Тригонометрические функции числового аргумента

Разделы: Математика


Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала темы “Тригонометрические функции числового аргумента”;
  • Создать условия контроля (самоконтроля) усвоения знаний и умений.

Развивающие:

  • Способствовать формированию умения применять приёмы – сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию;
  • Развитие математического кругозора, мышления, речи, внимания и памяти.

Воспитательные:

  • Содействовать воспитанию интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: частично-поисковый, (эвристический).

Тестовая проверка уровня знаний, решение познавательных обобщающих задач, самопроверка, системные обобщения.

План урока.

  1. Орг. момент – 2 мин.
  2. Тест с самопроверкой – 10 мин.
  3. Сообщение по теме – 3 мин.
  4. Систематизация теоретического материала – 15 мин.
  5. Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой – 10 мин.
  6. Итог самостоятельной работы – 2 мин.
  7. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Задание на дом:

- Параграф 1, пункт 1.4
- Зачётные работы (задания были вывешены на стенде).

Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием. Ведь они пригодятся вам в дальнейшем.

Сегодня у нас заключительный урок по теме: “Тригонометрические функции числового аргумента”. Повторяем, обобщаем изученный материал, методы и приёмы решения тригонометрических выражений.

2. Тест с самопроверкой.

Работа проводится в двух вариантах. Вопросы на экране.

1 вариант 2 вариант
1 Дайте определение синуса и косинуса острого угла Дайте определение тангенса и котангенса острого угла
2 Какие числовые функции называют тангенсом и котангенсом? Дайте определение. Какие числовые функции называют синусом и косинусом? Дайте определение.
3 Точка единичной окружности имеет координаты . Найдите значения sin, cos. Точка единичной окружности имеет координаты (- 0,8; - 0,6). Найдите значение tg , ctg .
4 Какие из основных тригонометрических функций являются нечётными? Запишите соответствующие равенства. Какие из основных тригонометрических функций являются чётными? Запишите соответствующие равенства.
5 Как изменяются значения синуса и косинуса при изменении угла на целое число оборотов? Запишите соответствующие равенства. Как изменяются значения тангенса и котангенса при изменении угла на целое число оборотов? В чём особенность? Запишите соответствующие равенства.
6 Найдите значения sin cos, sin(- 630°), cos (- 630°). Найдите значения tg , ctg , tg 540°, ctg(-450°).
7 На каком рисунке изображён график функции у= sin x?

а)

б)

в)

На каком рисунке изображён график функции у= tg х?

а)

б)

в)

8 Запишите формулы приведения для углов ( - ), (- ). Запишите формулы приведения для углов (+ ), (+ ).
9 Напишите формулы сложения. Напишите основные тригонометрические тождества.
10 Напишите формулы понижения степени. Напишите формулы двойного аргумента.

Учащиеся отмечают неправильные шаги. Количество правильных ответов заносится в листок учёта знаний.

3. Сообщение.

Сообщение об истории развития тригонометрии (выступает подготовленный ученик).

4. Систематизация теоретического материала.

Устные задания.

1) О чём речь? Что особенного?

Определите знак выражения:

а) cos (700°) tg 380°,
б) cos (- 1) sin(- 2)

2) О чём говорит этот блок формул? В чём ошибка?

3) Рассмотрим таблицу:

Тригонометрические преобразования

Отыскание значений тригонометрических выражений Нахождение значения тригонометрической функции по известному значению данной тригонометрической функции Упрощение тригонометричес-ких выражений Тождества

4) Решение задач каждого вида тригонометрических преобразований.

Отыскание значений тригонометрических выражений.

Нахождение значения тригонометрической функции по известному значению данной тригонометрической функции.

Дано: sin = ; < <

Найти cos2, ctg2.

Ответ: .

Упрощение тригонометрических выражений.

Ответ: 1.

Докажите тождество:

1=1

Так как левая часть выражения равна правой, то выражение является тождеством.

5. Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой.

На интерактивной доске представлено трёхуровневое дифференцированное задание. Учащиеся работают, выполняя задания того уровня, который им по силам.

Первый уровень сложности:

Дано: sin = ; 0 < <

Найти: cos; cos ( - )

Второй уровень сложности:

Дано: cos = ; < < 2

Найти: cos2 , tg2

Третий уровень сложности:

Дано: sin = ; < <

Найти: sin2 ; sin (60° - ); tg (45° + )

Дополнительное задание.

Докажите тождество:

4 sin4 - 4 sin2 = cos 2 2 - 1

6. Итог самостоятельной работы.

Учащиеся проверяют работу и заносят результаты в листок учёта знаний.

7. Подводится итог урока.

Комментируются оценки, полученные учащимися.