Модульная технология. Модуль "Общие свойства металлов"

Разделы: Химия


Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как простых веществах; закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождении в природе, основных областях применения; акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; развивать представления о причинно – следственных связях явлений, познаваемости мира.

Девиз урока: “Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность” (Б.Шоу).

Реактивы и оборудование: цинк, магний, медь, железо, вода, соляная кислота, раствор хлорида меди (II); спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.

В данный модуль входят четыре учебных элемента (УЭ):

УЭ – 1. Постановочная часть урока;

УЭ – 2. Металлы – химические элементы;

УЭ – 3. Металлы – простые вещества;

УЭ – 4. Резюме. Самостоятельная работа.

УЭ – 1. Постановочная часть урока.

Цели: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

На доске записано название модуля: “Общие свойства металлов”.

Первая часть урока.

Актуализация знаний учащихся, постановка учебных целей (5 мин.). Учитель знакомит учащихся с содержанием модуля по карте самоконтроля самооценки по данной теме и зачитывает вместе с учащимися, что они должны знать и уметь в процессе изучении темы.

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

Контрольные вопросы и задания

Источник информации

Положение химических элементов металлов в периодической системе. Нахождение металлов в природе.

Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов.

Давать сравнительную характеристику металлов по положению в периодической системе.

1.Какова распространённость металлов в природе?

2.В чём различие в строении атомов металлов и неметаллов?

3.Как изменяется восстановительная способность металлов в периодах, в главных подгруппах?

4. Чем отличаются металлические кристаллические решётки от: а) ионных; б) атомных?

Металлы – простые вещества. Получение металлов в промышленности, физические свойства металлов.

Основные физические свойства простых веществ – металлов. Способы получения, важнейшие восстановители металлов.

Описывать физические свойства металлов и объяснять их. Называть способы получения металлов в промышленности.

1. В виде каких соединений встречаются в природе хром, свинец? Приведите уравнения реакций получения этих металлов.

2.Чем объясняется сходство физических свойств металлов?

Металлы – простые вещества. Химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, солями, водой, кислотами.

Важнейшие химические свойства металлов.

Составлять уравнения химических реакций металлов с неметаллами, водой, кислотами, солями. Составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций.

1. Допишите уравнения реакций:

Mg + N2 → ?;

K + H2O → ? + Н2;

Mg + HNO3(раз).→N2+ ? + ?

Объясните окислительно-восстановительные процессы.

2. При взаимодействии 3,45г. щёлочного металла с водой образовалось 5,6 л (н.у.) водорода. Назовите щелочной металл.

3.При взаимодействии 12,4г оксида одновалентного металла с водой образуется 16 г его гидроксида. Определите металл.

Металлы – простые вещества. Применение металлов и их сплавов.

Области применения металлов и их сплавов.

Доказать преимущества применения металлов и их сплавов в различных областях.

Карта самоконтроля и самооценки по теме “Общие свойства металлов”.

После этого учитель предлагает учащимся вспомнить то, что они знают о металлах. Одновременно с ответами учащихся учитель на доске заполняет таблицу ЗХУ – “Знаем, хотим узнать”.

Таблица ЗХУ.

Знаем

Хотим узнать

1.

2.

3.

4.

1.

2.

3.

4.

После заполнения таблицы осуществляется постановка учебных целей.

Вторая часть урока.

Прежде чем заполнить кластер по теме: “Общие свойства металлов”, сделаем загадочную паузу. Предлагаем учащимся загадки о металлах (3 мин).

  • Он в теченье многих лет был причиной многих бед. (Au)

  • Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Ca)

  • Красит пламя в жёлтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Na)

  • К восьмой группе отнесён, в честь России назван он. (Ru)

  • “Камнем” прозван он людьми, но попробуй-ка, возьми. (Li)

  • Из него солдатик твой, не болеет он “чумой”. (Sn)

На каждой парте лежит схема – кластер “Металлы”.

Кластер по теме “Общие свойства металлов”.

Учитель объясняет учащимся принцип работы с кластером, который поможет найти ответы на поставленные вопросы.

УЭ – 2. Металлы – химические элементы.

Цель: сформировать у учащихся понимание понятия металл – химический элемент.

Учащиеся работают с первой частью опорного конспекта “Химия металлов” и делают краткие записи – схемы в тетрадях, отвечая на вопросы по плану (10мин).

Таблица.

Опорный конспект “Химия металлов”.

Положение химических элементов – металлов в П.С.

Строение атомов металлов.

Нахождение металлов в природе (используя таблицу “Распространенность металлов в земной коре”.)

“Распространенность металлов в земной коре”.

После этого учитель организует обсуждение данных вопросов и сообщает интересную информацию: “А вы знаете?”

Металлы составляют 3% массы человека, например: содержание кальция в организме – 2%, калия – 0,27%, натрия – 0,1%. Роль металлов в организме человека чрезвычайно велика.

 УЭ – 3. Металлы – простые вещества.

Цель: сформировать у учащихся понятие о металлах как простых веществах, повторить и закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождении в природе, основных областях их применения.

На доске прикреплены карточки знаков семи металлов и запись “Семь металлов создал свет по числу семи планет”.

Сообщаем учащимся краткую историческую справку о металлах (3мин).

Учитель. Считается, что в древности и в средние века были известны только семь металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет: Солнце(Au), Венера(Cu), Луна(Ag), Марс(Fe), Юпитер(Sn), Сатурн(Pb), Меркурий(Hg). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах земли рождаются эти металлы. В настоящее время множество металлов трудятся вокруг нас и для нас, где бы мы ни находились: дома или в школе, на улице или в транспорте. А было время, когда человек применял намного меньше металлов. Вот о тех временах и поговорим.

Сообщение учащегося о золоте (3 мин.)

В природе есть металл, обладающий таким же цветом, что и золото. Это – медь. За золотым веком пошёл век медный.

Сообщение учащегося о меди (3 мин.)

Учитель. Сегодня медь широко используется в электротехники. По указу Петра1 начали чеканить медные монеты, а затем из латуни (Cu-60%, Zn-40%). И, наконец, третий металл. Появление железа в человеческой цивилизации положило начало железному веку.

Сообщение учащегося о железе. (3 мин.)

Учитель. Электрическая лампочка – лет 60 назад она считалась чудом. Это и впрямь чудо, ведь в обыкновенную лампочку входят 9 металлов, каждый со своими свойствами. Вот и поговорим о свойствах металлов. Но перед этим сделаем “загадочную паузу”.

Назовите самый распространённый металл земной коры. (Al)

Металл, обнаруженный в упавших метеоритах. (Fe)

Металл, обладающий бактерицидными свойствами (Ag)

Какой металл широко используется в электротехнике? (Cu)

В течение 7 мин. учащиеся работают самостоятельно по учебнику 9 класса и опорному конспекту “Химия металлов”, используя также схему – кластер.

В результате учащиеся должны составить схему “Паучок” по теме: “Физические свойства металлов”, зарисовать схему металлической кристаллической решётки металлов и ответить на вопросы:

  1. Чем обусловлены общие физические свойства металлов?
  2. Какой вид связи в металлах?

Схема “Паучок” по теме “Физические свойства металлов”.

На изучение химических свойств металлов отводим 15 мин.

Реактивы: медь, магний, вода, соляная кислота(1:1), железный гвоздик, раствор сульфата меди (2).

Оборудование: штатив с 3 пробирками, спички, спиртовка и держатель.

Учащиеся работают с опорным конспектом “Химия металлов”. Зарисовывают в тетрадь схему “Химические свойства металлов”, акцентируя внимание, что металлы проявляют восстановительные свойства. Сравнивают восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжения металлов.

После этого проводится лабораторная работа “Химические свойства металлов” по плану, который записан на доске. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности.

  1. Окисление меди кислородом воздуха.
  2. Взаимодействие магния с водой
  3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой
  4. Взаимодействие железа с сульфатом меди (2).

Свои наблюдения учащиеся вносят в таблицу (табл.1) и делают выводы о химических свойствах металлов, используя материал учебника 9 класса. На доске-шапка таблицы 1.

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы.

Следующий этап – изучение способов получения металлов (7 мин).

Учащиеся работают самостоятельно. Используют учебный материал учебника 9 класса, записывают в тетрадь общие способы получения металлов и перечисляют основные восстановители металлов.

Изучая применение металлов (7 мин), учащиеся работают по пособию Р.А. Лидина “Химия для абитуриентов” стр.157(М.;Химия,1993) и составляют рассказ о применении металлов. На уроке заслушиваются два лучших рассказа, которые оцениваются. Затем проводится “химическая пауза" (3мин), предлагая учащимся химические “перевёртыши”. Прослушав текст “перевёртыша”, учащиеся определяют правильное звучание фразы.

  1. Разговор – ртуть, крик – платина. (Слово-серебро, молчание-золото).

  2. Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо).

  3. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошёл огонь, воду и медные трубы).

  4. Не та грязь, что тусклая. (Не то золото, что блестит).

  5. Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за металл).

  6. В пустыне саксаул коричневый, на нём из меди обручальное кольцо. (“У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том”.)

УЭ – 4. Резюме. Самостоятельная работа.

Цели: повторить и обобщить знания о металлах. Выявить степень усвоения учащимися материала модуля “Общие свойства металлов”.

Время работы – 10 мин. Данную часть урока можно провести в форме самостоятельной работы по заполнению карты самоконтроля и самооценки по теме “Общие свойства металлов”, предварительно разделив класс на три группы (1, 2, 3 – ряды).

В карте имеется графа “Источник информации”, которая позволяет учащимся в случае затруднения найти материал для ответа в учебнике.

После этого учитель организует обсуждение ответов на данные вопросы и оценивает лучшие ответы. Если остаётся время - проводится разноуровневая работа.(10 мин); вопросы работы прилагаются на обратной стороне карты самоконтроля и самооценки. Если не остаётся времени, то эта работа переносится на следующий урок.

В конце урока обязательно проводится рефлексия. Учащиеся высказывают своё мнение о данном уроке.

Записывают домашнее задание.