Дети объединяются с учетом своих интересов как в школе, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличается от них и составляет особое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения детей во временных объединениях. Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих подростков, так и других людей. Эта деятельность должна строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.
Цель деятельности любого объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.
Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добровольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих потребностей. Важно, чтобы объединение повышало социальную значимость их деятельности, делало их более “взрослыми”. Этот аспект, не противоречащий “детской” цели, предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего является желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.
Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, целей ребенка, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.
Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка.
Процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.
Основным назначением деятельности школьной детской организации мы считаем способствование подрастающему поколению юных россиян в познании и совершенствовании окружающей действительности, в становлении их гражданской позиции.
В этой формулировке объединены три важнейших компонента гражданского воспитания: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование гражданской позиции юных жителей России.
Их увязка в миссии детской организации оправдана и имеет сугубо диалектический смысл.
Улучшить Мир невозможно без его познания, в процессе которого настоящий гражданин и патриот (а формированию именно таких личностей, “любящих Родину, уважающих все народы, живущие на планете”, организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблемы и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулирует его стремление к дальнейшему открытию Мира и самосовершенствованию. А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, в том, чтобы жизнь становилась лучше.
Таким образом, мы видим тот “педагогический треугольник” с вершинами – воспитание, социализация, саморазвитие личности, который Б.З. Вульфов связывает с содержанием процесса “становления социальности человека”.
Цели и задачи нашей школьной общественной организации определены на основе главного назначения (миссии) ШДО и целью образовательной деятельности школы.
Главной целью образовательной деятельности МОУ СОШ№7 № 7 города Сургута является становление социально компетентной личности молодого человека, характеризующегося общей культурой и нравственной направленностью в поведении, осознанным профессиональным самоопределением на основе устойчивой познавательной мотивации и развитых познавательных способностей; а также способного к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, интересах общества и государства.
Нужно подчеркнуть, что данная цель реализуется в целостном образовательном процессе, частью которого является воспитательный процесс как сфера ценностно-нравственного развития личности и сфера реализации таких видов деятельности, как общественная, трудовая, художественно-эстетическая, общение. Поэтому целевой ориентир воспитательного процесса мы определяем как подцель образовательной деятельности школы.
Цель воспитательного процесса МОУ СОШ № 7 - воспитание личности молодого человека, обладающего общей культурой и нравственной направленностью поведения, способного к активной позитивной самореализации в интересах своей личности, интересах общества и государства.
Поэтому главными принципами построения воспитательного процесса являются: принцип гуманистической направленности, принцип природосообразности, принцип культуросообразности, принцип эффективности социального, принцип концентрации воспитания.
Исходя из всего вышеизложенного, целью школьной детской организации определено – формирование социальных качеств личности школьников на основе изучения ими истории школы, города, региона, страны; участия детей и подростков в работе органов школьного самоуправления и коллективной социально-значимой деятельности.
На сегодняшний день наиболее оправдавшими себя в педагогической практике являются длительные игры, сюжет которых максимально приближен к жизни или возрастным особенностям восприятия действительности. В своей школе мы выбрали основой жизнедеятельности нашей школьной детской организации игру, которую назвали “Город Счастья”. В этой связи нам представилось целесообразным формирование и развитие деятельности одновозрастных и разновозрастных профильных объединений, как детей, так и взрослых, содержание деятельности которых соответствует основным направлениям учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности школы в целом:
- МЭРИЯ как главный орган самоуправления ШДО;
- КВАРТАЛЫ и УЛИЦЫ города (школьные классные коллективы);
- Департамент образования (учебный процесс ОУ);
- Департамент культуры и спорта;
- Социальные объединения (временные детские коллективы);
- Институт кураторов (постоянный коллектив педагогов);
- Комитет здравоохранения ;
- Университет дополнительного образования(система ДО школы для педагогов, учащихся и их родителей);
- Музей истории города (школьный музей);
- Институт общественных отношений (постоянные и временные группы детей и взрослых, сотрудничающие с другими ОУ и общественными организациями города и т.п.);
- Объединение общественного питания ;
- Коммунальная служба (хозяйственные объединения школы).
Условия приема в организацию: желание, посвящение.
Количество членов организации: 708 ( 56 взрослых).
Наличие основополагающих документов:
- Положение о ШДО “Город Счастья”;
- Устав организации ;
- Программа ШДО .
Основные направления общественной деятельности ШДО:
- Оздоровительно-профилактическая
- Художественно-эстетическая
- Спортивная
- Военно-патриотическая (Жуковское движение, клуб “Саланг”)
- Экологическая
- Шефская
Формы работы: соревнования, конкурсы, смотры, слеты, фестивали, игры, коллективно-творческие дела.
Девиз ШДО: “Прочь тревоги и ненастья!Наша школа – “город Счастья”.
ШДО имеет свои атрибуты: гимн, герб, флаг детской организации, три переходящих флага, переходящие вымпелы, галстуки (синие, желтые, зеленые).
У ШДО свои законы, обычаи, в обсуждении которых принимали участие все “жители города Счастья”; свой печатный орган – газета “Город счастья”.
КВАРТАЛЫ города – это большие детские коллективы, объединяющие учащихся одной ступени обучения. УЛИЦЫ любого города позволяют передвигаться по нему, знакомиться и посещать разные городские объединения, участвовать в понравившихся городских мероприятиях. Классные коллективы учащихся школы на своих улицах наводят порядок и красоту, привлекают к себе внимание жителей и гостей города своими делами, принимают участие в общегородских делах. Детский коллектив сам выбирает себе название. И в ходе своего развития пытается доказать соответствие этого имени делам жителей данной улицы. Например, сейчас в “Городе Счастья” существует три квартала и более тридцати улиц:
- Зеленый квартал – здесь живут ученики начальной школы, цвету этого квартала соответствует и цвет галстуков младшей группы ДШО. В этом квартале мы можем встретить такие улицы: Игровая, Весельчаков, Спортивная, Солнечная, Энтузиастов, Мечтателей и т.д.;
- Желтый квартал – здесь учатся учащиеся средней школы, цвету этого квартала соответствует и цвет галстуков средней группы ДШО. В этом квартале мы можем встретить такие улицы: Математическая, Историческая, Биологическая, Юности, Сыщики пятерок, Сорванцов, Звездная, Сибирская, Знатоков, Парковая и т.д.;
- Синий квартал – это квартал старшеклассников, цвету этого квартала соответствует и цвет галстуков старшей группы ДШО. В этом квартале мы можем встретить такие улицы: Счастливчиков, Музейная, Любознательных, Островок Счастья, Мира, Выпускная, Туристическая, Университетская, Молодежная, Цветочная, Энтузиастов и т.п.
Департамент образования - так в “Городе Счастья” можно обозначить весь учебный процесс. А поскольку департамент – управление учебно-воспитательным процессом, то здесь мы выделим несколько отделов: отдел начального общего образования, отдел основного общего образования, отдел среднего общего образования. Специфика работы этих отделов определяется учебным планом школы.
Департамент культуры и спорта занимается организацией и проведением всех школьных культурно-массовых и спортивных мероприятий. Здесь два отдела: отдел культуры и отдел физкультуры и спорта.
Социальные объединения – это временные детские коллективы, в которые объединяются школьники разных классов и разных возрастов. Эти объединения можно определить как клубы по интересам, их деятельность носит ярко выраженный общественный характер и связана с общими задачами ШДО. Названия этих объединений отражают и содержание их деятельности: “Барабанщик”, “Символика”, “Горн”, “Песня”, “Туризм”, “Юнкор”, “Игра”. Для ребят каждой группы детской организации (младшей, средней и старшей) предполагается свой уровень (ступень) участия в этих объединениях, своего рода освоения программы этой специальности. Программа детских временных коллективов ШДО состоит из трех ступеней: 1 этап – “Ликбез” (1-4 класс), 2 этап – “Знаток” (5-8 класс), 3 этап – “Мастер” (9-11 класс).
Комитет здравоохранения представлен сотрудничеством комитета с медико-психолого-педагогической службой школы. Большое значение в этой деятельности имеют медицинский работник, социальный педагог и психологи школы. С их помощью членами ШДО осуществляется оздоровительно-профилактическое направление в работе организации.
Университет дополнительного образования, прежде всего, представлен научным обществом учащихся с его предметными направлениями – научными “факультетами”. В Университете сегодня несколько “факультетов” - направлений научно-исследовательской деятельности учащихся под руководством педагогов – предметников и преподавателей Сургутских вузов:
- “Медик” (медицина) для 9-х классов;
- “Юный биолог” (естествознание) для 3-х классов;
- “Этнос” (география) для 9-х классов;
- “Словесник” (русский язык) для 9-х классов;
- “Звучащие в эпохе голоса..” (литература) для 10-11-х классов;
- “Литературы яркие страницы” (литература) для 7-х классов;
- “Путешествие к истокам” (история) для 6-х и 11-х классов;
- “Спиноза” (математика) для 6-х классов и др.
К социальным объединениям “Города Счастья” относится и военно-патриотический клуб “САЛАНГ”. Членом клуба может стать любой юноша старшей группы ДШО (9-11 класс). Деятельность клуба связана с военно-патриотической подготовкой будущих военнослужащих под руководством взрослых. Кроме того, члены “Саланга” активно сотрудничают с телевидением г. Сургута, ежегодно участвуют в окружных соревнованиях (Школа выживания), участвовали в военно-спортивной телевизионной игре “Полигон”. В школе развито Жуковское движение. Создано 12 Жуковских отрядов, куда вошли около 300 детей. Они занимаются патриотическим воспитанием школьников. Ими же собран огромный материал о Г.К.Жукове, о полководцах, героях Великой Отечественной войны и оформлен должным образом в школьном музее.
В ходе жизнедеятельности организации могут быть созданы и другие клубные объединения по другим содержательным специальностям.
Музей истории города – это музей нашего образовательного учреждения, где отдельным планом формируется и история нашей детской общественной организации. Ежегодно в День рождения ШДО (День “Города Счастья”), от жителей улиц города в музей поступают подарки как экспонаты музейной экспозиции.
Институт общественных отношений мы представляем как постоянные и временные группы детей и взрослых, сотрудничающие с другими ОУ и общественными организациями города и т.п. Сотрудничество детского и педагогического коллективов школы, в том числе и через ШДО:
- Вузы города и региона: Тюменский государственный университет(филиал в Сургуте), Сургутский государственный университет –они помогают не только в учебной подготовке старшеклассников, но и в деятельности научного общества учащихся, в организации их научно-исследовательской работе.
- Учреждения дополнительного образования: Станция юных натуралистов, Станция юных техников, СДЮШОР “Югория”, ДЮСШ № 1, бассейн “Водолей”, Центр культуры и досуга “Строитель” – с помощью педагогов ДО ведутся кружки и секции, организуются и проводятся многие коллективные дела ШДО.
- Совет ветеранов города принимает участие в организации Жуковского движения.
- Дворовый клуб помогает в проведении общих дел в микрорайоне.
Объединение общественного питания (столовая школы). Члены школьной детской организации “Город Счастья” следят за чистотой и порядком в столовой.
Коммунальная служба (хозяйственные объединения школы). Члены ШДО активно участвуют в работе по соблюдению и поддержанию чистоты классных и общешкольных помещений, по озеленению школы и ее территории.
Несомненно, школьное ученическое самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного отечественного образования. В развитии школьного ученического самоуправления проявляет очевидную заинтересованность наше государство, что находит свое отражение в ныне действующих нормативно- правовых документах. В частности, среди принципов государственной политики в области образования закон РФ “Об образовании” содержит принцип общественно-государственного характера управления ОУ. При этом под государственно-общественным управлением может пониматься такое управление, в котором наряду с государственными структурами будут действовать и общественные структуры управления – органы школьного ученического управления.
Созданию в нашей школе органов ученического самоуправления предшествовал опрос среди учащихся о том, нужны ли в школе такие органы и какие вопросы они могут решать.
Большинство учащихся утвердительно ответили на поставленный вопрос (две трети опрошенных).
Школьники МОУ СОШ№ 7 также считают, что сами ребята могут решать такие вопросы, как:
- организация досуга и внеурочных мероприятий, вопросы учебы и дисциплины, оказание помощи отстающим учащимся;
- защита прав обучающихся, выражение мнения школьников, участие в решении конфликтов, помощь в управлении ОУ;
- решения бытовых и финансовых проблем, для замены учителей в Дни дублера и т.п.
Школьное самоуправление в школе № 7 - сложная система, в которой МЭРИЯ “Города Счастья” занимает свое определенное место .
Деятельность органов ученического самоуправления строится в соответствии с Положением об органах самоуправления МОУ СОШ № 7 .
Управление школьной детской организацией и Мэрия “Города Счастья” имеют свою структуру .
Чтобы стать одним из администраторов Мэрии, каждый член ШДО – “житель города Счастья” может пройти школу участия в жизнедеятельности организации, ступени роста:
- Житель “Города Счастья”;
- Почетный житель “Города Счастья”;
- Администратор “Города Счастья”;
- Куратор “Города Счастья”.
Звание “Почетный житель” присваивается воспитаннику, выполнившему все требования, предъявляемые к нему в памятке жителей “Города Счастья”, активному участнику всех школьных дел и имеющему благодарности, награды своего коллектива.
Звание “Администратор” присваивается “Почетному жителю “Города Счастья” среди учащихся 8-11-х классов.
МЭРОМ “Города счастья” выбирается один из администраторов, одержавший победу в предвыборной кампании.
КУРАТОРАМИ избираются или назначаются взрослые, желающие участвовать в деятельности ШДО и разделяющие ее цели и задачи. Они помогают в работе департаментов. Их деятельность определяется соответствующим Положением .