Программные задачи:
- Закрепить представление у детей о диких животных (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, название детенышей).
- Упражнять в образовании относительных прилагательных, умение согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Побуждать детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. Вся работа на занятии проводилась фронтально и индивидуально.
Оборудование:
- Мультимедийная система.
- Слайды: котенок, зимняя природа, лось, заяц, медведь, волк, белка, тигр, (картинки смайликов).
- Магнитные картинки с животными: волк, лиса, заяц, лось, бурый медведь, белка, жираф, лев, белый медведь, кенгуру, бегемот, пингвин, норка, рысь. Карта (нарисованная для заселения животных).
- Разрезные картинки для игры «Чей хвост, чьи уши».
- Игрушка рыжий котенок.
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас необычный день. Как вы думаете почему?
- Посмотрите вокруг внимательно! (Много гостей.)
- Правильно, у нас много гостей. А что нужно сделать в первую очередь при встрече? (Поздороваться.)
- А поздороваемся мы с нашими гостями необычно, с помощью индийского приветствия и подарим свои улыбки.
- И вы гости присоединяйтесь к нам в нашем приветствии, повторяя жесты за детьми.
- Мы очень рады видеть вас!
- Между нами мир!
- Мы несем вам свет, радость, любовь. (Поклон.)
- И дарим, вам свои улыбки!
- А теперь, ребята, повернитесь ко мне. Сегодня... (мяукает котенок). Ой, вы слышите: «Кто это?»
- Это котенок!
- А как вы догадались?
- Да, так голос падает котенок!
- Так интересно, а давайте представим какой он, может быть?
- А, что еще можно сказать? Где он живет? Какое это животное? (Он лакает молочко, умывается лапкой.)
- А покажите, как он это делает!
- Ребята, вы молодцы!
- Давайте посмотрим на экран и сравним наши предположения с реальностью! (На экране появляется котенок: рыжий, полосатый, пушистый.)
- А давайте мы придумаем кличку нашему котенку. (Рыжик, Полосатик)
- А почему вы его так назвали?
- А всем мы животным можем дать клички? (Нет.)
- А каким нельзя? (Которые живут в лесу.)
- Правильно, те, которые живут в лесу. А как мы называем этих животных одним словом? (Дикие.)
- Вы, догадались о ком, пойдет речь на нашем занятии?
- Правильно о диких животных! Мы с вами отправимся в путешествие по нашей дальневосточной тайге. Посмотрите, какая она красавица (заставка на экране фотография Амута зимой).
(Появляется котенок, мяукает).
- Мне кажется, ребята, что котенок очень хотел бы отправиться с нами в увлекательное путешествие. Возьмем его с собой?
(Игрушка рыжий котенок.)
- Рыжик, иди ко мне!
(Проектор выключается.)
- А в тайге сейчас очень, очень холодно, а почему? (Зима.)
Игра «Каким (какой) может быть…»
Давайте с вами поиграем в игру и расскажем все о зиме. Я начинаю предложение, а вы постарайтесь правильно закончить его, показывая слово жестом, если это возможно.
- Зима может быть какой… (теплой, суровой, холодной, снежной…)
- Снег может быть каким… (белым, пушистым…)
- Мороз – (сильным, слабым, трескучим…)
- Ветер… (тихий, сильный, ледяной, колючий)
- Да, нелегко сейчас диким животным в лесу. Почему? (Зима, холодно, снег везде).
- Тайга наша очень большая, и животных там живет очень много. Я приготовила для вас картинки с разными животными, ой, наверное, наш котенок «Рыжик» поиграл с картинками и перепутал всех животных. И теперь я запуталась, а какие же живут в нашей тайге?
(Магнитные картинки с животными: волк, лиса, заяц, лось, бурый медведь, белка, жираф, белый медведь, кенгуру, бегемот, пингвин).
- Ребята, помогите мне разобраться и убрать лишних. А я их расселю на карте по месту их жительства (карта нарисованная – жаркие страны желтым цветом).
- Правильно, белый медведь лишний, он не живет в нашей тайге, а живет на Севере, вот здесь (селю).
- Пингвины живут среди льдов на Южном полюсе, вот здесь!
- Молодцы, ребята, вы мне так помогли, я сразу вспомнила, кто, где живет.
В нашей дальневосточной тайге живут все эти животные (показываю).
Игра «Мамы и их детеныши»
- Давайте мы еще раз назовем вместе с их детенышами:
- волк живет с волчатами;
- лиса с лисятами;
- лось с лосятами;
- медведь с медвежатами;
- заяц с зайчатами;
- белка с бельчатами.
- А что помогает диким животным выживать в нашей суровой тайге?
- Как они переживают зиму?
- Вы будете называть, увидев картинку на экране, если ответ будет правильным, появится веселая картинка, а если ошибка – грустная.
- Лось (длинные ноги, легко передвигается по снегу, рога, с помощью них он защищается от волка. Питается он засохшей травой, зимой не спит, ест веточки, кору деревьев, из-под снега добывает корешки).
- Заяц (белая шубка, быстрые лапки).
- Медведь (ловушка) (зимой спит в берлоге, сосет лапу).
А еще зимой спит енот, барсук, еж, крот, летом и осенью они много ели, чтобы жира хватило до весны.
- Волк (не спит, охотится за зайцем, оленем, мышкой).
- Белка (сменила шубку на более теплую, питается своими запасами – семена, зерна, грибок, ягоды, орехи).
- А еще всем им помогает острый нюх.
- А чтобы наши носики тоже хорошо дышали, давайте мы с вами сделаем массаж для нашего дыхания (закаливающее дыхание).
- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрее найди,
И мне его покажи.
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик – баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу»
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
- Рыжику тоже очень понравился наш массаж для носиков, он просит вас, чтобы его тоже научили его делать. Я ему пообещала, что мы его научим.
- А теперь давайте немного подвигаемся и поиграем в нашу любимую игру «У оленя дом большой». Будем выполнять движения с поворотом в правую сторону и темп делать быстрее.
- От кого зайчик убегал? (От охотника). От злого охотника.
- А люди могут помогать животным в лесу? (Да)
- Есть такая профессия лесная – егерь.
Егерь запасает сено летом. А зимой развозит его по лесу для лосей, зайцев. Егерь по снегу может определить, где какой зверь пробежал. На снегу в лесу много разных следов.
- А если бы мы увидели в лесу следы, мы бы узнали, чей это след?
Игра «Чей след?»
- Как называется след, который оставила лиса – (лисий), след волка (волчий), лося (лосиный), мыши (мышиный), зайца (заячий), белки (беличий), кабан (кабаний), человека (человечий)
- Ребята, опять Рыжик пошалил, я хотела с вами поиграть в игру, а теперь ничего не могу понять: У кого, чей хвост? У кого, чьи уши? Помогите разобраться. Дети меняют, индивидуальная работа.
- А теперь назовите мне, пожалуйста, у кого, чей хвост и чьи уши?
Маша, начинай. (Появляется слайд с тигром)
- Ой, ребята, кто же это? Неужели наш котенок так подрос? (это тигр)
- Это амурский тигр. А еще его называют царь тайги. Он живет только в нашей дальневосточной тайге, их в природе осталось очень мало, поэтому их нужно оберегать от злых людей – браконьеров.
- Ребята, посмотрите, как тигр похож на нашего Рыжика, неспроста.
Рыжик, это твой дальний родственник. Рыжик и тигр принадлежат к семейству кошачьих. Это кошки.
- Обратите внимание, как наш Рыжик обрадовался, не зря котик с нами путешествовал, ведь он нашел своего родственника.
- А вам было интересно?
- Что нового вы узнали?
Пальчиковая гимнастика «Животные»
- Покажите с помощью пальчиков, о каких животных мы с вами говорили?
- Кого показывает Рэм? Вы отгадали?
Игра «Назови ласково»
- Рэм, а как этого животного назвать ласково? И т.д.
Домашнее задание
- Дома вместе с родителями придумайте загадку о любом диком животном и попробуйте его изобразить с помощью движений.
На экране появляется улыбка.
- Вы помните, наше занятие началось с хорошего настроения, мы обменялись улыбками (экран настроения). И теперь улыбку нам дарит наш компьютер, покажите жестом, какое у вас настроение. А у наших гостей, давайте спросим?
Ну и прекрасно.