Комплексно-тематическое занятие по познавательному развитию и развитию лексико-грамматического строя речи с использованием здоровьесберегающих технологий по теме "Дикие животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  1. Закрепить представление у детей о диких животных (название, особенности внешнего вида, способы передвижения, название детенышей).
  2. Упражнять в образовании относительных прилагательных, умение согласовать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже.
  3. Побуждать детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог. Вся работа на занятии проводилась фронтально и индивидуально.

Оборудование:

  1. Мультимедийная система.
  2. Слайды: котенок, зимняя природа, лось, заяц, медведь, волк, белка, тигр, (картинки смайликов).
  3. Магнитные картинки с животными: волк, лиса, заяц, лось, бурый медведь, белка, жираф, лев, белый медведь, кенгуру, бегемот, пингвин, норка, рысь. Карта (нарисованная для заселения животных).
  4. Разрезные картинки для игры «Чей хвост, чьи уши».
  5. Игрушка рыжий котенок.

Ход занятия

- Ребята, сегодня у нас необычный день. Как вы думаете почему?

- Посмотрите вокруг внимательно! (Много гостей.)

- Правильно, у нас много гостей. А что нужно сделать в первую очередь при встрече? (Поздороваться.)

- А поздороваемся мы с нашими гостями необычно, с помощью индийского приветствия и подарим свои улыбки.

- И вы гости присоединяйтесь к нам в нашем приветствии, повторяя жесты за детьми.

- Мы очень рады видеть вас!

- Между нами мир!

- Мы несем вам свет, радость, любовь. (Поклон.)

- И дарим, вам свои улыбки!

- А теперь, ребята, повернитесь ко мне. Сегодня... (мяукает котенок). Ой, вы слышите: «Кто это?»

- Это котенок!

- А как вы догадались?

- Да, так голос падает котенок!

- Так интересно, а давайте представим какой он, может быть?

- А, что еще можно сказать? Где он живет? Какое это животное? (Он лакает молочко, умывается лапкой.)

- А покажите, как он это делает!

- Ребята, вы молодцы!

- Давайте посмотрим на экран и сравним наши предположения с реальностью! (На экране появляется котенок: рыжий, полосатый, пушистый.)

- А давайте мы придумаем кличку нашему котенку. (Рыжик, Полосатик)

- А почему вы его так назвали?

- А всем мы животным можем дать клички? (Нет.)

- А каким нельзя? (Которые живут в лесу.)

- Правильно, те, которые живут в лесу. А как мы называем этих животных одним словом? (Дикие.)

- Вы, догадались о ком, пойдет речь на нашем занятии?

- Правильно о диких животных! Мы с вами отправимся в путешествие по нашей дальневосточной тайге. Посмотрите, какая она красавица (заставка на экране фотография Амута зимой).

(Появляется котенок, мяукает).

- Мне кажется, ребята, что котенок очень хотел бы отправиться с нами в увлекательное путешествие. Возьмем его с собой?

(Игрушка рыжий котенок.)

- Рыжик, иди ко мне!

(Проектор выключается.)

- А в тайге сейчас очень, очень холодно, а почему? (Зима.)

Игра «Каким (какой) может быть…»

Давайте с вами поиграем в игру и расскажем все о зиме. Я начинаю предложение, а вы постарайтесь правильно закончить его, показывая слово жестом, если это возможно.

- Зима может быть какой… (теплой, суровой, холодной, снежной…)

- Снег может быть каким… (белым, пушистым…)

- Мороз – (сильным, слабым, трескучим…)

- Ветер… (тихий, сильный, ледяной, колючий)

- Да, нелегко сейчас диким животным в лесу. Почему? (Зима, холодно, снег везде).

- Тайга наша очень большая, и животных там живет очень много. Я приготовила для вас картинки с разными животными, ой, наверное, наш котенок «Рыжик» поиграл с картинками и перепутал всех животных. И теперь я запуталась, а какие же живут в нашей тайге?

(Магнитные картинки с животными: волк, лиса, заяц, лось, бурый медведь, белка, жираф, белый медведь, кенгуру, бегемот, пингвин).

- Ребята, помогите мне разобраться и убрать лишних. А я их расселю на карте по месту их жительства (карта нарисованная – жаркие страны желтым цветом).

- Правильно, белый медведь лишний, он не живет в нашей тайге, а живет на Севере, вот здесь (селю).

- Пингвины живут среди льдов на Южном полюсе, вот здесь!

- Молодцы, ребята, вы мне так помогли, я сразу вспомнила, кто, где живет.

В нашей дальневосточной тайге живут все эти животные (показываю).

Игра «Мамы и их детеныши»

- Давайте мы еще раз назовем вместе с их детенышами:

  • волк живет с волчатами;
  • лиса с лисятами;
  • лось с лосятами;
  • медведь с медвежатами;
  • заяц с зайчатами;
  • белка с бельчатами.

- А что помогает диким животным выживать в нашей суровой тайге?

- Как они переживают зиму?

- Вы будете называть, увидев картинку на экране, если ответ будет правильным, появится веселая картинка, а если ошибка – грустная.

- Лось (длинные ноги, легко передвигается по снегу, рога, с помощью них он защищается от волка. Питается он засохшей травой, зимой не спит, ест веточки, кору деревьев, из-под снега добывает корешки).

- Заяц (белая шубка, быстрые лапки).

- Медведь (ловушка) (зимой спит в берлоге, сосет лапу).

А еще зимой спит енот, барсук, еж, крот, летом и осенью они много ели, чтобы жира хватило до весны.

- Волк (не спит, охотится за зайцем, оленем, мышкой).

- Белка (сменила шубку на более теплую, питается своими запасами – семена, зерна, грибок, ягоды, орехи).

- А еще всем им помогает острый нюх.

- А чтобы наши носики тоже хорошо дышали, давайте мы с вами сделаем массаж для нашего дыхания (закаливающее дыхание).

- Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрее найди,
И мне его покажи.
- Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
-Вот так носик – баловник!
Он шалить у нас привык.
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу»
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
- Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.

- Рыжику тоже очень понравился наш массаж для носиков, он просит вас, чтобы его тоже научили его делать. Я ему пообещала, что мы его научим.

- А теперь давайте немного подвигаемся и поиграем в нашу любимую игру «У оленя дом большой». Будем выполнять движения с поворотом в правую сторону и темп делать быстрее.

- От кого зайчик убегал? (От охотника). От злого охотника.

- А люди могут помогать животным в лесу? (Да)

- Есть такая профессия лесная – егерь.

Егерь запасает сено летом. А зимой развозит его по лесу для лосей, зайцев. Егерь по снегу может определить, где какой зверь пробежал. На снегу в лесу много разных следов.

- А если бы мы увидели в лесу следы, мы бы узнали, чей это след?

Игра «Чей след?»

- Как называется след, который оставила лиса – (лисий), след волка (волчий), лося (лосиный), мыши (мышиный), зайца (заячий), белки (беличий), кабан (кабаний), человека (человечий)

- Ребята, опять Рыжик пошалил, я хотела с вами поиграть в игру, а теперь ничего не могу понять: У кого, чей хвост? У кого, чьи уши? Помогите разобраться. Дети меняют, индивидуальная работа.

- А теперь назовите мне, пожалуйста, у кого, чей хвост и чьи уши?

Маша, начинай. (Появляется слайд с тигром)

- Ой, ребята, кто же это? Неужели наш котенок так подрос? (это тигр)

- Это амурский тигр. А еще его называют царь тайги. Он живет только в нашей дальневосточной тайге, их в природе осталось очень мало, поэтому их нужно оберегать от злых людей – браконьеров.

- Ребята, посмотрите, как тигр похож на нашего Рыжика, неспроста.

Рыжик, это твой дальний родственник. Рыжик и тигр принадлежат к семейству кошачьих. Это кошки.

- Обратите внимание, как наш Рыжик обрадовался, не зря котик с нами путешествовал, ведь он нашел своего родственника.

- А вам было интересно?

- Что нового вы узнали?

Пальчиковая гимнастика «Животные»

- Покажите с помощью пальчиков, о каких животных мы с вами говорили?

- Кого показывает Рэм? Вы отгадали?

Игра «Назови ласково»

- Рэм, а как этого животного назвать ласково? И т.д.

Домашнее задание

- Дома вместе с родителями придумайте загадку о любом диком животном и попробуйте его изобразить с помощью движений.

На экране появляется улыбка.

- Вы помните, наше занятие началось с хорошего настроения, мы обменялись улыбками (экран настроения). И теперь улыбку нам дарит наш компьютер, покажите жестом, какое у вас настроение. А у наших гостей, давайте спросим?

Ну и прекрасно.

Приложение