Методическая разработка урока по теме "Особенности труда и быта, традиции родного края" по кубановедению в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель: Привитие любви к родному краю, труду, традициям кубанского народа. Воспитание патриотических чувств.

Оборудование: макет кубанской хаты; стол, накрытый скатертью; на столе хлеб и соль, пирожки, пампушки.

Место проведения: школьный музей.

Ход урока

Организация урока.

Сегодня мы проведём наш урок в нашем школьном музее. Здесь мы поговорим об особенностях труда, быта и традициях родного края.

Основная часть.

Нам всем сегодня будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А как всё это начиналось нам расскажет Борисова Лена.

Рассказ ученицы.

Царица Екатерина II издала Указ о пожаловании земель за их добросовестную службу. И тогда потянулись обозы с нехитрыми казачьими скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи.

Так появились наши предки – казаки на Кубани.

Рассказ учителя.

Обживая земли, казаки строили себе жильё: хаты. В одной из таких хат мы с вами и находимся. Я просила вас узнать у своих бабушек и дедушек, как раньше строили хаты.

Рассказ ученика.

- Моя прабабушка говорила, что хаты строили из самана, саман тоже делали сами из глины и соломы, потом выстроенные хаты обмазывали глиной с обеих сторон. Внутри и снаружи они обязательно хаты белили. Пол обмазывали глиной, а крышу делали под камышом и соломой. Огораживали хату невысоким плетнём. Этот плетень заготавливали вместе со взрослыми и дети.

- Дети, а как вы думаете, для чего хаты обязательно белились?

(Ответы детей.)

- Дети, а ещё белый цвет – это символ чистоты и опрятности.

Ребята, у нас в станице ещё такие хаты остались и мы их с удовольствием , я думаю, посетим на следующем уроке. Вот как выглядела хата снаружи мы узнали, а вот как она выглядела изнутри мы сейчас узнаем и увидим.

Рассказ учителя. В каждой хате была русская ечь, она являлась вместилищем пищи, домашним очагом. Главным украшением хаты была в красном углу – икона с рушником (Рассматривание иконы с рушниками)

Самым традиционным и почитаемым предметом в доме у казака был стол. Стол немыслим без вот такого хлеба – как пищи, символа благополучия. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль.

Как вы думаете почему?

(Ответы детей.)

А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов.

Какие вкусные блины, пирожки с кабаком, с фасолью, пироги с капустой пекли жены – казачки. А пампушки с чесноком, просто объеденье. (Ученица рассказывает рецепт пампушек с чесноком, который ей рассказала старая бабушка Марфа их соседка.)

Ребята, а в нашей станице Успенской и сейчас пампушки являются одним из любимых блюд, но только пампушки с халвой или фруктовой начинкой. Вот посмотрите какие пампушки испекли бабушки наших учеников. (Дети угощают ребят пампушками). И обязательно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Но вместо заварки калина или фруктовые веточки.

Чего только не было в казачьей хате – и ухват, и кочерга, и чугун. И каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот эти утюги. (Учитель показывает).

Человек во все времена стремился украсить свой быт. Народ творил из простого материала, но ценность изделия измерялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – драгоценное богатство нашего народа. Жители Кубани любят петь. А какой весёлой была бытовая песня. А игровые и хоровые песни показывали размах и удаль, весёлость и широту русского народа.

- Давайте в заключении нашей экскурсии разучим одну из кубанских песен.

Кубанские казаки – 2 р.
Казаки, казаки – 2 р.
По станицам гуляли – 2 р.
Гуляли, гуляли – 2 р.
Девчоночек любили – 2 р.
Любили, любили – 2 р.
Подарочки дарили – 2 р.
Дарили, дарили – 2 р.
Кубанские казаки – 2 р.

Итог урока

Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?