируемые результаты:

Знать:

  • формулы по данной теме;
  • основные формулы по данной теме;
  • правила записи формул в ЭТ Excel.

Уметь:

  • решать задачи с использованием законов;
  • решать качественные задачи с помощью ЭТ.

Тип урока:интегрированный урок по физике и информатике.

Комплексно-методическое обеспечение: карточки – задания, доска, ПК, проектор.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемные (задачи).

Межпредметные связи:

  • физика;
  • информационные технологии;
  • математика.

Ход урока

I. Организационный момент (мотивация учебной деятельности) (1 мин.)

Преподаватель информатики:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим нестандартный урок: применение информационных технологий при решении задач по физике. С помощью ПК вы сможете решить значительно больше задач, чем на обычном уроке в кабинете физики.

II. Повторение (10 мин.).

Преподаватель информатики:

Прежде чем решать задачи, давайте повторим основные понятия, которые вы должны знать при работе в ЭТ(см. Приложение 1)

  1. Как называется прикладная программа, с помощью которой можно производить математические расчеты?
  2. С чего необходимо начинать запись формулы в ЭТ?
  3. Какой знак необходимо применить для функции умножения в MS Excel?
  4. Какая функция позволяет число возвести в некоторую степень в MS Excel?
  5. Какая функция извлекает корень квадратный из числа или выражения в MS Excel?
  6. Выбрать верную линейную запись для примера 10 -3
  7. Что необходимо сделать, чтобы в других ячейках автоматически появлялась одна и та же функция, но уже для других параметров?

Задания. Напишите линейную запись для следующих формул:

III. Решение физической задачи (учитель физики) (8 мин.)

Преподаватель физики:

  • Опрос прошлой темы – фронтально.
  • Далее: на доске производится решение физической задачи на нахождение скорости и энергии молекул теплового движения.

Преподаватель информатики:

ТБ (немного). Обратите внимание: при решении задач вам надо было правильно записать формулу в первой строке, а остальные результаты пересчитываются в ЭТ автоматически.

IV. Практическая работа “Решение физических задач с помощью ПК” (20 минут): работа в группах – сильные помогают слабым.

– Выполняют учащиеся работу по карточкам.

  1. Выполнить задачу на ПК для данных параметров температуры (см. Приложение 2)
  2. Построить график зависимости E(T) и сделать вывод, какая получилась зависимость?
  3. Тест за ПК (см. Приложение 3).

– При работе учащихся за ПК их результаты учителями заносятся в таблицу (см. Приложение 4)

V. Обсуждение результатов (2 мин.):

Преподаватель физики: мы решили задачу с помощью ПК, но для разных условий, что позволило сделать больше расчетов и представить их наглядно.

Демонстрация предполагаемого решения (см. Приложение 5)

VI. Выставление итоговых оценок (2 мин.) –

Учитель информатики демонстрирует результаты учеников с помощью проектора (см. Приложение 4).

VII. Итог урока (1 мин.) – рефлексия

  • Как чувствовали себя на уроке?
  • Способствует ли форма проведенного урока лучшему усвоению изучаемого материала?

VIII. Домашнее задание (1 мин.)