Цели урока:
- Закреплять знания детей о правописании безударных гласных в слове ;
- Формировать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость;
- Повышать общую языковую культуру учащихся.
Задачи урока:
- Закреплять знания правописания безударных гласных в корне слова при помощи подбора однокоренных слов и изменения числа;
- Развивать познавательный интерес учащихся к самостоятельному добыванию знаний, речь, интеллект, внимание, воображение, память;
- Прививать любовь к русскому языку, воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная установка,
- магнитофон,
- на доске картинки сказочных домиков и растений,
- портреты Незнайки, Пилюлькина, Винтика, Шпунтика;
- маршрутные листы с карточками – тестами, заданиями для групповой работы,
- сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Дети входят в класс под песню В.Шаинского «В траве сидел кузнечик».
На доске изображён Цветочный город.
- Ребята, а куда мы с вами попали? (В Цветочный город.)
- А кто в нём живёт? (Малыши-коротышки.)
- Обычно Незнайка приходил к нам на уроки, а сегодня мы отправимся в Цветочный город. Согласны? На столах у вас маршрутные листы. (См. приложение 3)
- Покажите, с каким настроением вы отправитесь в путешествие? Слайд №2, приложение 4.
- Отметьте это настроение на маршрутных листах.
- Итак, Цветочный город нас ждёт!
II. Тема и цели урока.
Сценка.
В класс вбегает Незнайка с футбольным мячом.
- Привет, ребята! Вы моего друга Гуньку не видели?
Следом за ним входит Гунька. В руках у него меч.
- Здорово, Незнайка! Вот и я!
- А ты зачем принёс меч? Мы же будем играть в футбол!
- Ты же сам просил! – обиженно говорит Гунька.
- Ты что! Я меч не просил! Я звал в мячик играть!
- Ты мне записку прислал. Читайте, ребята! Слайд №3, приложение 4.
- Ребята, почему друзья не поняли друг друга? Кто виноват в ссоре?
(Незнайка. Он сделал ошибку в слове «мечом».)
(На доске портрет Незнайки).
- На какую орфограмму допущена ошибка?
(Безударная гласная.)
- Сформулируйте тему нашего урока? Слайд № 4, приложение 4.
- Какова цель нашего урока? Слайд № 4, приложение 4.
III. Чистописание.
- Какие гласные бывают опасные? (а, о, и, е, я)
- Давайте покажем Незнайке, как их писать.
Ручка на экране показывает написание буквы, а вы обведите своей ручкой по воздуху.
Затем на маршрутном листе найдите строчку с цифрой 1 и напишите эти буквы. Слайды №5–10, приложение 4.
- Когда эти гласные бывают опасными?
(Когда они безударные.)
- Каким правилом мы пользуемся? Слайд №11, приложение 4.
(Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение!)
IV. Закрепление изученного.
- Прочтём ещё раз записку Незнайки. Слайд №3, приложение 4.
- Что он имел ввиду, когда писал «с м.чом»?
- Найдите в маршрутном листе цифру 2.
Запишите проверочное слово. Слайд №12, приложение 4.
- Посмотрите внимательно: нет ли ещё ошибок в записке?
Запись в маршрутном листе: (Слайд № 12, приложение 4.)
мяч – с мячом
двор – во дворе
ходит – выходи
- Как проверяли безударную гласную?
Давайте объясним Незнайке.
(Изменяли слово, подбирали проверочное так, чтобы безударная гласная стала ударной).
- Мы хорошо потрудились, давайте отдохнём.
V. Физминутка.
- Если я называю слово с безударным гласным звуком «е» - вы ставите руки на пояс и приседаете; если слово с другим безударным гласным- вы поднимаете руки вверх, подпрыгиваете и делаете хлопок.
Шаги, река, сосна, земля, следы, трава, слоны, звезда.
VI. Закрепление изученного.
- Доктор Пилюлькин тоже решил помочь Незнайке. И дал ему задание – «полечить заболевшие» слова.
(На доске портрет доктора Пилюлькина).
- Найдите на маршрутном листе № 3. Прочитайте задание. (Задания дифференцированные. Для сильных учеников отмечены , а для слабых – ). (Cм. приложение 1.)
- Подберите к словам с пропущенными безударными гласными проверочные слова, затем из строки к слову выберите и закрасьте прямоугольник с нужной буквой.
- Кто закончит работу - покажите сигнал .
- У кого возникнут трудности – покажите сигнал .
- А теперь доктор Пилюлькин проверит ваши результаты. Внимание на экран! Слайд № 13, приложение 4.
- Встаньте те, у кого получилась такая же лесенка.
- На какой ступеньке споткнулся? (Вопрос для тех, кто ошибся).
- Расскажите, ребята, Пилюлькину как лечили слова?
(Изменяли слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).
VII. Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VIII. Работа в группах.
- Ребята, посмотрите, кто ещё пришёл помогать Незнайке? ( Портреты Винтика и Шпунтика).
- Эти друзья – большие мастера.
Они предлагают вам с Незнайкой заняться ремонтом. А поскольку эта работа трудная, то и выполнять её будем группами.
- Приготовьте маршрутные листы, инструменты и сигнальные знаки.
- Группы, займите свои места, согласно своему цвету!
Прочитайте задание № 4.
- Помните, что вы работаете в группе, а значит всё обсуждаете вместе.
- О своём выполнении группа показывает сигнал . (См. приложение 2.)
Проверяем работу. Пока одна группа рассказывает, остальные внимательно слушают и дают сигнал: согласны или нет.
(Выслушивается каждая группа. Составленные предложения группы вывешивают на доску.)
(Над цветами летает весёлая пчела.
На деревьях дрожат зелёные листочки.
У домов на траве играют малыши.)
- А теперь команды прочитайте предложения, посоветуйтесь и скажите, что получилось. (Рассказ)
- Докажите. (Предложения связаны по смыслу, одной темой.)
- Обсудите в группе, какое название вы бы дали рассказу.
- Запишите в маршрутный лист рассказ и выбранное название.
IX. Итог урока.
- Итак, наше путешествие в Цветочный город подходит к концу.
- Какую тему мы повторяли на уроке? Слайд № 4, приложение 4.
- Что полезного было для вас на уроке?
X. Рефлексия.
- Ребята, покажите, с каким настроением вы заканчиваете путешествие по Цветочному городу? Отметьте на листе. Слайд № 2, приложение 4.
XI. Домашнее задание.
- Друзья- коротышки просят вас дома придумать и записать 2 предложения о путешествии в Цветочный город, используя слова с безударными гласными.
А Незнайка говорит, что вы сегодня… Слайд № 14, приложение 4.
(Молодцы!)