Цели урока:
Образовательные:
- Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы “Тригонометрические функции числового аргумента”;
- Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.
Развивающие:
- Способствовать формированию умения применять приёмы – сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
- Развитие математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.
Воспитательные:
- Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: частично-поисковый, (эвристический).
Тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач, самопроверка, системные обобщения.
План урока.
- Орг. момент – 2 мин.
- Тест с самопроверкой – 10 мин.
- Сообщение по теме – 3 мин.
- Систематизация теоретического материала – 15 мин.
- Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой – 10 мин.
- Итог самостоятельной работы – 2 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Задание на дом:
- Параграф 1, пункт 1.4
- Зачётные работы (задания были вывешены на
стенде).
Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. Ведь они пригодятся вам в дальнейшем.
Сегодня у нас заключительный урок по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”. Повторяем, обобщаем изученный материал, методы и приёмы решения тригонометрических выражений.
2. Тест с самопроверкой.
Работа проводится в двух вариантах. Вопросы на экране.
№ | 1 вариант | 2 вариант |
1 | Дайте определение синуса и косинуса острого угла | Дайте определение тангенса и котангенса острого угла |
2 | Какие числовые функции называют тангенсом и котангенсом? Дайте определение. | Какие числовые функции называют синусом и косинусом? Дайте определение. |
3 | Точка единичной окружности имеет координаты . Найдите значения sin, cos. | Точка единичной окружности имеет координаты (- 0,8; - 0,6). Найдите значение tg , ctg . |
4 | Какие из основных тригонометрических функций являются нечётными? Запишите соответствующие равенства. | Какие из основных тригонометрических функций являются чётными? Запишите соответствующие равенства. |
5 | Как изменяются значения синуса и косинуса при изменении угла на целое число оборотов? Запишите соответствующие равенства. | Как изменяются значения тангенса и котангенса при изменении угла на целое число оборотов? В чём особенность? Запишите соответствующие равенства. |
6 | Найдите значения sin cos, sin(- 630°), cos (- 630°). | Найдите значения tg , ctg , tg 540°, ctg(-450°). |
7 | На каком рисунке изображён график
функции у= sin x? а) б) в) |
На каком рисунке изображён график
функции у= tg х? а) б) в) |
8 | Запишите формулы приведения для углов ( - ), (- ). | Запишите формулы приведения для углов (+ ), (+ ). |
9 | Напишите формулы сложения. | Напишите основные тригонометрические тождества. |
10 | Напишите формулы понижения степени. | Напишите формулы двойного аргумента. |
Учащиеся отмечают неправильные шаги. Количество правильных ответов заносится в листок учёта знаний.
3. Сообщение.
Сообщение об истории развития тригонометрии (выступает подготовленный ученик).
4. Систематизация теоретического материала.
Устные задания.
1) О чём речь? Что особенного?
Определите знак выражения:
а) cos (700°) tg 380°,
б) cos (- 1) sin(- 2)
2) О чём говорит этот блок формул? В чём ошибка?
3) Рассмотрим таблицу:
Тригонометрические преобразования |
|||
Отыскание значений тригонометрических выражений | Нахождение значения тригонометрической функции по известному значению данной тригонометрической функции | Упрощение тригонометричес-ких выражений | Тождества |
4) Решение задач каждого вида тригонометрических преобразований.
Отыскание значений тригонометрических выражений.
Нахождение значения тригонометрической функции по известному значению данной тригонометрической функции.
Дано: sin = ; < <
Найти cos2, ctg2.
Ответ: .
Упрощение тригонометрических выражений.
Ответ: 1.
Докажите тождество:
1=1
Так как левая часть выражения равна правой, то выражение является тождеством.
5. Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой.
На интерактивной доске представлено трёхуровневое дифференцированное задание. Учащиеся работают, выполняя задания того уровня, который им по силам.
Первый уровень сложности:
Дано: sin = ; 0 < <
Найти: cos; cos ( - )
Второй уровень сложности:
Дано: cos = ; < < 2
Найти: cos2 , tg2
Третий уровень сложности:
Дано: sin = ; < <
Найти: sin2 ; sin (60° - ); tg (45° + )
Дополнительное задание.
Докажите тождество:
4 sin4 - 4 sin2 = cos 2 2 - 1
6. Итог самостоятельной работы.
Учащиеся проверяют работу и заносят результаты в листок учёта знаний.
7. Подводится итог урока.
Комментируются оценки, полученные учащимися.