Пояснительная записка
Современное общество - это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый учитель старается дать ученикам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате ребенок перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, ребенок не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.
В настоящее время в педагогической литературе и высказываниях педагогов-практиков термин “проектирование” употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.
Как в области техники, технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т.е. достаточно подробно разработан. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогичекие условия. Тем самым он создаёт своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Метод проектов является наиболее естественным способом создания в ходе обучения среды (т.е. условий и ситуаций деятельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетентностей у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составляющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетентности.
Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта [5]. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых в учебном процессе или в результате самообразования.
Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.
Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).
На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися класса и учителем.
Проекты, выполняемые на уроках, могут быть краткосрочные или средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Проекты выполняются при изучении тем: “Программирование на языке “Turbo Pascal”, “Графика языка Turbo Pascal”, “Логические функции MS Excel”, “Использование текстового процессора MS Word как издательской системы”, “Создание презентаций с помощью PowerPoint”, “Системы управления базами данных MS Access”. Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.
Актуальность: в процессе преподавания предмета информатика и ИКТ в школе, мы отметили, что обучающиеся при изучении различных тем затрудняются самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, моделировать информационные процессы и применять полученные знания на практике. У них не получается должным образом анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовать ее и представлять перед аудиторией, то есть западают информационная и коммуникативная компетентностей. Мы поставили цель найти способ, формы и средства для решения данной проблемы. На первом этапе работы мы использовали рефераты, различного рода творческие работы и проекты. В качестве более эффективной зарекомендовала себя работа с проектами. У обучающихся, повышался познавательный интерес, они с большей усидчивостью относились к учебному материалу, быстрее усваивали сложные темы, овладевали навыками: планировать свою деятельность, качественно работать с информацией, самостоятельно принимать решения, проводить рефлексию и предъявлять результаты своего труда перед аудиторией.
Объект исследования: процесс развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.
Предмет исследования: педагогические условия развития компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.
Цель: выявить совокупность педагогических условий развития информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности на уроках информатики и ИКТ.
Задачи:
- Провести сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его в уроке.
- Выявить наиболее приемлемые подходы в использовании метода проекта, исходя из возрастных особенностей обучающихся.
- Разработать систему уроков по основным содержательным линиям предмета информатика в среднем, общем, старшем звеньях, с учетом развития информационной и коммуникативной компетентностей, с использованием проектного метода.
- Подготовить систему могиторинга сформированности информационной и коммуникативной компетентностей обучающихся и оценки успешности введения проектов в учебный процесс.
Гипотеза
Если внедрить метод проектов в урок информатики и ИКТ, то это позволит подготовить ученика:
- умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;
- владеющего навыками моделирования и проектирования;
- обладающего, информационной и коммуникативной компетентностями.
Ожидаемые результаты:
- Развитие ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной.
- Повышение познавательного интереса к изучению предмета.
- Повышение качества обучения и успеваемости.
Концепция: В данном случае из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики был выбран метод проектов как средство развития компетентностей обучающихся, потому, что в условиях еще существующей классно-урочной системы занятий этот метод наиболее легко вписываются в учебный процесс, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о профильных классах, предусматривающих иное содержание, более углубленное, профильно ориентированное, то данная технологии легко вписываются и в эти образовательные системы. Это методическая система, позволяющая, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами. В дано программе. Под проектным методом будем понимать метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов [5].
Метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также именно метод проектов помогает развивать у обучающихся, информационную и коммуникативную компетентности.
Под информационной компетенцией будем понимать - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
А под коммуникативной компетенцией - знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетентностей в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области [9].
Под педагогическими условиями понимается совокупность взаимосвязанных условий, необходимых для создания целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием современных информационных технологий, обеспечивающих формирование личности с заданными качествами [3].
Одним из инновационных моментов данной программы является система преемственности проектной деятельности при переходе из класса в класс. Переходя в следующий класс обучающийся уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков работы с проектами. Поэтому на каждой новой ступени обучения уровень проектной деятельности усложняется
Механизм реализации
Работа над проектами с обучающимися проходит по следующим этапам [11]:
I. Организационный этап
Изучение технологии проектирования, даются основные понятия о проектной деятельности.
Ознакомление с методическими материалами, которые отражают историю возникновения, типологию и структуру проектирования, календарь работы над проектом, рекомендации к проектированию, критерии оценки и др. На уроках и консультациях с учащимися рассматриваются следующие вопросы:
- Проект, его типы и структура.
- Этапы проектной деятельности.
- Критерии оценки проектов.
- Оформление результатов проектной деятельности
- Демонстрация готовых проектов.
- Создание творческих групп, пар.
- Планирование работы над краткосрочными и долгосрочными проектами.
II. Внедренческий этап
- В тематическое планирование обучения внесены элементы проектной деятельности.
- Разработаны межпредметные проекты.
- Разработаны методические рекомендации к составлению теоретической части проекта, схема обдумывания, алгоритм работы над проектом и типология проектов для каждого класса, критерии оценки проекта.
- Привлечение обучающихся в творческие группы, пары.
- Контроль, оказание методической поддержки проектной деятельности, координация внутригрупповой и парной работы обучающихся.
- Составлен календарь работы для каждого учащегося.
- Проводятся консультации для обучающихся.
- Создание мини-проектов в рамках урока информатики.
- Создание в кабинете уголка проектов, для каждого обучающегося создается календарь работы над проектом.
- Создание списка проектов, в дальнейшем его доработка и расширение.
- Создание мини-проектов, групповых и индивидуальных проектов. В проектах задействовать обучающихся всего класса. Выполнение проектов разного жанра: газеты, бюллетени для информационного уголка в классе, кроссворды с фрагментами, демонстрационно-иллюстративный материал, прикладной проект. Использование проектов в качестве промежуточной аттестации по информатике.
- Деятельность обучающихся организуется следующим образом: индивидуально, в парах, в группах. В проектах должны быть реализованы следующие дидактические цели: обобщить, систематизировать учебный материал, применить его на практике, развить творческие способности.
- Вывести обучающихся на участие в научно-практической конференции. Подготовить к выступлению проектов обучающихся на различные конкурсы.
III. Аналитический этап
- Проведение анкетирования. С целью определить влияние проектной деятельности на личные успехи учеников (Приложение №1)
- Анализ влияния на учебную деятельность использования проектов (срезы, аттестации, результаты успеваемости и качества по четвертям).
- Анализ развития информационной и коммуникативной компетентностей.
- Составление плана дальнейших действий.
Изучив положительный опыт использования метода проектов в педагогической деятельности, применения их для проведения итоговых творческих заданий, итоговых работ по теме в виде проектов, мы пришли к выводу, что использование метода проектов на уроке информатики способствует:
- формированию у обучающихся определенных знаний, умений и навыков дня осуществления информационной деятельности с компьютерной техникой;
- развитию информационной и коммуникативной компетентностей;
- развитию наглядно - образного, интуитивного, креативного, творческого типов мышления;
- поддержанию мотивации применения информационных технологий в учебной деятельности;
- развитию эстетического восприятия любых объектов;
- формированию умений принимать оптимальное решение или находить варианты решения в сложной ситуации
- развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
- развитию пространственного воображения.
Сроки реализации программы: 2009-2012 годы, на базе МОУ «СОШ №2 им.А.И. Исаевой» города Нефтеюганска с 5-11 классы. 5 классы – 62 учащихся, 6 класс – 52 учащихся, 7 класс – 63 учащихся, 8 классы – 61 учащихся, 9 классы - 71 учащийся, 10 класс - 14 учащихся, 11 класс – 15 учащихся.
Этапы реализации программы
Этап, сроки этапа, цели и задачи этапа |
Планируемый результат |
Подготовительный 2008-2009 уч. год Цель: сбор, анализ и структурирование информации о методе проектов и использовании его в уроках информатики и ИКТ. Основные задачи этапа и направления деятельности:
|
|
2009-2010 уч. год. Практический Цель: внедрение и апробация проектной деятельности в уроке информатики и ИКТ. Основные задачи этапа и направления деятельности:
|
|
2010-2011 уч. год. Практический Цель: внедрение и апробация проектной деятельности как основы формирования ключевых компетентностей обучающихся в условиях урока информатики и ИКТ. Основные задачи этапа и направления деятельности:
|
|
2011-2012 уч. год. Обобщающий Цель: Проанализировать опыт организации проектной деятельности в уроке информатики и ИКТ». Основные задачи этапа и направления деятельности:
|
|