"Использование нестандартных форм и приемов как способ оптимизации при обучении иностранному языку"

Разделы: Иностранные языки


Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету. Учащиеся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием овладеть им, но постепенно интерес ослабевает. Возникает вопрос: почему? Главная причина, на мой взгляд, коренится в ложном представлении о некой абстрактной, а по сути мнимой обязанности ученика учиться. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если эта обязанность записана в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет “подвергаться обучению”, а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой, в сущности, проблему превращения объекта обучения в субъекта учебной деятельности. Постоянно повышать интерес учащегося к уроку – задача каждого педагога.

Залогом успеха считаю взаимоотношения с детьми. Важно понять каждого, уметь видеть их глаза, не терять ход их мыслей, “шагать” вместе с ними, обучать, воспитывать каждым своим уроком, учить учиться, включать каждого в активную мыслительную и речевую деятельность, развивать их творческую инициативу. Вместе с детьми я радуюсь и удивляюсь новому, наблюдаю, воспринимаю, осмысливаю, анализирую, оцениваю, делаю выводы, подвожу итоги. На уроке мы единое целое, целенаправленно идем к решению поставленных задач. Пути решения их у нас зачастую нестандартны, что обеспечивает интерес в учении, активность каждого, качество знаний, творческую инициативу.

Нестандартность бывает “чисто нашей”, то есть найденной мною и детьми, когда мы применяем приемы, рекомендуемые авторами УМК, стараемся внести в них изюминку, что-то добавляем, например установку на выполнение заданий.

Основным материалом, подлежащим усвоению, является материал учебника, но работа с ним организуется так, что упражнения перестают быть упражнениями, а становятся речевой ситуацией и выполняются часто в форме игры, в том числе и ролевой, группами, парами, индивидуально или коллективно.

Практика показала, что нестандартные формы и приёмы работы наиболее действенны, так как при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться.

Каждый момент процесса обучения нуждается в выборе таких форм, приёмов, методов, которые подходят к данной теме, к данному классу и, наконец, к данному учителю.

Например, в IV классе учеников следует познакомить со степенями сравнения имён прилагательных. Легко и быстро усваивают они массу прилагательных в положительной, сравнительной и превосходных степенях, если мы “отправляемся” в путешествие в незнакомую страну, где видим... один город большой, другой больше, третий самый большой, улицы в нём - одна широкая, другая шире, третья самая широкая. Реки в этой стране разные: длинные, длиннее, самые длинные, в таком предъявлении дети быстро понимают суть образования степеней сравнения, легко запоминают прилагательные, подлежащие усвоению. Об этой же поездке они слушают рассказ на английском языке. При этом их задача - наблюдать, определить суффиксы, сформулировать правила. Далее следуют интересные упражнения. Например: Остановитесь. Оглянитесь вокруг себя. Ищите! Сравнивайте!

Освоение “Irregular Verbs” ввожу ненавязчиво. Мы их называем “непослушные глаголы” Начинаем, конечно же, с ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА ИНФИНИТИВА, без которого не возможно обойтись. Объясняю, что первая форма может использоваться с частичкой to и без неё. Если мы хотим сказать, что что-то нужно делать, мы сразу берём её в помощники:

to break - ломать to forget - забывать to have - иметь to be - быть

В предложение “ Не likes to write letters” (Он любит писать письма) два глагола стоят в первой форме - like и write, но только в одном случае появляется частица to.

Оно и понятно:

Я что делаю? Люблю.

Люблю что делать? Писать.

Где вопрос что делать? - там и инфинитив.

Словно царь, сидит на троне,
Неказист и некрасив,
Очень важная персона,
Звать его инфинитив.

Заставляет он:

  • to read (read - read read) читать
  • to run бегать
  • to build строить
  • to break и ломать
  • to cut резать
  • to do делать
  • to bring приносить
  • to drive ехать
  • to spend тратить
  • to catch и ловить

Далее переходим к освоению Past Simple и Past Participle неправильных английских глаголов.

При подаче данного материала на младшем этапе обучения использую материалы автора книги: “Family English” A.A. Пыльцына, в которой содержатся основы нормативной грамматики, живые диалоги и игры, построенные на основе американского варианта английского языка. Практика показывает, что процесс освоения данных форм не представляет сложности, если эти глаголы предлагаются по возможности в виде рифмовок.

Первоначально предлагаю ребятам догадаться о значении всех глаголов, которые они встретят в стихах. Затем учащиеся проверяют себя по таблице неправильных глаголов. Пол Наташа

Sweep - swept - swept (swi:p - swept - swept)

Дом в порядке

keep - kept - kept (ki:p - kept - kept)

Потому что

know - knew - known (nou - nju: - noun)

Что когда-то

grow - grew - grown (grou - gru: - groun)

И, конечно,

dream - dreamt - dreamt (dri:m - dremt - dremt) Выйти замуж без проблем.

Далее мы учимся на практике использовать неправильные глаголы. Еще раз или несколько раз ребята читают стихи и проверяют сами себя, вставляя нужные глаголы. Разрешается пользоваться таблицей неправильных глаголов.

Пол Наташа _________________, (подметать)
Дом в порядке________________, (содержать)
Потому что_________________, (знать)
Что когда-то_________________, (вырастать)
И, конечно,_________________, (мечтать)
Выйти замуж без проблем.

При этом дети не скованы. Пользуются жестами, мимикой, двигаются. Прибегаю к помощи рифмовок в объяснении Present Continuous Tense.

Если я бананы ем,____________
Перед eating ставлю am. (I am eating bananas)
Если мама варит рис,___
Перед cooking ставлю is.(Mamma is cooking rice)
Если ты, и если вы;
Мы и кто-нибудь они
Спим до самого утра,
-Перед sleeping ставлю are

Заучив несколько подобных не сложных рифмовок, дети без особого труда используют в настоящем времени Continuous Tense. С большим желанием учащиеся придумывают свои собственные рифмовки, но при изучении, например Past Continuous Tense подобные (нестандартные) приемы оживляют урок, помогают ученикам быстро и осмысленно усваивать лексический и грамматический материал.

Английские методисты также предлагают очень эффективные и интересные технологии по обучению английскому языку, некоторые из них были освоены мною и успешно применены на уроках.

Приведу пример:

  • Brainstorming (или мозговая атака) - это такой вид групповой работы, который позволяет генерировать большое количество идей. С самого начала стимулирующихся учащихся обдумывать ту или иную проблему и высказывать свои мысли. Все высказывания фиксируются на доске, независимо от того, сказали учащиеся именно то, что я ожидала услышать или нет. Я как учитель направляю ход мысли учащихся. Детям, и старшим и младшим, нравится такой вид работы. Например, при изучении темы “Животные”, когда учащиеся уже освоили большую часть лексического материала, обращаюсь к учащимся “Today we are going to speak about animals. By the way, what words can you use speaking about animals? Tell me these words” Учащиеся называют слова, с которыми из них ассоциируются животные (существительные, прилагательные, глаголы), а я записываю их на доске. Затем мы обобщаем получившуюся схему. Дети составляют рассказы, сочиняют стихи, рифмовки
  • Guided reading (управляемое чтение), при котором учитель направляет учащихся на чтение специальных отрывков из текстов или книг с определенной целью. Например, найти примеры употребления каких-либо грамматических явлений или подтвердить какую-то мысль.
  • Jigsaw learning (reading). Перекрестное изучение (чтение). Это такой вид чтения, при котором отдельные группы работают над разными текстами. Например, класс делиться на три группы, каждой группе дается текст об одном из городов России или Великобритании, прочитав который, надо заполнить таблицу. Затем меняется состав группы, и опрашивают друг друга, учащиеся заполняют таблицу до конца. После этого учащиеся возвращаются в исходные группы и отвечают на вопросы учителя, обобщая полученные сведения ex. Which features and sights are the similar for Moscow and Ufa? И т.д. Затем учащиеся объединяются в пары, каждый предлагает поехать в свой город, объясняя почему. На доске пишутся опоры: Why not to visit...?

I suggest visiting...

Нельзя обойтись на уроках английского языка без ролевой игры. Известно, что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссии ученики - лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитают отмалчиваться. В роевой игре каждый получает роль и должен быть активным партнером в речевом общении.

Приведу один из примеров из всего многообразия игр. Для отработки лексики по теме “Внешность” использую игру “Детективы составляют фоторобот”: на магнитной доске части лица, “детектив” у доски, а его “коллеги” - остальные учащиеся описывают приметы подозреваемого. “Детектив составляет фоторобот”.

В ходе игры не исправляю ошибки, а лишь записываю их, чтобы на следующем занятии или по окончании игры обсудить наиболее типичные.

Особо хочется обратить внимание на проектную методику, которая считается достаточно результативной для реализации развивающих задач на уроке иностранного языка.

Согласно исследованиям ( Dewey J., Kilpatrick W., Hentig H., Groenewold P., Neuner G., Hunfeld H., Papandreou F., Гузеев В.В. , проект (проектная работа, состоящая из определенных этапов) - это конкретное общее дело, то, что делается творчески на радость и на пользу кого-то (себе, классу, родителям, друзьям и т.д.).

Характерной чертой проектной работы является присутствие мотивации и осознанной цели деятельности. Если спросить любого ученика в любой момент работы на уроке, что он делает, то каждый знает, что, зачем и для кого он выполняет. Например: “Я готовлю кроссворд для детского журнала”, “Пишу поздравительную открытку к празднику” и т.д.

Продуктом проектной работы может быть концерт, кроссворд, викторина, альбом, книжка - раскладушка, конкурсы рисунков, загадок, сказок, стихов, скороговорок, поговорок, сочинений, рифмовок. То есть существует огромное количество вариантов проектной работы, а значит, постоянно будет соблюдаться принцип новизны, который будет также способствовать мотивации учащихся.

Обобщая вышесказанное, я считаю, что познавательная активность, вера в успех, вдохновение, нестандартные формы работы учителя рождают интерес к предмету, а он, в свою очередь, влияет на эффективность обучения.

В заключении хочу сказать следующее: “Без любви не будет живой и полезной, любая методика, даже самая новейшая и рациональная. Без любви она не будет совершенной, а значит и завершенной”.

Две истины должны быть открыты педагогу: любовь и знание.